Разработка рассчитана на два академических часа.
Условные обозначения:
М.: учитель музыки
И.: учитель ИЗО.
Л.: учитель литературы.
У.: ученики.
Оборудование:
Фортепиано, видеоаппаратура.
Оформление:
На доске портреты А.П. Бородина и В.М. Васнецова.
Картина В.М. Васнецова «Богатыри».
Репродукция картины Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым
змием».
Цель урока:
Научить детей сопоставлять и обобщать образы былинных героев
через интеграцию музыки, изобразительного искусства и литературы.
Задачи:
1. Раскрыть общие средства выразительности музыки, изобразительного
искусства и литературы через «Богатырскую» симфонию
А. Бородина и картину В. Васнецова «Богатыри».
2. Через синтез различных видов искусства показать общую идею, образ
данных произведений.
3. Познакомить учащихся с творчеством А.П. Бородина и В.М. Васнецова.
4. Развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать.
5. Обогатить духовный мир детей.
6. Сформировать художественно-образное мышление учащихся.
Музыкальный материал: 1. «Богатырская симфония» А.П. Бородин
2. «Былинные наигрыши» Д. Локшин (гусли).
Видео материалы: Документальный фильм «Мир Виктора Васнецова»
Литературный материал: Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник».
Ход урока:
Музыкальное приветствие: М.: Здравствуйте, ребята!
У.: Здравствуйте, учитель! М.: На доске наш эпиграф к уроку:
«Мне хотелось сохранить в
памяти народа былинную Русь».
В. М. Васнецов.
М.: Сегодня мы попробуем с вами сопоставить и обобщить образы былинных героев, рассматривая произведения различных видов искусств. Итогом нашего урока будет написание сочинения «Русь былинная».
Соответствует ли отрывок из литературного произведения, который вы сейчас услышите, эпиграфу нашего урока?
Звучит вступление к опаре «Хованщина»
(«Рассвет на Москве - реке» фрагмент)
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню в Муроме,
Ай, к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
У.: Соответствует, потому что речь идёт о богатырях.
(Учитель музыки играет мелодию из «Богатырской симфонии», учащиеся вспоминают её название и автора музыки. Показ портрета композитора А. П. Бородина (1833-1887г.г.)
М.: Определите характер прозвучавшей мелодии.
У.: (отвечают) М.: Наиболее выдающимся симфоническим произведением Бородина и одним из величайших памятников всей русской и мировой симфонической музыки является его Вторая симфония. Бородин рассказывал, что в медленной части он хотел нарисовать фигуру баяна, в первой части – собрание русских богатырей, в финале – сцену богатырского пира. Разнохарактерные картины, показанные во Второй симфонии, образуют одно широкое эпическое полотно, воплощающее мысль о богатстве сил и духовном величии народа. Необычайная цельность творчества Бородина связана с тем, что через все его основные произведения проходит одна ведущая мысль – о богатырской мощи, скрытой в русском народе. Любые герои Бородина – защитники родной страны. Это реальные исторические деятели (как в опере «Князь Игорь») или легендарные русские богатыри, прочно стоящие на родной земле, словно вросшие в неё.
-Если главная тема русская и героическая, «клич» богатырей, то, что хотел показать нам композитор в побочной партии?
(Учитель играет на фортепиано побочную тему)
У.: Лирическая тема, любовь к Родине, к природе.
М.: Немалое место в творчестве Бородина занимают картины природы. Его музыка часто вызывает ощущение широких, бескрайних степных просторов, на которых есть где развернуться богатырской силе.
Задание перед слушанием музыки: Поднять правую руку, когда услышат главную тему и левую, если прозвучит побочная тема.
Обратить внимание – есть ли конфликт между этими темами?
Слушание: Экспозиции первой части «Богатырской» симфонии.
У.: Конфликта нет. Вторая – лирическая тема – широкая, светлая, мажорная, проникнутая русскими песенно - распевными интонациями, - оттеняет решительный характер главной темы, как бы вводит слушателей в «место действия».
М.: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для передачи образа богатырей в главной теме и образа природы в побочной теме?
Мужественно, сурово, мощно звучит в низком регистре у струнных ( в унисон) главная тема, вызывая представление о неодолимой, «великанской» силе легендарных героев. Мягко звучат виолончели. Постепенно тема приобретает более напряжённый характер, и вновь звучат мощные аккорды всего оркестра.
М.: Можно ли увидеть эту музыку?
У.: Да. М.: Какими чертами наделили бы вы героев этой картины?
У.: Мужественностью, силой, смелостью.
М.: Какие персонажи появились бы на ваших «картинах»?
У.: Персонажи сказок и былинного эпоса, а так же реальные герои, наши современники.
М.: Ребята, у какого художника вы уже встречали похожую с нашей темой картину?
У.: «Богатыри» В. Васнецова.
(Учитель Изо показывает детям картину «Богатыри» В. Васнецова)
М.: «Богатыри» - самая знаменитая картина В. Васнецова. Он первым отразил в живописи поэтический мир русского фольклора – мир героических былин, волшебных сказок, легенд и бережно хранимых преданий. Первый набросок картины «Богатыри» Васнецов сделал в 1871 году, а позже, в 1876 году, в Париже в момент острой тоски по Родине, он написал эскиз будущего шедевра.
Показ фрагмента из документального фильма
«Мир Виктора Васнецова»
М.: Хочу заметить, что «Богатырская» симфония была написана тоже в 1876
году.
И.: Большой холст для картины Васнецов заказал в 1881 году, когда окончательно оформился её замысел. С образами богатырей у него ассоциировались мощные дубы, росшие в парке имени Абрамцево. Васнецов вспоминал, что, когда он любовался «кряжистыми великанами», невольно пришла на ум мысль: «Это ведь наша матушка – Русь… Её, как дубы, голыми руками не возьмёшь. Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронёсшиеся столетия». Закончил картину Васнецов в 1898 году.
Л.: Васнецов построил свою картину в соответствии с текстом былины о трёх русских богатырях, но, как и в «Алёнушке», он взял из фольклора самое жизненное, существенное, популярное, любимое народом. Его богатыри не просто воители, но, и, как и в былине, защитники. Они сами не нападают, лишь примечают, нет ли врага, не обижают ли где кого.
Современники свидетельствовали о том, что сам В. Васнецов был человек бесконечно сильный, застенчивый и простодушный. Привлекали в Васнецове и его искренность, предельная честность, свежесть чувств и глубокая серьёзность.
И.: Обратите внимание на картину «Богатыри». Кто изображён на картине?
У.: Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.
И.: Что открывается нам за этим словом «богатыри»?
У.: Это физически сильные, крепкие люди, отважные воины.
И.: Реальны ли эти персонажи?
(Одни дети будут утверждать, что герои здесь сказочные, а другие
скажут, что подобные богатыри существовали в истории).
Л.: Действительно, в Древней Киевской Руси во времена князя Владимира были поставлены богатырские заставы. Зорко стерегли на них врага храбрые воины. Нужно было охранять Родину от хазар, печенегов, половцев, тревоживших Русь своими опустошительными набегами.
И.: С помощью, каких средств художник передаёт на картине тревожность
«былинного» времени?
У.: Неспокойное предгрозовое небо, клубящиеся тучи.
И.: Неподвижны ли они?
У.: Их гонит степной ветер, ветер развивает гривы лошадей.
И.: Предлагаю всмотреться в лица богатырей. Не наложила ли война отпечаток жестокости на лица богатырей? Не уподобились ли они бездушным машинам или, наоборот, иступлённым воителям. Стремящимся только к одному – убивать врагов? У.: Нет.
И.: Какую войну они ведут?
У.: Богатыри исполняют святое дело защиты Родины, их лица строги, одухотворены этой высокой идеей.
И.: С помощью, каких приёмов художник показывает мощь богатырей, создаёт их монументальные образы? Почему на переднем плане картины у ног богатырских лошадей художник нарисовал маленькие сосёнки и ёлочки? Для чего он это сделал?
У.: Молодые, зелёные, хрупкие деревца контрастируют с могучими всадниками – так художник хотел подчеркнуть силу и мощь богатырей. Зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх – от этого усиливается впечатление величия, и монументальности их образов…
И.: Подчеркнуть важность происходящего события можно с помощью «низкой точки зрения» (сверху вниз). То есть выбора низкого горизонта композиции. Богатыри изображены здесь как единое целое. Однако каждый из них представляет собой личность и несёт индивидуальные черты.
Кто сидит на коне в центре?
У.: В центре на исполинском вороном коне – Илья Муромец. Л.: Приложил он десницу к челу, зорко всматривается в даль.
Что можно сказать о его положении среди богатырей, вооружении?
У.: Илья самый могучий богатырь.
Л.: Кто вспомнит из былин, как называется предмет, висящий на его руке, и сколько этот предмет весит? У.: (отвечают).
Л.: Оказывается, с удивительной лёгкостью держит Илья «палицу булатную сорока пудов» и рука его не сгибается от такой тяжести. Красное древко огромного копья кажется тонким на фоне мощной широкоплечей фигуры богатыря. Каков возраст Ильи?
У.: Илья самый старший, опытный из богатырей. Густая седая прядь выбилась у него из под шлема, серебряные нити сверкают у него в бороде.
Л.: Что мы знаем из былин о происхождении Ильи?
Илья крестьянский сын, на нём просто шлем и обычная кольчуга. Крупной золотой цепью с бубенцами, тихонько звенящими от ветра, украшен конь Ильи. Конь подстать богатырю, такой же мощный, сильный. Стоит конь спокойно, но во всей его фигуре чувствуется напряжение. Ушли копыта в землю под тяжестью всадника. Двинься он сейчас, и, кажется, загудит земля, вихрем промчится он по степи, оставляя за собой облако клубящейся пыли.
Л.: Какими подвигами прославился Илья в былинах?
У.: Илья Муромец известен как победитель Соловья разбойника, он один уничтожил четыреста разбойников, истребил несметные полчища врагов во главе с идолищем Поганым и Калином – царём.
Л.: Работая над картиной, Васнецов тщательно изучал не только былины, но и летописи. Нет ни в одной из них упоминания об Илье Муромце. Однако известно, что в пещерах Киево-Печёрского монастыря почивают нетленные мощи(здесь необходимо объяснить детям, что это такое) святого инока. Видимо, что был он очень крупного телосложения, а левая рука его пробита копьём. Житие этого святого не написано, однако сохранилось имя – Илья Муромец. Праздник этого святого, день его памяти приходится на 1 января…
Сравните, как показан Илья Муромец в былине?
(Звучит музыка «Былинные наигрыши»,
читает учитель литературы или ученик)
Ай тут старыя казак да Илья Муромец
Стал добра коня тут он засёдлывать.
На коня накладывает потничёк,
А на потничёк накладывает войлочек -
Потничёк он клал да весь шелковенький,
А на потничёк подкладывал подпотничек,
На подпотничек седёлко клал черкасское,
А черкасское седёлышко недержано,
И подтягивал двенадцать подпругов шелковыих,
И шпенёчики он втягивал булатные,
А стремёночки подкладывал булатные,
Пряжечки подкладывал, он красна золота,
Да не для красы – угожества -
Ради крепости всё богатырскоей:
Ещё подпруги шёлковы, тянутся, да они не рвутся,
Да булат-железо гнётся – не ломается,
Пряжечки – то красна золота,
Они мокнут, да не ржавеют.
И садится тут Илья да на добра коня,
Брал с собой доспехи крепки богатырские:
Во-первых, брал палицу булатную,
Во-вторых, копьё брал мурзамецкое,
А ещё брал саблю свою острую,
Ещё брал шалыгу подорожную,
И поехал он из города из Киева…
И.: Кто сидит по правую руку от Ильи Муромца? Каким рисуют его былины?
У.: Это победитель злого Горыныча и Батыги (Батыя).
(Показать детям репродукцию картины Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым змием». Пусть дети увидят, как могуч Добрыня, хотя он и уступает в силе Илье Муромцу).
И.: Как изображён Добрыня на картине?
У.: Сверкает серебром его кольчуга, щит заморской работы украшен жемчугами. Огромный меч готов выхватить Добрыня из золотых ножен.
Красавец белый конь (в былинах его называют ласково «белеюшко») в нарядной сбруе с золотыми украшениями. Строг, справедлив, благороден Добрыня Никитич. На груди его заметен крест.
Л.: Былины говорят, что Добрыня знатного происхождения, сын рязанского князя. На картине Добрыня выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения. Добрыня был сподвижником великого князя Владимира, крестителя Руси.
Л.: Назовите самого молодого из богатырей?
У.: Алёша Попович. Л.: Прозвище его говорит о том, что происходит он из семьи священника.
Как выглядит Алёша Попович? Чем вооружён?
У.: В отличии от своих собратьев вооружён Алёша легче. Л.: В руках у него лишь «тугой лук» разрывчатый да «стрелочка каленая».
Алёша – мастер попеть и поиграть, приворожить сердца молодушек.
Былины говорят о том. Что врага побеждает он не только своей богатырской силой, сколько ловкостью, хитростью, находчивостью. Замечаем, что и сейчас, хитро скосив глаза, Алёша Попович что-то замышляет, видимо, смертельно-губительное для врага.
И.: При всей непохожести богатырей на картине они составляют единое целое.
Л.: Былины говорят о том, что эти богатыри – крестовые братья, значит, что заключили они договор побратимства, обменялись нательными крестами, условились в согласии в действиях, поклялись помогать и служить друг другу. Чем важно такое удивительное единство? Что оно символизирует? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, какое значение для Руси имели подвиги каждого из богатырей, совершённые ими отдельно. У.: В лице богатырей объединяются перед лицом врага все сословия времён «былинной Руси», то есть того времени, когда на поле брани решался вопрос: быть или не быть Руси как таковой!
Обобщение:
И.: Можно ли назвать картину Васнецова «богатырской»?
У.: Да. В ней отражается величие, доблесть, мудрость, патриотизм и миролюбие русского народа.
М.: Сегодня на уроке мы с вами послушали экспозицию 1-ой части «Богатырской» симфонии А. Бородина, внимательно рассмотрели картину В. Васнецова «Богатыри». Что объединяет эти произведения различных видов искусства?
У.: А. Бородин и В. Васнецов в своих произведениях воплотили идею величия и могущества русского народа. В обоих произведениях воплощены те черты народного характера, которые всегда были присущи русскому народу.
М.: Не случайно, что так много произведений различных видов искусства посвящено героической, богатырской теме. Искусству интересен характер человека, который ярче всего раскрывается именно в
критической ситуации, отсюда большой удельный вес в искусстве темы войны, защиты Родины, подвига.
Л.: А сейчас, ребята. Я хочу, чтобы вы подумали, составили план и начали писать черновик своего сочинения на тему нашего урока.
Повторное слушание: Экспозиции первой части «Богатырской» симфонии А.П. Бородина
|