Кожевникова Татьяна Макаровна Преподаватель по классу виолончели Городская детская музыкальная школа №1 им. С. Ляховицкой Г. Санкт-Петербург Материал рассчитан на возраст с 5 лет.
Развитие музыкального слуха с использованием тюнера-настройщика.
«Музыкальный слух – способность человека полноценно воспринимать музыку... адекватно оценивать её достоинства и недостатки»[1]. Это определение из энциклопедии подходит буквально каждому, т.к. природа наделяет всех от рождения внутренним музыкальным слухом и, в зависимости от среды, в которой растет человек, он отдает предпочтение тем или иным жанрам, стилям, у него появляются любимые песни и произведения. Но одни легко могут воспроизводить мелодии и даже красиво петь, другим сложно пропеть простейшую мелодию, и они это понимают, а некоторые самозабвенно любят петь в кругу друзей, даже не понимая, насколько их исполнение далеко от совершенства. О том, что внутренним слухом обладают практически все, говорит ещё тот факт, что очень многие хотят обучаться играть на музыкальных инструментах, и, если в детстве взрослые не смогли получить такое образование, то они приводят в музыкальные школы своих детей. Работая преподавателем по классу виолончели, я знаю, насколько остро стоит проблема развития музыкального слуха у детей, особенно в классах струнных смычковых инструментов, поскольку это безладовые инструменты, да и набор в класс виолончели в обычных музыкальных школах часто производится по «остаточному принципу» (по сравнению, например, с классами фортепиано), в связи с чем туда попадают дети с недостаточно развитым от природы слухом. В данной статье хочу рассказать о методе, который помогает достаточно успешно развивать музыкальный слух при помощи тюнера-настройщика – прибора, измеряющего частоту улавливаемого звука. Наиболее часто тюнеры применяются для облегчения настройки инструментов, но возможности их использования могут быть намного шире.
Способы применения тюнера-настройщика.
1. Использование зрения для развития музыкального слуха. Дети, как правило, «визуалы», т.е. получают информацию из зрительного восприятия окружающего мира, поэтому использование зрения для контроля за чистотой интонирования очень помогает в начале обучения, на первый взгляд, не способных к музыке ребят. Тюнер дает им возможность выстроить визуальные ассоциации для правильных нот и созвучий.
2. Точная настройка инструмента. Для начинающих музыкантов крайне важно заниматься на хорошо настроенном инструменте для развития слуха. Настройка по камертону или по фортепиано, особенно в домашних условиях, – трудновыполнимая задача даже для детей, которые умеют различать звуковысотность. Использование тюнера позволяет обеспечить высокое качество настройки инструмента уже с первых дней занятий, особенно если преподаватель объяснит четыре латинских обозначения струн.
3. Работа над гаммами, трезвучиями и другими упражнениями. Одна из целей разучивания гамм, трезвучий и т.п. – научиться интонировать на инструменте как можно чище. Здесь с тюнером заниматься очень удобно. Гамма сначала играется в медленном темпе, начинает работать зрительно-двигательная связь, которая позволяет ученику видеть на экране, «попал» пальчик на ноту или «промахнулся». Одновременно слух учится контролировать, на каком месте нота звучит правильно, и ребенок постепенно запоминает, «впитывает» чистую интонацию, все реже ошибается, и тогда можно работать над темпом. В более быстром темпе тоже можно поглядывать на стрелочку или огонек (в зависимости от модели тюнера) и стараться, чтобы сигнал не смещался с середины шкалы.
4. Разучивание новых произведений. Аналогично работе с гаммами тюнер-настройщик может быть полезен и при разучивании различных произведений в медленном темпе. Чистое исполнение незнакомой музыки помимо непосредственного развития слуха позволяет быстрее получить верное представление о мелодии и гармонии разучиваемого материала. Даже в старших классах я советую ученикам в домашних занятиях проверять интонационно сложные места в изучаемых произведениях по тюнеру. Это даёт неоспоримые результаты. 5. Пение интервалов, простых мелодий. Музыкальный слух более активно развивается, когда зрение дает команду не мышцам рук, а мышцам голосовых связок, т.е. когда ученик поет, поэтому необходимо находить время поучить его петь по тюнеру гамму, интервалы и в доступном диапазоне разучиваемые мелодии. Как показывает практика, дети этим занимаются с интересом.
6. Объективные оценки и соревновательный фактор. На первых порах с помощью тюнера-настройщика можно иногда выставлять объективные оценки на занятиях, учитывая количество ошибок и степень отклонения от идеала, - это может привнести разнообразие в образовательный процесс. Кроме того, можно организовать в классе импровизированное соревнование - кто чище споет интервалы - между учениками примерно одного уровня способностей (желательно с призами для всех участников).
Преимущества применения тюнера-настройщика.
1. Относительно невысокая стоимость. Простые модели тюнеров можно купить в музыкальных магазинах по цене менее 500 рублей. 2. Компактность и мобильность. В-основном, тюнеры небольшого размера и работают на батарейках, поэтому их можно брать с собой из дома на занятия в музыкальную школу, на каникулы, на дачу, и т.п.. 3. Простота использования. Тюнеры имеют минимальный набор управляющих элементов, в их работе может разобраться даже ребёнок. 4. Возможность организовывать продуктивные занятия в домашних условиях даже при отсутствии людей, разбирающихся в музыке. Заключение.
В самом начале процесса обучения я настоятельно рекомендую родителям своих учеников приобрести тюнеры-настройщики, т.к. уже приобрела положительный опыт работы с этим аппаратом. Использование тюнера показывает значительный прогресс в развитии музыкального слуха даже не у самых способных детей, помогает родителям (бабушкам), особенно не музыкантам, активизировать домашние занятия с детьми. Также более производительной становится работа преподавателя, т.к. поработав над интонацией с тюнером дома, ученик в классе готов к восприятию сопутствующих задач – к работе над звуком, динамикой, вибрацией и т.д. Буду рада отзывам, советам и комментариям к этой статье, а также описаниям примеров применения тюнеров-настройщиков или других современных технологий в процессе обучения игре на музыкальных инструментах.
|