Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, содержит разнообразие форм и приемов по активизации творческих проявлений на уроке сольфеджио.
ЦЕЛЬ: развитие музыкальных способностей учащихся через активизацию творческих проявлений.
ЗАДАЧИ: рассмотреть, каким образом можно использовать упражнения по активизации творческих проявлений в зависимости от индивидуальных особенностей, музыкальных данных и степени подготовленности учащихся.
Перед педагогами-музыкантами стоит следующая задача: развить музыкальность учащегося, сделать его музыкально грамотным. Музыкальность - способность воспринимать музыку и выразительно, доходчиво ее воспроизводить. Занятия по специальности имеют дело с эмоциональной стороной учащегося. Теоретические занятия направлены на осознание. Процесс пения с листа, например, выражается в формуле: вижу - слышу - пою. Во всех этих действиях - активная работа сознания. Вижу - осмысливание направления нот. Слышу - осмысливание ладовых и интервальных соотношений звуков. Исходя из того, что работа педагога может оказаться плодотворной только при заинтересованности учащегося, учитывая склонность детей к воображению, целесообразно вводить творческие задания. В начале обучения их цель - пробудить интерес к музыке, т.е. сочиняя, учащийся учится говорить музыкальным языком.
Для активизации слухового внимания можно предложить детям петь короткие мелодии - импровизации с названием звуков. Здесь важна работа мыслей учащегося, осознанное представление о высотном соотношении звуков. Начинать сознательную импровизацию следует тогда, когда дети имеют багаж музыкальных впечатлений, т.е. знают лад, тонику, размер, умеют тактировать.
На начальном этапе работа по сочинению ведется в классе. Сильное впечатление производит на учащихся занесение лучших мелодий в альбом. Домашние задания по сочинению строятся на принципе интереса, добровольности, самостоятельности. Мелодии, сочиненные дома, исполняются всем классом или автором. На начальном этапе мелодии могут быть примитивными по своей форме и ритму. Результат подобных упражнений сказывается на пении с листа, музыкальном диктанте, т.е. ноты перестают быть чужими. Кроме того такие упражнения благотворно влияют на развитие внимания, сосредоточенности, памяти, служат средством для развития музыкальности. Таким образом, наиболее глубокий след в сознании прокладывается собственной внутренней творческой инициативой. Подобные упражнения доступны всем. Учащемуся предоставляется право придумывать название сочинению. Постепенно одноголосная мелодия вырастает в количественном отношении. Предлагается писать каноны, оформлять мелодию двухголосно. Для активизации слухового внимания возможна игра: один из учащихся на предложенной странице напевает выбранную им мелодию. Остальные должны найти эту мелодию, т.е. активизируется работа внутреннего слуха. Для учащихся старших классов проводятся опыты импровизированного многоголосного пения, которые способствуют также активизации слухового внимания.
Задания, цель которых - развить музыкальный слух, творческие способности и фантазию детей, это примеры для самостоятельной ритмической и мелодической импровизации. Такие задания способствуют повышению активности учащихся на уроке, помогают лучше понять музыкальные образы и определить характер, форму и отдельные средства музыкальной выразительности.
В процессе работы можно использовать такие виды импровизаций: ритмо - мелодические в форме музыкального диалога, ритмодекламация текста, ритмические вопросы и ответы, сочинение мелодии в соответствии с заданным ритмом, сочинение мелодии на знакомый или собственный тексты, подбор аккомпанемента к знакомым песням и музыкальным произведениям.
Импровизационные задания необходимо тесно связывать с усвоением программного материала, в зависимости от знаний и умения детей. Учитель, направляя деятельность учащихся, постепенно усложняет творческие задания.
Опыт показывает, что эти задания целесообразно задавать на уроках обобщения, систематизации выученного, а также тогда, когда конкретизируется связь учебного материала с умением творчески оперировать приобретенными знаниями и навыками на практике.
На начальной стадии применения методов импровизации от учащихся можно требовать только умения продолжить мелодию в соответствующем эмоциональном характере или дать ответ на поставленный ритмический вопрос без записи на нотном стане. К этому виду работы можно переходить лишь тогда, когда дети хорошо усвоят соединение восьмых и четвертных нот в различных ритмических оборотах и приобретут навыки сольфеджирования на тех звуках, которые предлагаются для мелодической импровизации.
Приводим ориентировочные варианты работы мелодической и ритмической импровизации.
Ритмо – мелодические импровизации в форме музыкального диалога.
В упражнениях для импровизации принимают участие учитель и ученик. Учитель пет на слоге «ля» (или другом) с одновременным выстукиванием несложного мотива или фразы и предлагает учащемуся продолжить их в соответствующем характере (весело, игриво, грустно и др.), видоизменяя ритм и мелодическую интонацию. Если возникает
необходимость, учитель может иногда помочь ученику развить незаконченную интонацию, показывая возможности варьирования мелодических окончаний.
Перед импровизацией в беседе с учащимися необходимо определить характер будущей импровизации, напомнить детям песни или другие произведения, в которых музыка по характеру бывает разная: веселая, радостная «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского, грустная «Болезнь куклы» П.Чайковского и др.
На последующем этапе импровизации целесообразно рекомендовать музыкальные диалоги, в которых учащиеся должны определять интонации контрастного характера.
Ритмо – декламация текста
Этот вид работы применяется на начальном этапе ритмического воспитания. Он помогает воспроизводить ритмические рисунки, осознавать роль ритма для построения и развития мелодии.
Сначала следует давать детям простые задания, постепенно усложнять их, увеличивая объем тактов и слов.
Для создания ритмических рисунков учащиеся декламируют отдельные слова, имена или попевки в соответствующем ритме, с логическим ударением на том или ином слоге.
Сочинение мелодий на заданный текст
К этому виду творческой работы переходят, когда учащиеся приобрели определенные навыки сольфеджирования на тех звуках, которые предлагаются для мелодической импровизации.
Практически это можно провести так. Сначала учитель объясняет и показывает, как выполняется такое задание, затем предлагает ученикам попробовать самостоятельно сочинить мелодию по фразам, спеть ее в заданном ритме, сначала называя ноты, затем - со словами.
Лучшую из сочиненных мелодий необходимо записать на доске, а после этого пропеть ее всем классом, добиваясь выразительного исполнения, связанного с эмоциональным характером произведения.
Сочинение мелодий на знакомые или собственные тексты
Это одна из форм работы, которая требует от учащихся свободного владения программным материалом. Для таких импровизированных заданий следует подбирать несложные стихотворные тексты с выразительным эмоционально-образным содержанием, с четким ритмическим построением.
Приводим примеры стихотворных текстов, которые могут быть использованы для вокальной импровизации.
Русская народная песня «У кота-воркота»:
У кота-воркота
Колыбелька хороша.
«Песенка часов» (слова Т.Спендиаровой):
Так-тик-так! Так-тик-так!
Кто в часах стучится так? Так-тик-так!
Кто в часах стучится так?
«Первый снег» (слова И.Сурикова):
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
«Подарок маме» (слова Т.Волгиной):
Сорвала я в поле Я его на платье
Цветик голубой, Маме приколю.
Принесу в подарок Больше всех на свете
Маме дорогой! Маму я люблю!
Подбор ритмического аккомпанемента к знакомым песням и музыкальным произведениям.
С приобретением опыта пения с ритмическим сопровождением учащимися можно предложить такое творческое задание: самостоятельно придумать несложный ритмический аккомпанемент к песням, которые они хорошо усвоили на предыдущих уроках. Детям предлагают подобрать соответствующие ритмические соединения длительностей и разновидности тембра для аккомпанемента (выстукивание и прохлопывание или воспроизведение на ударных инструментах - бубне, треугольнике и т.п.).
В процессе работы учитель может вносить те или иные дополнения и разъяснения. Это поможет учащимся прийти к заключению о целесообразности того или иного вида ритмического аккомпанемента для лучшего раскрытия музыкального образа.
Подбор ритмического аккомпанемента можно рекомендовать к таким песням как, «Паровоз» А.Филиппенко, р.н.п. «Не летай соловей», к инструментальным произведениям «Марш» С.Прокофьева, «Смелый наездник» Р.Шумана.
Такие творческие задания необходимо проводить систематически и целенаправленно, усложняя их соответственно уровню познавательной деятельности учащихся.
В современной педагогической практике большое значение имеет проблемное обучение, которое зарекомендовало себя, как эффективный метод развития самостоятельной познавательной активности учащихся.
|