Мы стали часто сталкиваться с равнодушием людей. Но, иногда, настоящие поступки, нас восхищают и… удивляют.
В современной России среди населения наблюдается низкий уровень нравственности, духовности, интеллекта. Культура и искусство среди молодежи не популярны, и не вызывают интереса. Подростки стали значительно меньше читать, классическую музыку воспринимают с трудом, а духовную не слушают вовсе. В музеи ходят с неохотой и редко. Их влечет современное бездуховное «искусство». И, несомненно, это говорит о неизбежной деградации общества. А ведь именно без культуры «человек становится жертвой низменных инстинктов и пагубных влияний» (Б.П.Юсов). И поэтому современным учителям необходимо воспитывать в детях и подростках духовную культуру.
Основной целью учителя музыки как раз и является развитие духовно-нравственной культуры школьников на уроках музыкального искусства. Но как ее воспитать и развить? Как эту духовность понимает учитель? Религиозность это, а может быть качества человека..? Чтобы учитель смог ответить на этот вопрос, ему самому необходимо ценность культуры общества перенести в свое собственное сознание и душу. Учителю музыки это сделать, возможно, проще, чем другим учителям, потому что учитель искусства « живет» музыкой. А ведь именно в музыке можно найти все аспекты духовного мира, потому что она, музыка, – это художественное воплощение жизни. Соприкасаясь с высоким искусством, учитель всегда проживает его нравственное содержание. Постоянные эмоции и чувства от прослушанных произведений становятся собственным переживанием, что, в свою очередь, развивает, облагораживает , преобразовывает его духовный мир. Потому что музыка, как, собственно, и жизнь, и человеческие переживания, предстает пред слушателем в постоянном противоречии интонаций (Людвиг Ван Бетховен, его борьба с самим собой), что и воспитывает его духовный мир. В музыке «Человек» - ключевое понятие. И любое чувство человека, его духовный мир в музыке представляется неоднозначно, а как диалектическая система, где одна эмоция существует рядом с другой, и затем выражается через нее. И когда человек слушает музыку, перед ним раскрывается многообразие, противоречивость духовных переживаний, которые он проживает в своем внутреннем мире, соотнося со своими собственными.(И. С. Бах «Лакримоза», в интонации скорби слышатся: боль, тоска, горечь утраты, внезапно протест, гнев, и тут же всплывает другая грань - просветление, воспоминание. И все эти эмоции соединены в одном образе скорби).
И вот именно тогда, когда человек воспринимает музыкальное произведение именно так, а не однозначно, то в этом случае восприятие музыки выстраивается как исследование человеческого содержания, как проживание духовного пути автора, и в том числе своего духовного пути.
Вот так на уроках, учителя музыки, помогая ученикам проживать путь создания произведения, соприкасаясь с нравственными идеями, заложенными в нем, сами постоянно чувствуют и творчески переживают. Развивая эмоциональную отзывчивость на произведение у учеников, они сами сопереживают человеческим мыслям и чувствам, содержащимся в художественных образах и развивают свой духовный мир.
Зная жизнь, чувствуя музыку, учитель каждый раз помогает детям эмоционально откликаться на проблемы жизни, отображенные в музыке. И каждый раз, как в первый он духовно насыщается ею, восторгается и понимает, что музыка – и есть жизнь.
|