ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время среди проблем все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной экономики, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Все эти проблемы, так или иначе, относятся не только к основному, но и дополнительному образованию наших детей. В настоящее время учащийся ДШИ должен обладать не только суммой определенных знаний, но и уметь применять теоретические сведения на практике.
Проблема использования игровых приемов на сольфеджио в настоящее время очень актуальна. Нужно отметить, что к настоящему времени о дисциплине «Сольфеджио» сложился стереотип «скучного» урока. Я же в своей работе хочу доказать обратное. Сольфеджио может быть не только не скучным, но и очень увлекательным занятием.
Опыт многочисленных педагогов, психологов показал, что среди разнообразных форм, методов, приемов воспитания и обучения, одним из наиболее эффективных способов воспитания и социализации личности является привлечение детей к активному участию в творческой деятельности, каким является игра.
Для того чтобы детям хотелось получать знания по сольфеджио, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на занятии, нужно выбирать различные формы и приёмы организации занятий, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к музыке.
Игра является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными развитие младших школьников.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно младшего школьного возраста. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
Младшим школьникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.
Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.
В.С. Мухина очень точно подчеркивает: «Если с приходом ребенка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, это может привести к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относиться к школе и к учению, а возможно “уйдет в болезнь”».
Игра в целом – естественное состояние души ребенка. Главной особенностью игры является ее активный творческий характер. Через игру, воображение, творческие поиски дети обучаются сложным понятиям и навыкам. В игре всегда сочетается повторение и неожиданность. Обучающая игра должна вести через легкие и равномерные этапы вопросов и ответов, обострять интерес и мотивацию ребенка.
Говоря о всех достоинствах игры, мне хотелось бы сказать, что игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе.
Также нужно отметить, что едва ли не главную роль в обучении детей младшего возраста играет разнообразие. Поэтому при планировке занятий учитывается следующее:
а) Быстрая смена заданий. Любой вид работы не должен требовать слишком большого времени – от одной до 5 минут.
б) После заданий требующих умственного напряжения, предусматривается переключение на другие, более лёгкие. Например, письменные задания чередуются с эмоционально-двигательной разрядкой.
в) Поддерживать необходимый ритм урока, направленный на то, чтобы поддерживать активность восприятия детей.
В данной методической разработке я представляю итоговое занятие по сольфеджио (конец 2 четверти) - 2 год обучения.
Тип урока: - обобщающий: (повторение)
Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся.
Задачи:
Воспитательные: Воспитание организованности, работоспособности, активности, самостоятельности.
Развивающие: Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей, образно-эмоциональной сферы.
Образовательные: развитие у детей чувства ритма, развитие навыков интонирования звуков, развитие внутреннего и звуковысотного слуха.
Методы обучения: игровой, проблемно-поисковый, эвристический..
Методическое обеспечение: столбцы, письмо, интервальная партитура, дидактическое пособие «Рыбка», карточка, ритмическая партитура «Серый краб», шумовые инструменты.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|