Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Уроки, конспекты


Конспект урока 5 класс "Взаимосвязь музыки и литературы в процессе познания окружающего мира"

14.11.2013, 14:00
Фролова Ирина Вячеславовна
учитель музыки, МКОУ Школа-интернат №1 г. Коврова
Конспект урока №15 (5 класс) с элементами МПТ

Тема урока: «Взаимосвязь музыки и литературы в процессе познания окружающего мира».
Цель урока: определить уровень творческих достижений учащихся; оценить результат их деятельности, достигнутый с помощью творческих заданий.
Задачи:
1. Систематизировать учебный материал как систему понятий; спо-собствовать формированию осознания нерасторжимой связи между музы-кой и литературой.
2. Развивать способности применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях.
3. Способствовать воспитанию эстетической культуры средствами иг-ровой деятельности.
Тип урока: урок – обобщение.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, поисково-исследовательский, наглядный, иллюстративный; методы практической коррекции.
Место проведения: 25.12.2003г., МОУ школа-интернат №1, г.Ковров.
Присутствовали: аттестационная комиссия, заместитель директора, воспитатель.

Структура урока с элементами МПТ

Этапы:
1. Организационный.
Назначение: Создать настрой на совместную работу.
Содержание:
1) Исполнение песни коллективно и по цепочке.
2)Обучение азбуке бессловесного обще-ния.
(Чистякова М.И. «Психогимнастика»)
2. Целеполагание
Назначение: Диагностика знаний.
Содержание:
1) Опросы.
2) Исполнение синквейнов о чувствах, с которыми знакомились на уроках.
3. Актуализация
Назначение: Расширить представление детей о стране чувств.
Содержание:
1) Сочинение сказки.
2) Создание внешнего образа нового чувства.
3)Слушание, исполнение музыки.
(Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии»)
4. Систематизация
Назначение: Приобретение нового опыта. Закрепление новых качеств личности у ребёнка.
Содержание:
1) Пластическое интонирование, создание линий-схем («паутины») музыкально-изобразительных каракулей.
2) Обращение к внутреннему содержанию нового чувства, нахождение в каракулях образа нового чувства.
(Фролова И.В. «Музыкальная изотехнология (МИТ)»)
5. Интеграция
Назначение: Связать новый образ с реаль-ной жизнью.
Содержание:
1) Разыгрывание музыкальной психодрамы.
2) Осознание, что несет с собой новый образ, как может пригодиться в ре-альной жизни.
(Морено Я.Л. «Психодрама»)
6. Проверка уровня обученности
Назначение: Обобщить приобретённый опыт, связать с имеющимся.
Содержание:
1) Сочинение синквейна о новом чувстве, изображение точками высот речевой мелодики, соединение их линией.
2) Мелодекламация, сочинение мелодии, пение синквейна.
(Юдина Е.И. «Азбука музыкально-творческого саморазвития»)
7. Ритуал «выхода»
Назначение: Рефлексия.
Содержание:
1) Исполнение песни, наполненной положительными эмоциями.
(Петрушин В.И. «Музыкальная пси-хотерапия»)

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие.
Вопрос-Ответ
- Что было задано сделать дома?
- Петь Гимн королей и королев чувств, размышлять о том, что важнее: музыка или литература
- Кто выполнил домашнее задание – молодец! В конце урока мы сделаем вывод, что важнее: музыка или литература. Скажите, что такое гимн?
- Это торжественная, хвалебная песня, которую поют стоя.
Все стоя исполняют Гимн королей и королев чувств.
- Оцените исполнение гимна. Что стало бы с этим Гимном, если бы исчезла музыка? Он бы не появился, потому что сначала появилась музыка Бетховена, а потом – к музыке слова.
Вывод: музыка в данном случае имела главное значение в создании Гимна. Но чаще сначала создаются стихи, а к ним – музыка.

2. Обратите внимание на последние слова 2 куплета Гимна: «Силой разума и чувства охватить весь мир готов».
- Что значит «охватить»?
- Познать.

Игра «Мудрые слова»

Задание: составить 2 простых предложения из 4-х слов, 2-х тире, 2-х точек (Музыка – чувства. Литература – разум).
Вывод: музыку и литературу необходимо изучать как важные науки.

- Как называются произведения, в которых «дружат» музыка и литература?
- Песни, кантаты, оперы, балеты, кинофильмы, т.д.
- Что будет с этими произведения-ми, если исчезнет музыка?
- От песен и кантат – стихи, от опер и балетов – либретто, от кинофильмов – сценарии. Исчезнут и литературные произведения, в которых музыка – главная героиня.
- Что будет, если исчезнет литература?
- Останутся вокализы, симфонии.

- Что останется от 2 части кантаты Свиридова «Памяти С.Есенина»?
- Стихотворение Сергея Есенина «Поет зима, аукает».

3. Чтение и анализ стихотворения
- Перечислите героев, выделите главного.
- Метелица, Вьюга, воробышки. Зима – главная героиня.
- Почему Зима – главная?
- Метелица, Вьюга без Зимы не бывают, а Зима без них – бывает.
- Что делает Зима?
- Усыпляет колыбельными песнями природу, зовёт Метелицу и Вьюгу помогать.
- Что делают Метелица, Вьюга?
- Метелица ковер снежный стелет, Вьюга злится, в ставни стучит, будто их заколачивает, чтобы никто не смел выглядывать.
- Какая Зима в стихотворении?
- Красивая, заводная, но мы не можем сказать, злая она или нет.

- Давайте попробуем разглядеть образ Зимы в мелодии Г.В.Свиридова. Покажите жестами, как движутся по велению Зимы Метелица и Вью-га?
- Зигзагами, волнообразно, порывами, по спирали, кругообразно.
- Какие звуки несут с собой?
- «Ф», «Ш», «У»
- В мрачных тонах или светлых поёт свою колыбельную Зима?
- В мрачных.
- Она просит или приказывает?
- Приказывает.

Инсценирование фрагмента «Поёт зима, аукает» (без сопровождения)
- Кто сегодня желает быть красавицей – Зимой? Т.е. будет дирижёром?
Задание: показать жестами, мимикой характер Зимы.
- Кто сегодня желает быть метелями и вьюгами?
Задание для метелей и вьюг: изображая звуками «ф», «ш», «у» ваше появление, выполняйте требования дирижёра.
Солистка поёт со словами, дирижёр Зима руководит хором метелей и вьюг.
Анализирование:
- Понравилось ли исполнение?
Вывод:
- Что нового узнали о Зиме благодаря мелодии Свиридова, нашей интерпретации? Зима мрачная, властная.
- Какие средства музыкальной выразительности помогли глубже узнать Зиму?
- Минорная мелодия, dim, сress, ритм пунктирный.
Я вам расскажу одну историю. Ребята после уроков отправились до-мой. Путь проходил через поле. С одной стороны – лес, с другой – родная деревня. Дело было зимой, разыгрались ребята в снежные игры. Темнеть стало. Пришлось идти домой. Задумала Зима детям отплатить за то, что её ковры снежные истоптали, снеговиков налепили. Послала она своего верного слугу с определённой целью.
- Хотите узнать, кто этот слуга? Какая у него цель?

Задание на слушание проигрыша 2 части кантаты Г.В.Свиридова

Содержание: представить чистый лист полем, по которому идут дети; нарисовать музыкально-изобразительные каракули, найти художественный образ, выделить его контур.
Цель: развитие образного воображения.
Анализирование: какая мимика, выражение лица у того, кто послан Зимой?
Вывод: это Страх. Создание «Страшного вернисажа».
Вывод:
- Что нового узнали о Зиме благодаря музыке кантаты?
- Симфоническая музыка создала более яркий (многогранный) образ Зимы, она не только красивая, заводила, но и мрачная, властная и жестокая. Зима заставила нас почувствовать страх.
- Стихия лишила детей возможности передвигаться. Когда человек замерзает, он засыпает. Какие вы предприняли бы действия?
- Прижаться к друг другу надо, молиться, петь о мужестве, взаимопомощи в трудную минуту, например, Гимн королей и королев чувств.
- Что нужно сделать, чтобы вас стихия не разбросала по полю? Взяться за руки.

Слушание 2 части кантаты Свиридова, взявшись за руки.
- Ваши впечатления?
- Мы увидели картину развивающейся стихии, постепенного наступления затишья. Почувствовали надвигающийся страх и победили его «силой разума и чувства».
- Что было бы, если бы вы не испугались? Не почувствовали страх?
- Погибли.
- Значит, нужен страх? Когда?
- Когда побуждает к защите.

4. Вывод: Как хорошо, что есть литература, которая помогает объяснить, что такое страх. А музыка поможет воспеть его в синквейне.
Сочинение и исполнение синквейна о Страхе.
…И вот полюбовалась Зима на свои ковры и ушла со слугами во Дворец. Дети вылезли из-под снега, а кругом холмики. Где же их домики? На-до торопиться: скоро голодные волки вылезут из нор в поисках добычи.
- Что делать?
- Искать путь по звёздам.
Вывод: Ценные знания можно получить в школе, если старательно учиться!
…Наши герои нашли путь домой по звёздам. То-то радостной была встреча с родными!

Игра «Приседания»

Содержание: приседать под музыку.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
5.
- Вы встречали в жизни таких людей, которые несут холод, страх? Как с ними жить?
- Бороться, не сдаваться.
- Так ведут себя Короли и Королевы чувств. А как помочь слабым, под-дающимся страху?
- Рассказывать о нашей победе над страхом, приобщать заниматься творчеством, чтобы быть умными, добрыми, сильными.
Замёрзли ребятки, стали пальчики согревать.

Игра «Распевание»

Содержание: распевание по методике Г.А.Струве, затем, изображая игру разными пальцами на воображаем фортепиано, повторять за учителем простые упражнения.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие мелкой моторики, звуковысотного чувства, чувства ритма.

- Ребята, на каком языке мы с вами сейчас общаемся: до, ре, ми, фа, соль, ля, си?
- Это музыкальная азбука.
Вывод: Как хорошо, что есть литература, которая может это объяс-нить!
«Звуки музыки» Р.Роджерса – исполнение песни
Содержание: момент музыкальной грамоты.
Цель: выразительное инсценирование, пение произведения.
Вывод:
- Что стало бы с фильмом «Звуки музыки», если бы не было музыки? Почему так думаете? Фильм бы не появился, потому что в этом фильме музыка – главное действующее лицо.
- Что стало бы с фильмом, если бы не было литературы? Остались бы вокализы, танцы, марши.
6. Обобщение
- Что доброго делает музыка для литературы? Музыка литературе даёт вторую жизнь, усиливает её выразительность, углубляет характеристику персонажей, делает события более яркими.
- Что доброго делает литература для музыки? Литература для музыки даёт сюжет: стихи для песен и кантат, либретто для опер и балетов, сценарии для кинофильмов.
- Что делают музыка и литература для нас? - Помогают познать мир с помощью чувств и разума.
- Что же главнее: музыка (чувство) или литература (разум)? Они равносильны по своему значению.

7. – Мы познаём с вами мир с помощью чувств и разума?
– Что же такое мир вокруг?
«Баллада о волшебном мире» И.В.Фроловой – исполнение
Домашнее задание: принести сюжеты для новой песни.
Итог:
- О чём же сегодня говорили? Можно ли определить, что важнее: музыка или литература? Нет, потому что они взаимосвязаны в процессе познания жизни, окружающей нас.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: frolova_i_v
Просмотров: 3735 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог