Цель урока: освоение, закрепление и развитие основных технических навыков исполнения у ученика в работе над гаммами, практическое применение их в работе над этюдом.
Задачи урока:
- Вызвать интерес к занятиям по специальности.
- Развитие тактильных навыков техничного исполнения у ученика.
- Направленность на осмысление учеником технических задач как упражнений на развитие определенного звукового результата исполнения.
- Повышение техничности исполнения у учащегося.
- Развитие навыка распознавания, применения полученных знаний в области преодоления технических трудностей в учебном нотном материале: в гаммах, в этюдах, в пьесах.
- Применение навыков преодоления технических трудностей такой форме работы с музыкальным материалом как чтение с листа.
Продолжительность урока: 45 минут.
Материально-техническая база: две гитары (для ученика, у педагога – для показа), подставки для ноги, пульт.
Подробный план урока:
- Определение понятий «Техника», «Гамма», «Хроматическая гамма», «Тирандо».
Техника (с греч. «искусный» ) – совокупность приемов, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда.
Гамма - звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого стоят друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды.
Хроматическая гамма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы.
Тирандо – прием звукоизвлечения, характеризующийся прожатием струны «без опоры» на соседнюю, играется с ощущением «точки», оставляемой пальцем на струне.
- Определение пассажной техники исполнения как доминирующей при изучении и отработке гамм на гитаре.
- Определение 2-х пальцевой и 3-х пальцевой техники исполнения на гитаре. Показ каждой из них, определение ее возможностей (темповых, ритмических, динамических).
Ссылка на использование каждого вида в разных исполнительских школах страны и зарубежья:
Двухпальцевая техника: доминирует в исполнительских школах Европы. Основана на отработке мелкой техники – активной подвижности пальцев i-m.
Трёхпальцевая техника: широко используется в России. Популярность её обуславливаю исторически сложившимся чутким слышанием и реагированием российского исполнителя на произведения арпеджированной, аккордовой фактуры (идущей от народного творчества). Именно в таких условиях получила активное развитие аппликатура i-m-a в разных вариантах.
Делаю упор на изучение и освоение двухпальцевой техники как первоначальной для освоения на данном открытом уроке.
- Разграничение проблем движений левой руки и движений правой руки.
- Работа над проблемами исполнения гаммы левой рукой:
- позиционная игра гаммы, расположение пальцев левой руки на позицию, положение кисти, локтя,
- техника смены позиции на одной струне («приставление» пальцев при движении гаммы вверх, «перетекание» - при движении вниз, при переходе на разных струнах,
- ощущение наклона струны, проблема важности игры с подставкой с определенным фиксированным углом наклона инструмента,
- проблема постановки большого пальца левой руки за грифом, ощущение его как опоры кисти, как ориентира для положения пальцев в позиции, смена позиции с переносом большого пальца,
- проблема ощущения затраты силы пальца на прожатие струны, упражнения на верное распределение усилий на каждую подушечку пальца,
- проблема экономности движения при прожатии, переступании пальцев,
- проблема исполнение гаммы штрихом «легато» через «переступание» пальцев левой руки, упражнения по данной задаче.
- Работа над исполнением гаммы правой рукой:
- определение счета, подбор «лидирующего» пальца – I или m, ориентир его на сильную долю, счет вслух учеником, педагогом, определение физических ощущений при акцентировке ноты (через нажатие/ бросок) при игре разных ритмических рисунков. Важность схожести по динамике всех нот на сильные доли «раз»,
- исполнение ритмических рисунков : 2-ли, затем – 3-ли, затем – 4-ли, затем – пунктирный ритм. Объединение их в блок (игра в непрерывном порядке). Определение опеваний для совпадения сильной доли с тоникой,
- ознакомление с исполнением 5-лей и 6-лей, подбор словосочетаний для удобства определения первой доли,
- передача динамических оттенков при исполнении хроматической гаммы (крещендо – при игре гаммы вверх, диминуэндо – при игре вниз).Физические ощущения при выполнении данной задачи у ученика,
- сочетание приемов игры «тирандо» и «апояндо» при игре гаммы. Применение «апояндо» разово, для маркатированного выделения крайних нот тоники в гамме или при акценте в ритмических рисунках крупных длительностей (например, 2-лей),
- проблема игры приемом «тирандо» на басовых струнах, определение опоры большого пальца, разворот кисти правой руки перпендикулярно струнам для плотного «нешуршащего» звука,
- проблема нахождения большого пальца p относительно играющих пальцев при игре гаммы на разных струнах. Проблема переноса его при переходе на другую струну,
- применение «контактного» способа игры при исполнении гаммы,
- проблема собранности кисти, неподвижности мостика, использования полусогнутых пальцев в качестве «рычагов» при атаке звука,
- проблема свободы пальца a при двухпальцевой аппликатуре проигрывания гаммы,
- проблема динамической ровности исполнения гаммы через слышание ее учеником как целостного развития музыкального материала, через стабильную равнозначную работу пальцев правой руки по атаке звука,
- тембровое ровное исполнение нот гаммы, особенно при переходе со струны на струну, при использовании открытых струн.
- Работа над координацией рук при исполнении гамм:
- отработка упражнений на пунктирный ритм, на стаккато,
- работа над артикуляцией передачи проигрываемого материала.
- Работа с метрономом как итоговая форма закрепления и проверки ровности игры учеником гаммы. Работа с метрономом для ускорения темпа проигрываемой гаммы.
- выработка навыка умения слушать метроном, играть вместе с ним, не опережая и не отставая от него,
- выработка умения «вкладывать» разные ритмические рисунки во временной отрезок доли, отсчитываемый метрономом. Выработка умения «предслышания» и счета у ученика,
- сочетание игры с метрономом и без него.
- Применение навыков пассажной техники в пьесах на примере М.Каркасси. Этюд D-dur.
- выявление пассажей в Этюде,
- определение аппликатуры обеих рук с учетом тембровой целостности и ровности каждого голоса,
- отработка разными упражнениями тяжелых мест,
- работа над темпом, упражнения,
- выбор динамических оттенков, логическое обоснование выбора, слуховой анализ, отработка,
- полностью проигрывание всего этюда, главная задача – целостность формы и содержания через верную передачу выразительных средств.
Анализ урока.
Урок должен пройти результативно.
Преподаватель выполняет план: ученик должен понять, усвоить и успешно применить полученные навыки работы над гаммами в этюде, освоить запланированный педагогом материал урока.
Ученик в процессе урока должен почувствовать импульс творчества, самореализации. Этот толчок будет побуждать его к кропотливой работе над техникой и на последующих занятиях, и в домашней работе.
|