Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Разное


Статья "Развитие музыкального слуха с использованием тюнера-настройщика"

СКАЧАТЬ (10.7 Kb) 05.02.2013, 13:27
Кожевникова Татьяна Макаровна
Преподаватель по классу виолончели, Городская детская музыкальная школа №1 им. С. Ляховицкой Г. Санкт-Петербург
Кожевникова Татьяна Макаровна
Преподаватель по классу виолончели
Городская детская музыкальная школа №1 им. С. Ляховицкой
Г. Санкт-Петербург
Материал рассчитан на возраст с 5 лет.


Развитие музыкального слуха с использованием тюнера-настройщика.


«Музыкальный слух – способность человека полноценно воспринимать музыку... адекватно оценивать её достоинства и недостатки»[1]. Это определение из энциклопедии подходит буквально каждому, т.к. природа наделяет всех от рождения внутренним музыкальным слухом и, в зависимости от среды, в которой растет человек, он отдает предпочтение тем или иным жанрам, стилям, у него появляются любимые песни и произведения. Но одни легко могут воспроизводить мелодии и даже красиво петь, другим сложно пропеть простейшую мелодию, и они это понимают, а некоторые самозабвенно любят петь в кругу друзей, даже не понимая, насколько их исполнение далеко от совершенства. О том, что внутренним слухом обладают практически все, говорит ещё тот факт, что очень многие хотят обучаться играть на музыкальных инструментах, и, если в детстве взрослые не смогли получить такое образование, то они приводят в музыкальные школы своих детей.
Работая преподавателем по классу виолончели, я знаю, насколько остро стоит проблема развития музыкального слуха у детей, особенно в классах струнных смычковых инструментов, поскольку это безладовые инструменты, да и набор в класс виолончели в обычных музыкальных школах часто производится по «остаточному принципу» (по сравнению, например, с классами фортепиано), в связи с чем туда попадают дети с недостаточно развитым от природы слухом. В данной статье хочу рассказать о методе, который помогает достаточно успешно развивать музыкальный слух при помощи тюнера-настройщика – прибора, измеряющего частоту улавливаемого звука. Наиболее часто тюнеры применяются для облегчения настройки инструментов, но возможности их использования могут быть намного шире.

Способы применения тюнера-настройщика.

1. Использование зрения для развития музыкального слуха. Дети, как правило, «визуалы», т.е. получают информацию из
зрительного восприятия окружающего мира, поэтому использование зрения для контроля за чистотой интонирования
очень помогает в начале обучения, на первый взгляд, не способных к музыке ребят. Тюнер дает им возможность выстроить визуальные ассоциации для правильных нот и созвучий.

2. Точная настройка инструмента. Для начинающих музыкантов крайне важно заниматься на хорошо настроенном инструменте для развития слуха. Настройка по камертону или по фортепиано, особенно в домашних условиях, – трудновыполнимая задача даже для детей, которые умеют различать звуковысотность. Использование тюнера позволяет обеспечить высокое качество настройки инструмента уже с первых дней занятий, особенно если преподаватель объяснит четыре латинских обозначения струн.

3. Работа над гаммами, трезвучиями и другими упражнениями. Одна из целей разучивания гамм, трезвучий и т.п. – научиться интонировать на инструменте как можно чище. Здесь с тюнером заниматься очень удобно. Гамма сначала играется в медленном темпе, начинает работать зрительно-двигательная связь, которая позволяет ученику видеть на экране, «попал» пальчик на ноту или «промахнулся». Одновременно слух учится контролировать, на каком месте нота звучит правильно, и ребенок постепенно запоминает, «впитывает» чистую интонацию, все реже ошибается, и тогда можно работать над темпом. В более быстром темпе тоже можно поглядывать на стрелочку или огонек (в зависимости от модели тюнера) и стараться, чтобы сигнал не смещался с середины шкалы.

4. Разучивание новых произведений. Аналогично работе с гаммами тюнер-настройщик может быть полезен и при разучивании различных произведений в медленном темпе. Чистое исполнение незнакомой музыки помимо непосредственного
развития слуха позволяет быстрее получить верное представление о мелодии и гармонии разучиваемого материала. Даже в старших классах я советую ученикам в домашних занятиях проверять интонационно сложные места в изучаемых произведениях по тюнеру. Это даёт неоспоримые результаты.

5. Пение интервалов, простых мелодий. Музыкальный слух более активно развивается, когда зрение дает команду не мышцам
рук, а мышцам голосовых связок, т.е. когда ученик поет, поэтому необходимо находить время поучить его петь по тюнеру гамму, интервалы и в доступном диапазоне разучиваемые мелодии. Как показывает практика, дети этим занимаются с интересом.

6. Объективные оценки и соревновательный фактор. На первых порах с помощью тюнера-настройщика можно иногда выставлять объективные оценки на занятиях, учитывая количество ошибок и степень отклонения от идеала, - это может привнести разнообразие в образовательный процесс. Кроме того, можно организовать в классе импровизированное соревнование - кто чище споет интервалы - между учениками примерно одного уровня способностей (желательно с призами для всех участников).

Преимущества применения тюнера-настройщика.

1. Относительно невысокая стоимость. Простые модели тюнеров можно купить в музыкальных магазинах по цене менее 500 рублей.
2. Компактность и мобильность. В-основном, тюнеры небольшого размера и работают на батарейках, поэтому их можно брать с собой из дома на занятия в музыкальную школу, на каникулы, на дачу, и т.п..
3. Простота использования. Тюнеры имеют минимальный набор управляющих элементов, в их работе может разобраться даже ребёнок.
4. Возможность организовывать продуктивные занятия в домашних условиях даже при отсутствии людей, разбирающихся в музыке.

Заключение.

В самом начале процесса обучения я настоятельно рекомендую родителям своих учеников приобрести тюнеры-настройщики, т.к. уже приобрела положительный опыт работы с этим аппаратом.
Использование тюнера показывает значительный прогресс в развитии музыкального слуха даже не у самых способных детей, помогает родителям (бабушкам), особенно не музыкантам, активизировать домашние занятия с детьми. Также более производительной становится работа преподавателя, т.к. поработав над интонацией с тюнером дома, ученик в классе готов к восприятию сопутствующих задач – к работе над звуком, динамикой, вибрацией и т.д.
Буду рада отзывам, советам и комментариям к этой статье, а также описаниям примеров применения тюнеров-настройщиков или других современных технологий в процессе обучения игре на музыкальных инструментах.


Категория: Разное | Добавил: kotama
Просмотров: 2081 | Загрузок: 189 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Спасибо, Татьяна Макаровна, я не "спец", но было очень интересно прочитать.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог