Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Разное


Статья "Развитие музыкального слуха с использованием тюнера-настройщика"

СКАЧАТЬ (10.7 Kb) 05.02.2013, 13:27
Кожевникова Татьяна Макаровна
Преподаватель по классу виолончели, Городская детская музыкальная школа №1 им. С. Ляховицкой Г. Санкт-Петербург
Кожевникова Татьяна Макаровна
Преподаватель по классу виолончели
Городская детская музыкальная школа №1 им. С. Ляховицкой
Г. Санкт-Петербург
Материал рассчитан на возраст с 5 лет.


Развитие музыкального слуха с использованием тюнера-настройщика.


«Музыкальный слух – способность человека полноценно воспринимать музыку... адекватно оценивать её достоинства и недостатки»[1]. Это определение из энциклопедии подходит буквально каждому, т.к. природа наделяет всех от рождения внутренним музыкальным слухом и, в зависимости от среды, в которой растет человек, он отдает предпочтение тем или иным жанрам, стилям, у него появляются любимые песни и произведения. Но одни легко могут воспроизводить мелодии и даже красиво петь, другим сложно пропеть простейшую мелодию, и они это понимают, а некоторые самозабвенно любят петь в кругу друзей, даже не понимая, насколько их исполнение далеко от совершенства. О том, что внутренним слухом обладают практически все, говорит ещё тот факт, что очень многие хотят обучаться играть на музыкальных инструментах, и, если в детстве взрослые не смогли получить такое образование, то они приводят в музыкальные школы своих детей.
Работая преподавателем по классу виолончели, я знаю, насколько остро стоит проблема развития музыкального слуха у детей, особенно в классах струнных смычковых инструментов, поскольку это безладовые инструменты, да и набор в класс виолончели в обычных музыкальных школах часто производится по «остаточному принципу» (по сравнению, например, с классами фортепиано), в связи с чем туда попадают дети с недостаточно развитым от природы слухом. В данной статье хочу рассказать о методе, который помогает достаточно успешно развивать музыкальный слух при помощи тюнера-настройщика – прибора, измеряющего частоту улавливаемого звука. Наиболее часто тюнеры применяются для облегчения настройки инструментов, но возможности их использования могут быть намного шире.

Способы применения тюнера-настройщика.

1. Использование зрения для развития музыкального слуха. Дети, как правило, «визуалы», т.е. получают информацию из
зрительного восприятия окружающего мира, поэтому использование зрения для контроля за чистотой интонирования
очень помогает в начале обучения, на первый взгляд, не способных к музыке ребят. Тюнер дает им возможность выстроить визуальные ассоциации для правильных нот и созвучий.

2. Точная настройка инструмента. Для начинающих музыкантов крайне важно заниматься на хорошо настроенном инструменте для развития слуха. Настройка по камертону или по фортепиано, особенно в домашних условиях, – трудновыполнимая задача даже для детей, которые умеют различать звуковысотность. Использование тюнера позволяет обеспечить высокое качество настройки инструмента уже с первых дней занятий, особенно если преподаватель объяснит четыре латинских обозначения струн.

3. Работа над гаммами, трезвучиями и другими упражнениями. Одна из целей разучивания гамм, трезвучий и т.п. – научиться интонировать на инструменте как можно чище. Здесь с тюнером заниматься очень удобно. Гамма сначала играется в медленном темпе, начинает работать зрительно-двигательная связь, которая позволяет ученику видеть на экране, «попал» пальчик на ноту или «промахнулся». Одновременно слух учится контролировать, на каком месте нота звучит правильно, и ребенок постепенно запоминает, «впитывает» чистую интонацию, все реже ошибается, и тогда можно работать над темпом. В более быстром темпе тоже можно поглядывать на стрелочку или огонек (в зависимости от модели тюнера) и стараться, чтобы сигнал не смещался с середины шкалы.

4. Разучивание новых произведений. Аналогично работе с гаммами тюнер-настройщик может быть полезен и при разучивании различных произведений в медленном темпе. Чистое исполнение незнакомой музыки помимо непосредственного
развития слуха позволяет быстрее получить верное представление о мелодии и гармонии разучиваемого материала. Даже в старших классах я советую ученикам в домашних занятиях проверять интонационно сложные места в изучаемых произведениях по тюнеру. Это даёт неоспоримые результаты.

5. Пение интервалов, простых мелодий. Музыкальный слух более активно развивается, когда зрение дает команду не мышцам
рук, а мышцам голосовых связок, т.е. когда ученик поет, поэтому необходимо находить время поучить его петь по тюнеру гамму, интервалы и в доступном диапазоне разучиваемые мелодии. Как показывает практика, дети этим занимаются с интересом.

6. Объективные оценки и соревновательный фактор. На первых порах с помощью тюнера-настройщика можно иногда выставлять объективные оценки на занятиях, учитывая количество ошибок и степень отклонения от идеала, - это может привнести разнообразие в образовательный процесс. Кроме того, можно организовать в классе импровизированное соревнование - кто чище споет интервалы - между учениками примерно одного уровня способностей (желательно с призами для всех участников).

Преимущества применения тюнера-настройщика.

1. Относительно невысокая стоимость. Простые модели тюнеров можно купить в музыкальных магазинах по цене менее 500 рублей.
2. Компактность и мобильность. В-основном, тюнеры небольшого размера и работают на батарейках, поэтому их можно брать с собой из дома на занятия в музыкальную школу, на каникулы, на дачу, и т.п..
3. Простота использования. Тюнеры имеют минимальный набор управляющих элементов, в их работе может разобраться даже ребёнок.
4. Возможность организовывать продуктивные занятия в домашних условиях даже при отсутствии людей, разбирающихся в музыке.

Заключение.

В самом начале процесса обучения я настоятельно рекомендую родителям своих учеников приобрести тюнеры-настройщики, т.к. уже приобрела положительный опыт работы с этим аппаратом.
Использование тюнера показывает значительный прогресс в развитии музыкального слуха даже не у самых способных детей, помогает родителям (бабушкам), особенно не музыкантам, активизировать домашние занятия с детьми. Также более производительной становится работа преподавателя, т.к. поработав над интонацией с тюнером дома, ученик в классе готов к восприятию сопутствующих задач – к работе над звуком, динамикой, вибрацией и т.д.
Буду рада отзывам, советам и комментариям к этой статье, а также описаниям примеров применения тюнеров-настройщиков или других современных технологий в процессе обучения игре на музыкальных инструментах.


Категория: Разное | Добавил: kotama
Просмотров: 2065 | Загрузок: 189 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Спасибо, Татьяна Макаровна, я не "спец", но было очень интересно прочитать.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог