Нескончаем поток песен с эстрады, по радио и телевидению.
Но хочется сегодня обратиться к разновидности песни, которая чаще передаётся из уст в уста в тесном кругу друзей. Это песни самодеятельных авторов.
Что знают ребята об авторской песне и бардах.
В гимназии был проведён опрос учащихся 4–9 классов. Было задано два вопроса: “Слышали Вы о бардах?” и “Знаете ли Вы чем занимаются барды?” Результаты опроса представлены в виде графиков.
Из опроса видно, что многие не знают о том, кто такие барды и чем они занимаются. И тогда я решила создать в нашей гимназии «КСП» - клуб самодеятельной песни. Ребята откликнулись охотно. Многие из них занимались музыкой (наша гимназия с углублённым изучением музыкального искусства), а кто-то самостоятельно научился играть на гитаре. Получился клуб единомышленников.
Именно авторская песня оказывается сегодня общественно востребованной, поэтому актуальной является задача ознакомления детей и подростков с авторской песней, историей её возникновения, этапах развития, с творчеством признанных классиков бардов.
Мы сами сочиняли сценарии, создавали дикорации, оформляли зал, готовили ведущих (каждый хотел попробовать себя в этой роли). Сначала мы проводили наши вечера в маленьком помещении, но вскоре нам пришлось перебраться в большой зал, потому что круг наших друзей-единомышленников стал разростаться. Приходили выпускники нашей гимназии с друзьями. Всем хотелось принять участие в заседании клуба. Встречу разделили на три отделения:
1. Теоретическое-познавательное;
2. Практическое (исполнение песен по конкретной тематике);
3. Свободный микрофон (на сцену выходили все желающие спеть свои и авторские
(бардовские) любимые песни.
Пение под гитару сейчас распространено чрезвычайно. Поют профессиональные певцы и драматические актёры, солдаты, геологи, врачи и даже давно уже перешагнувшие пору юности кандидаты наук, инженеры, журналисты.
Сергей Никитин (автор и исполнитель таких песен, сам по профессии - физик) как - то сказал, что этой песне чужда фальшь, неискренность, общие слова. Самодеятельный автор вкладывает в песню частичку себя, свою боль, любовь, сомнения.
Бардовская песня – это способ думать о жизни вслух. Попытка высказаться, рассказать о себе, о своих мыслях и чувствах. Нашему клубу 10 лет.
Как правило, авторские песни тесно связаны с реальным образом жизни своих создателей.
Ещё памятны те времена, когда некоторые профессиональные композиторы рассматривали авторскую песню как нечто кустарное, беспомощное, лишённое мастерства. Ныне подобное отношение в корне изменилось. И не только благодаря тому, что лучшие авторы самодеятельных песен демонстрируют подлинное поэтическое, композиторское и исполнительское мастерство. Своим общественным признанием самодеятельная песня обязана в равной мере и наиболее талантливым своим представителям, и той широкой массе менее известных, а зачастую как бы безымянных авторов, которые пишут и исполняют свои песни без претензии на имя, а с единственной целью — быть услышанными, найти созвучные себе души и сердца.
«Ты гитару свою берёшь — Ты мне песни свои поёшь —
Я-то думал, берёшь мою... Я-то думал, свои пою...»
Как бы много песен ни пели, песен всегда мало. Когда слышишь самородные песни, благородные и сердечные, хочется ещё и ещё!
Наше время уже немыслимо без поющих геологов, инженеров, актёров, поэтов. Их творчество любимо, оно имеет успех у самой широкой аудитории. Секрет этого успеха, прежде всего в самобытности, в тематической свободе, в глубине и правдивости чувств и выразительных средств, ломающих шаблоны.
И спор о том, профессионально ли такое творчество,- бессодержателен. Потому что, если талант - профессия, то всё талантливое – профессионально. Здесь нет традиционного деления на “сцену” и “зал”: особенность самодеятельной песни в их полном единстве. Главные критерии - значительность содержания, нравственная чистота, эмоциональность. Особенностей у самодеятельной песни много.
Светлая романтика, рождённая в трудных экспедициях, путешествиях, восхождениях и походах. И ещё: глубокое, заинтересованное мировосприятие, свежесть и чистота чувств, личная причастность к истории и высокая мера ответственности - тоже свойства самодеятельной песни. Трудные раздумья и светлый юмор, лирические откровения и беспощадная сатира, тонкая ирония и страстное самоутверждение. Нет одного - безразличия. Отсюда и средства, единственно возможные для искреннего выражения столь значительных и многообразных движений духовного мира - простота, доверительность и правдивость интонаций, эмоциональность.
Творцов сегодняшней бардовской песни, современных борцов, теперь знают, они стали популярными, стали даже “звездами”, их записывают на пластинки, показывают по телевидению, им помогают крупнейшие музыканты, да и сам музыкальный уровень их песен стал высок. Но до сих пор прелесть этой песни, на каком бы языке она не звучала, - в её простоте, безыскусности, доступности, камерности, напевности, в том, что это песни для души, для пения в кругу друзей.
Дарование их многостороннее и удивительно цельно. Именно это и составляет сущность самодеятельной песни, где музыка, поэзия, исполнительство неразделимы, они не только равны по значению, но - в идеале - совмещаются в одном лице.
Библиография:
1. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб, 1997.
2. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия. 2000. CD.
3. Булат Окуджава. Музыка души. Предисловие к Антологии авторской песни «Наполним музыкой сердца». М., СК, 1989.
4. Периодическая печать 1991-1997 гг.
|