Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Разное


Статья "Слушая музыку"

СКАЧАТЬ (31.5 Kb) 28.01.2015, 22:08
Копаева Наталья Викторовна
учитель музыки, МОУ СОШ № 75 г. Волгоград
Мы стали часто сталкиваться с равнодушием людей. Но, иногда, настоящие поступки, нас восхищают и… удивляют.
В современной России среди населения наблюдается низкий уровень нравственности, духовности, интеллекта. Культура и искусство среди молодежи не популярны, и не вызывают интереса. Подростки стали значительно меньше читать, классическую музыку воспринимают с трудом, а духовную не слушают вовсе. В музеи ходят с неохотой и редко. Их влечет современное бездуховное «искусство». И, несомненно, это говорит о  неизбежной деградации общества. А ведь именно без культуры «человек становится жертвой низменных инстинктов и пагубных влияний» (Б.П.Юсов). И поэтому современным учителям необходимо воспитывать в детях и подростках духовную культуру.
Основной целью учителя музыки как раз и является развитие духовно-нравственной культуры школьников на уроках музыкального искусства. Но как ее воспитать и развить? Как эту духовность понимает учитель? Религиозность это, а может быть качества человека..? Чтобы учитель смог ответить на этот вопрос, ему самому необходимо ценность культуры общества перенести в свое собственное сознание и душу. Учителю музыки это сделать, возможно, проще, чем другим учителям, потому что учитель искусства « живет»  музыкой. А ведь именно в музыке можно найти все аспекты духовного мира, потому что она, музыка, – это художественное воплощение жизни. Соприкасаясь с высоким искусством, учитель всегда проживает его нравственное содержание. Постоянные эмоции и чувства от прослушанных произведений становятся собственным переживанием, что, в свою очередь, развивает, облагораживает , преобразовывает его духовный мир. Потому что музыка, как, собственно, и жизнь, и человеческие переживания, предстает пред слушателем в постоянном противоречии интонаций (Людвиг Ван Бетховен, его борьба с самим собой), что и воспитывает его духовный мир. В музыке «Человек» - ключевое понятие. И любое чувство человека, его духовный мир в музыке представляется  неоднозначно, а как диалектическая система, где одна эмоция существует рядом с другой, и затем выражается через нее. И когда человек слушает музыку, перед ним раскрывается многообразие, противоречивость духовных переживаний, которые он проживает в своем внутреннем мире, соотнося со своими собственными.(И. С. Бах «Лакримоза», в интонации скорби слышатся: боль, тоска, горечь утраты, внезапно протест, гнев, и тут же всплывает другая грань - просветление, воспоминание. И все эти эмоции соединены в одном образе скорби).
И вот именно тогда, когда человек воспринимает музыкальное произведение именно так, а не однозначно, то в этом случае восприятие музыки выстраивается как исследование человеческого содержания, как проживание духовного пути автора, и в том числе своего духовного пути.
Вот так на уроках, учителя музыки, помогая ученикам проживать путь создания произведения, соприкасаясь с нравственными идеями, заложенными в нем, сами постоянно чувствуют и творчески переживают. Развивая эмоциональную отзывчивость на произведение у учеников, они сами сопереживают человеческим мыслям и чувствам, содержащимся в художественных образах и развивают свой духовный мир.
Зная жизнь, чувствуя музыку, учитель каждый раз помогает детям эмоционально откликаться на проблемы жизни, отображенные в  музыке. И каждый раз, как в первый он духовно насыщается ею, восторгается и понимает, что музыка – и есть жизнь.


Категория: Разное | Добавил: hoppik
Просмотров: 1187 | Загрузок: 57 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Полностью согласна с автором статьи. На мой взгляд, для решения этой проблемы необходим комплексный подход и со стороны родителей, и со стороны школы и со стороны государства.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог