Статья "Работа над развитием музыкального слуха на занятиях сольфеджио"
03.12.2013, 00:27
Кривогузова Галина Евгеньевна
Педагог дополнительного образования, МБОУ ЦДОД и Д «Затверецкий» г.Твери
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр дополнительного образования детей и досуга «Затверецкий» (МБОУ ЦДОД и Д «Затверецкий»)
Учебно – методический материал статья:
Работа над развитием музыкального слуха на занятиях сольфеджио
Автор публикации: Кривогузова Галина Евгеньевна Педагог дополнительного образования МБОУ ЦДОД и Д «Затверецкий»
г.Тверь 2013 год
Введение
На современном этапе одной из важных задач является совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения. Возрастает роль искусства в жизни современного общества и в том числе роль музыкального образования и воспитания. Одна из учебных дисциплин в системе музыкального образования, способствующая музыкально – эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является сольфеджио. На занятиях сольфеджио педагог воспитывает у обучающихся любовь к музыке, развивает их музыкальные данные (слух, память, ритм), знакомит с теоретическими основами музыкального искусства, помогает выявлению и развитию творческих задатков у детей. Полученные на занятиях сольфеджио знания и навыки должны помочь учащимся в занятиях на инструменте, по музыкальной литературе, хору. Одна из важнейших музыкальных способностей, которая лежит в основе всех видов занятий музыкой - музыкальный слух. Р.Шуман в своей книге «Жизненные правила для музыкантов писал: «Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами». Музыкальный слух является средством овладения разносторонним и богатым кругом мыслей, чувств и переживаний, отраженных в музыке. Музыкальная практика требует развитого музыкального слуха, который можно разделить на мелодический и гармонический. Важно также учитывать необходимость развития внутреннего слуха, при наличии которого обучающиеся могут мысленно представить музыкальное произведение или его часть во всех деталях. Следует указать на зависимость внутреннего слуха от внешнего – лишь на основе богатого предыдущего опыта восприятия музыки внешним слухом постоянно вырабатывается внутренний (как мелодический, так и гармонический) слух, столь необходимый для самостоятельной работы любого музыканта.
1. Мелодический музыкальный слух
Мелодический музыкальный слух представляет собой способность воспринимать, запоминать и воспроизводить одноголосные завершенные мелодии, мотивы, темы фразы и т.д. Развитие мелодического слуха обучающихся опирается на воспитание: - чувства лада; - чувства строя (чистоты интонации); - чувства метроритма;
1.1. Развитие чувства лада
Изучение лада начинается на первом же уроке, затем знание постепенно углубляется, практические навыки закрепляются. В музыкальных произведениях, начиная от простых и кончая сложными, есть лад- устойчивые и неустойчивые звуки, связаны между собой. Устойчивость и неустойчивость звуков лада можно определить на слух следующим образом. Если звуки тормозят движение, останавливают его, то это устойчивые звуки. Если же звуки, наоборот, толкают к движению, то это неустойчивые звуки. Лад – это устойчивые и неустойчивые звуки, которые связаны между собой. Для детей младшего возраста можно дать определение лада еще проще. Играем мелодию, которая заканчивается устойчиво и вписываем, что звуки подходят друг к другу, дружат, ладят между собой – вот почему мы и говорим, что есть лад. В мелодии, которая заканчивается неустойчиво замечаем, что звуки не «дружат», «не ладят» между собой. Что же такое лад? Дети дают ответ: «Лад – это звуки, которые ладят между собой». После прохождения каждой темы задаем ряд вопросов, способствующих закреплению теоретического материала: Что такое лад? Что такое устойчивые звуки? Что такое неустойчивые звуки? Кроме того, даем ряд упражнений, которые заканчиваются на неустойчивом звуке и спрашиваем, какой звук в конце. Для характеристики лада часто используют термин «наклонение», что указывает либо на мажорность, либо на минорность лада. Таким образом, по своему наклонению лад бывает мажорный – оттенок у него твердый и светлый, и минорный – оттенок у него мягкий и темный. Все упражнения следует играть и петь. Если ученики поют фальшиво, надо терпеливо наводить их на конкретную высоту звуков, начиная лучше с пения в малой октаве. Если поддерживать ребенка, внушать, что он может петь, придет время, когда он запоет правильно. Но в начальной стадии развития музыкального слуха необходимо играть и одновременно петь, называя абсолютную высоту звуков. При изучении ступеней следует с самого начала обратить внимание учащихся на следующее. Ступень и звук отличаются друг от друга, как небо и земля. Отдельно взятый звук в ладовом отношении нейтрален. Ступень же имеет свое «лицо», «характер». Один и тот же звук, будучи той или другой ступенью, становится то темным, то светлым, что «толкает» к движению, то останавливает его. Ступени обозначаются римскими цифрами. Ученики по очереди играют ступени на фортепиано и все поют одновременно, называя звуки: до, ре, ми и т.д. Потом поем, называя ступени: первая, вторая и т.д. Ступени устойчивые поем вверх и вниз, называя звуки и цифровые обозначения ступеней. Так же неустойчивые ступени. Как только усвоено понятие «лад», «ступени», переходим к практическим упражнениям, целью и задачей которых является научить слышать ступени лада. Первоначальные упражнения представляют собой поступенное движение вверх и возврат к тонике через тритон, через м.6, через м.7 , то есть через такие интервалы, которые создают предельно острое тяготение. С самого начала следует дать ученикам установку слышать ступени – первая задача в развитии музыкального слуха. Ступени - все равно, что музыкальная буква. Работа над слуховым усвоением ступеней проводится в различных формах. Но прежде все это имитация: 1. Педагог поет, называя ноты, ученики повторяют. 2. Педагог играет упражнения на фортепиано, ученики после пауза поют, называя ноты, или играют на инструменте. Каждый урок начинается со слуховой «гимнастики» - пения упражнений. Во втором полугодии первого класса можно приступить к изучению тональностей. Чтобы выработать понятие о тональности, нужно один и тот же пример спеть от разных звуков. Что же изменилось? Высота лада. Тональность – это высота лада. Всю мировую музыку можно условно разделить на две области. Одна большая - музыка тональная, другая – меньшая – атональная, то есть такая музыка, в которой нет лада, нет тональности. При определении тональности мы определяем: какая тоника и какой лад? Можно спеть мелодию от разных звуков и подвести к мысли: при одной тонике бывает две тональности: до – мажор, до – минор и т.д. А поскольку всего звуков двенадцать, то тональностей в музыке может быть двадцать четыре. При изучении тональностей нужно двигаться от общего к частному: сначала дается целостная картина всех тональностей, затем осваивается каждая тональность в отдельности. Если группа сильная, то на одном занятии можно пройти все тональности. Педагог показывает на доске, а потом на клавиатуре: все тональности появляются по чистым квинтам - диезные вверх, бемольные - вниз. То же самое показывают на доске и фортепиано и ученики. Большое значение нужно придать пению и игре гамм. Однако прежде им играть гаммы, надо научиться свободно находить тоники всех тональностей, знать порядок появления знаков и уметь потом играть и петь гамму. Все гаммы играются начиная со второго полугодия первого класса. Как только дети научились играть гаммы мажорного и минорного наклонения в натуральном виде, нужно дать краткие сведения о трех основных видах мажора и минора. В начальной стадии петь гаммы можно с подигрыванием. Но как только появилась достаточная слуховая подготовка, нужно петь без подигрывания. Следующий этап в работе над ладом – опевание устойчивых ступеней. Последующие упражнения должны способствовать усвоению различных интонационных ходов и скачков – тем самым подготовить ладовую основу интервалов. Вначале лучше дать опевание каждого устоя, затем осваиваются различные скачки. Следующий этап работы над ладом - чтение с листа. На доске написан звукоряд. Педагог показывает те или иные ступени, ученики поют, называя звуки. Еще одним подготовительным упражнением к чтению нот является «беззвучный диктант». Указкой на доске педагог показывает ступени одной из знакомых мелодий. Дети должны узнать мелодию, не произнося вслух ни одного звука. Мелодия должна звучать внутри, ее нужно пропевать внутренним голосом.
1.2. Развитие чувства строя
Чувство строя тесно связано с умением петь чисто, слышать фальшь в собственном или чужом исполнении. Исправление интонации требует индивидуального подхода, заниматься этим необходимо последовательно, внимательно и терпеливо. Причины, вызывающие нечистую интонацию у детей, различны: 1. Недостаточно развит ладовый слух (дети могут повторить вслед за педагогом звуки, но затрудняются чисто петь простейшую мелодию); 2. Отсутствует координация между слуховыми представлениями и реализацией их в пении; 3. Отсутствуют вокальные навыки; 4. Больная гортань; Обучающиеся с плохо развитым ладовым слухом полезно некоторое время не принимать участия в общем пении, а внимательно слушать. При наличии большой заинтересованности и восприимчивости такие дети вскоре включаются в общую работу. Обучающимся, у которых отсутствует координация между слухом и голосом, можно предложить короткие попевки из двух четырех звуков и добившись чистого интонирования от какого – то одного звука, пробовать постепенно расширять диапазон, повторяя попевку на полутон, тон выше или ниже. Нечистая интонация появляется при вялом, безразличном пении, когда дети поют от звука к звуку, не представляя всю песню целиком, не ощущая тональности, а также при непривычно высокой тесситуре. Работа над чистотой интонации у детей связана с выработкой вокальных навыков. Педагог - сольфеджист должен знать основные приемы воспитание певческих навыков и владеть ими. Формирование певческих навыков сводится к следующему: 1. Следить за положением корпуса, головы; корпус держать прямо, упираясь ногами в пол, руки свободно лежат на коленях, голова в естественном положении; 2. Формировать правильное певческое дыхание. Схема дыхания – спокойный вздох, экономный выдох, смена дыхания между фразами; 3. Учить правильному звукообразованию, связанному с воспитанием бережного отношения к своему голосу; нельзя позволять детям петь громким, открытым звуком. Медленное, распевное пение позволяет вслушиваться в исполнение и легче осознавать ладовые связи мелодии; 4. Учить правильному формированию гласных а, о, у, и, мягкому округленному их интонированию (рот открывать свободно, губы и язык не скованы, активны); 5. Работать над хорошей артикуляцией, дикцией, учить четкому произнесению согласных;
1.3. Развитие чувства метроритма
С самого начала также необходимо уделять серьезное внимание воспитанию чувства пульсации и ритма. В каждом музыкальном произведении есть равномерное чередование сильных и слабых долей – размер. Но в работе с детьми лучше пользоваться словом «пульс». Пульс – это равномерное чередование сильных и слабых (долей), ударов в музыке. Услышать, почувствовать, равномерное биение в музыке – первая задача в развитии музыкального слуха. Как только дали определение пульса, педагог объясняет: пульс бывает двудольный, если в каждом такте два удара. Во время звучания упражнения дети ладонями тихо ударяют по парте, отмечая левой рукой сильную долю, правой слабую, и считают вслух: раз – два. Пульс бывает трехдольный – если в каждом такте три удара (дети отмечают левой рукой сильную долю, а правой – вторую и третью доли и считают). Необходимо подвести детей к определению, что ритм – это все длинные и короткие звуки, которые можно прохлопать. Подобные упражнения повторяются из урока в урок, но при этом что-нибудь обновляется, варьируется. Для закрепления понятия ритма ученики поют упражнения, называя звуки, одновременно делают хлопки на все звуки. Учитель спрашивает: «Что мы показали?» Ученики отвечают: «Ритм, потому что мы отмечали хлопками все звуки». Потом учитель спрашивает, какой пульс в этой мелодии – двудольный или трехдольный. Ученики отвечают, что пульс двудольный, потому что в каждом такте два удара. В упражнениях пульс и ритм сначала показываются отдельно: сперва пульс, потом ритм, или наоборот, потом то и другое вместе. Можно изложить это в ритмический рисунок и на его основе проделать ряд упражнений: 1. Одна группа учеников дает двудольный пульс, другая – ритм; 2. Группы меняются ролями; 3. Обе группы одновременно показывают пульс и ритм; пишут диктант; сочиняют мелодии с применением этого ритма. Когда освоены разные рисунки на основе двудольной и трехдольной пульсации, можно приступать к ритмической импровизации. Важнейшая задача в развитии музыкального слуха состоит в том, чтобы выработать чувство пульсации. Как только зазвучала музыка внутри каждого должно появится равномерное биение – музыкальный пульс. Если нет такого биения, слух или совсем не развивается, или развивается медленно. Должно быть нерушимым законом: сначала пульс, лишь затем, на его основе развивается ритм. На занятиях по сольфеджио при воспитании чувства метроритма следует: 1. Использовать специальные ритмические упражнения без звучания, ритмические движения отстукивание, хлопки, создавая для этой цели шумовые оркестры, используя также сольмизацию – чтение нот в ритме, без пения; 2. При изучении разных ритмов основываться на эмоциональной выразительности каждой характерной ритмической фигуры, а не подходить к их определению только логически; 3. Добиваться строгой метричности в разных темпах;
2. Развитие гармонического слуха
Современные хористы, инструменталисты выступают нередко с исполнением сложных многоголосных произведений классического и современного репертуара. Поэтому важная задача предмета сольфеджио – всячески способствовать развитию у обучающихся гармонического слуха. По определению Теплова, гармонический слух представляет собой способность воспринимать (в одновременности) множество звуков как единое целое. Практика показывает, что работу над развитием гармонического слуха можно и должно начинать на первых этапах обучения. Известно, что первые впечатления особенно ярки и прочны. Многие считают, что основным содержанием занятий на начальном этапе является развитие мелодического слуха, работа над одноголосием. Но это ведет к тому, что развитие гармонического слуха отстает от мелодического. Главная задача - накопить слуховые впечатления, создать базу для дальнейшего развития гармонического слуха. В процессе восприятия многоголосия внимание может быть направлено на различные стороны звучания – на окраску аккорда, на его «звуковой облик» (фонизм), на функциональное значение аккордов, созвучий, на их связи между собой, на отдельные голоса, или звуки аккордов, созвучий.
2.1. Развитие восприятия окраски аккорда (фонизма)
Психологическая основа фонизма – эмоциональное восприятие и запоминание колорита созвучий. В методике работы над развитием этой стороны гармонического слуха самым важным является воспитание правильной направленности слухового внимания обучающихся. Педагог не должен допускать проверки и определения созвучий путем пропевания звуков. Педагог обязан соблюдать строгую последовательность в нарастании трудностей, распределив работу по этапам. Первый этап. Средний регистр определяется лишь понятием диссонанс и консонанс. Используются контрастные интервалы: секунды – октавы, терции – септимы. Аккорды: трезвучия мажорные и минорные в любых обращениях и расположениях. Септаккорды: доминантсептаккорд, малый минорный, уменьшенный. Второй этап. Тот же регистр. Определяется окраска аккордов и интервалов в зависимости от «ширины» расположения интервалов и созвучий. Например: секунда – диссонанс тесный, септима – диссонанс широкий. Аккорды: свободное, многоголосное изложение трезвучий и септаккордов. Определяется расположение: тесное, широкое и группа аккордов. Третий этап. Используются все регистры. Определяется тоновая величина интервалов: большие и малые терции, секунды чистые кварты, квинты, октавы. Аккорды: трезвучия мажорные и минорные, увеличенные и уменьшенные. Септаккорды доминантсептаккорд: малый минорный, вводный, уменьшенный. Определяются аккорды в разных регистрах, но уже в строгом четырехголосном изложении. Все три этапа построены по принципу определения окраски отдельных созвучий, а не их связей.
2.2. Развитие восприятия связи аккордов, созвучий между собой
Основа восприятия этой стороны гармонического звучания тесно связана с чувством лада. Гармония, подчеркивающая ладовые значения мелодических оборотов, должна быть использована на начальных этапах обучения, чтобы естественно воспитать чувство логики музыкального языка. В методике работы над развитием чувства функциональной логики важной задачей является осознание получаемых ощущений. Большое значение имеют при этом теоретические знания и умение применить их на практике. Важно ознакомить обучающихся с красочной стороной разных гармонических оборотов и других гармонических явлений: разрешений, тяготений, краски неаполитанского септаккорда, двойной доминанты, альтерации, модуляции и т.д. Важно, чтобы полученные впечатления были осознаны, запомнены и названы, и чтобы в дальнейшем обучающиеся могли мысленно представить себе их звучания.
2.3. Развитие чувства головедения
Для развития полноценного гармонического слуха необходимо умение точно определять все звуки, составляющие интервал или аккорд. Воспитание этого умения – завершающий этап в работе над развитием гармонического слуха. Теплов определяет эту сторону гармонического слуха как способность массу звуков, образующих созвучие, различить на отдельные звуки. Мы ее условно назовем «чувством голосоведения». В методике работы над чувством голосоведения возникают следующие задачи: 1. Необходимо выработать способность фиксировать внимание на линии каждого голоса. В основе этой способности лежит тембровое различие, поэтому обучающимся легче всего выделить мелодию, затем линию баса. Линии средних голосов выделить труднее и обучающиеся должны помочь себе знанием основ голосоведения. 2. При определение структуры аккорда нужно научить обучающихся звуки разных регистров мысленно сводить к тесному расположению, представлять их себе в одном регистре, как бы внутренне пропевать. В работе над развитием чувства голосоведения (как и вообще при развитии гармонического слуха) основной формой является слушание, анализ на слух. Пение в хоре, слушание многоголосного пения также необходимо для развития чувства голосоведения. Развитый гармонический слух предполагает, что обучающийся владея навыками в определении разных сторон многоголосного звучания, синтезирует их, и тем самым может полностью осознать воспринимаемую музыку, то есть может проанализировать, сыграть и записать ее. Можно говорить о других сторонах слуха: о чувствительности к тембрам (тембровый слух), о динамическом слухе – ощущении сравнительной громкости, о полифоническом слухе как способности вычленить отдельные голоса в многоголосии; однако эти стороны слуха не являются определяющими.
Заключение
В настоящее время проблема развития музыкального слуха является предметом исследований в области психологии, физиологии, акустики, эстетики. За последние годы интерес к этим вопросам заметно возрос, появились новые фундаментальные труды. В современном обществе музыкальное воспитание, в том числе и сольфеджио, призвано решать не только задачи в области обучения и музыкального образования, но и широкие задачи, связанные с эстетическим и культурным ростом всего человеческого общества. Преподавание - сольфеджио дело большой важности, сложное и кропотливое, поскольку оно связано с воспитанием. Педагог по сольфеджио должен иметь многие качества: обладать музыкальностью, творческой инициативой, уметь играть, петь, дирижировать, а главное – любить свое дело, интересоваться всем новым, что есть в литературе, критически оценивать свою работу, все время искать новые пути.
Список литературы 1. Теплов Б., Психология музыкальных способностей – М., 1961; 2. Давыдова Е., Методика преподавания сольфеджио – М., 1975; 3. Металлида Ж., Перцовская А., Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1 класса ДМШ – М., 1989; 4. Котляревская М., Крафт И., Москалькова Л., Батхан Л., Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений – С-Пбг., 1995; 5. Безбородова Л., Алиев Ю., Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях – М., 2002г.; 6. Картавцева М., Сольфеджио ХХI века - М., 1999; 7. Чистякова М. Психогимнастика – М., 1995;
Автор публикации: Кривогузова Галина Евгеньевна Педагог дополнительного образования МБОУ ЦДОД и Д «Затверецкий» г.Твери
Полезная статья. Подробно рассмотрено понятие лада. Представлен список литературы. Хотелось бы увидеть какие конкретно формы предлагает использовать автор в работе над данным направлением
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.