Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Разное


Роль песни самодеятельных авторов (бардов) в современном мире, разработка предназначена для учащихся 5-11 классов, студентов

08.12.2014, 15:37
Попова Татьяна Викторовна
Учитель музыки, МАОУ "Гимназия №8" г.Перми
Нескончаем поток песен с эстрады, по радио и телевидению.
Но хочется сегодня обратиться к разновидности песни, которая чаще передаётся из уст в уста в тесном кругу друзей. Это песни самодеятельных авторов.
Что знают ребята об авторской песне и бардах.
В гимназии был проведён опрос учащихся 4–9 классов. Было задано два вопроса: “Слышали Вы о бардах?” и “Знаете ли Вы чем занимаются барды?” Результаты опроса представлены в виде графиков.

Из опроса видно, что многие не знают о том, кто такие барды и чем они занимаются. И тогда я решила создать в нашей гимназии «КСП» - клуб самодеятельной песни. Ребята откликнулись охотно. Многие из них занимались музыкой (наша гимназия с углублённым изучением музыкального искусства), а кто-то самостоятельно научился играть на гитаре. Получился клуб единомышленников.
Именно авторская песня оказывается сегодня общественно востребованной, поэтому актуальной является задача ознакомления детей и подростков с авторской песней, историей её возникновения, этапах развития, с творчеством признанных классиков бардов.
Мы сами сочиняли сценарии, создавали дикорации, оформляли зал, готовили ведущих (каждый хотел попробовать себя в этой роли). Сначала мы проводили наши вечера в маленьком помещении, но вскоре нам пришлось перебраться в большой зал, потому что круг наших друзей-единомышленников стал разростаться. Приходили выпускники нашей гимназии с друзьями. Всем хотелось принять участие в заседании клуба. Встречу разделили на три отделения:
1. Теоретическое-познавательное;
2. Практическое (исполнение песен по конкретной тематике);
3. Свободный микрофон (на сцену выходили все желающие спеть свои и авторские
(бардовские) любимые песни.
Пение под гитару сейчас распространено чрезвычайно. Поют профессиональные певцы и драматические актёры, солдаты, геологи, врачи и даже давно уже перешагнувшие пору юности кандидаты наук, инженеры, журналисты.
Сергей Никитин (автор и исполнитель таких песен, сам по профессии - физик) как - то сказал, что этой песне чужда фальшь, неискренность, общие слова. Самодеятельный автор вкладывает в песню частичку себя, свою боль, любовь, сомнения.
Бардовская песня – это способ думать о жизни вслух. Попытка высказаться, рассказать о себе, о своих мыслях и чувствах. Нашему клубу 10 лет.
Как правило, авторские песни тесно связаны с реальным образом жизни своих создателей.
Ещё памятны те времена, когда некоторые профессиональные композиторы рассматривали авторскую песню как нечто кустарное, беспомощное, лишённое мастерства. Ныне подобное отношение в корне изменилось. И не только благодаря тому, что лучшие авторы самодеятельных песен демонстрируют подлинное поэтическое, композиторское и исполнительское мастерство. Своим общественным признанием самодеятельная песня обязана в равной мере и наиболее талантливым своим представителям, и той широкой массе менее известных, а зачастую как бы безымянных авторов, которые пишут и исполняют свои песни без претензии на имя, а с единственной целью — быть услышанными, найти созвучные себе души и сердца.
«Ты гитару свою берёшь — Ты мне песни свои поёшь —
Я-то думал, берёшь мою... Я-то думал, свои пою...»
Как бы много песен ни пели, песен всегда мало. Когда слышишь самородные песни, благородные и сердечные, хочется ещё и ещё!
Наше время уже немыслимо без поющих геологов, инженеров, актёров, поэтов. Их творчество любимо, оно имеет успех у самой широкой аудитории. Секрет этого успеха, прежде всего в самобытности, в тематической свободе, в глубине и правдивости чувств и выразительных средств, ломающих шаблоны.
И спор о том, профессионально ли такое творчество,- бессодержателен. Потому что, если талант - профессия, то всё талантливое – профессионально. Здесь нет традиционного деления на “сцену” и “зал”: особенность самодеятельной песни в их полном единстве. Главные критерии - значительность содержания, нравственная чистота, эмоциональность. Особенностей у самодеятельной песни много.
Светлая романтика, рождённая в трудных экспедициях, путешествиях, восхождениях и походах. И ещё: глубокое, заинтересованное мировосприятие, свежесть и чистота чувств, личная причастность к истории и высокая мера ответственности - тоже свойства самодеятельной песни. Трудные раздумья и светлый юмор, лирические откровения и беспощадная сатира, тонкая ирония и страстное самоутверждение. Нет одного - безразличия. Отсюда и средства, единственно возможные для искреннего выражения столь значительных и многообразных движений духовного мира - простота, доверительность и правдивость интонаций, эмоциональность.
Творцов сегодняшней бардовской песни, современных борцов, теперь знают, они стали популярными, стали даже “звездами”, их записывают на пластинки, показывают по телевидению, им помогают крупнейшие музыканты, да и сам музыкальный уровень их песен стал высок. Но до сих пор прелесть этой песни, на каком бы языке она не звучала, - в её простоте, безыскусности, доступности, камерности, напевности, в том, что это песни для души, для пения в кругу друзей.
Дарование их многостороннее и удивительно цельно. Именно это и составляет сущность самодеятельной песни, где музыка, поэзия, исполнительство неразделимы, они не только равны по значению, но - в идеале - совмещаются в одном лице.

Библиография:

1. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб, 1997.
2. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия. 2000. CD.
3. Булат Окуджава. Музыка души. Предисловие к Антологии авторской песни «Наполним музыкой сердца». М., СК, 1989.
4. Периодическая печать 1991-1997 гг.


Категория: Разное | Добавил: tatpopova
Просмотров: 1565 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Интересное направление для разработки. Хотелось бы больше конкретики, например, разбор творчества какого-либо автора или сравнительное исследование  нескольких из них, тематические предпочтения и т.д.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог