Цель урока: формирование исполнительских и развитие навыков звукоизвлечения на инструменте. Сочетание задач постановки игрового аппарата и развитие навыков меховедения учащихся.
Задачи урока:
Обучающая: освоение и накопление навыков звукоизвлечения и меховедения на инструменте.
Развивающая: развивать технические способности, слуховое восприятие музыки, эмоциональное отношение к исполнению музыкального произведения. Развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.
Воспитательная: воспитывать творческое отношение к работе над произведением. Формировать систематичность приобретения исполнительских навыков. Формировать умение ученика работать с дополнительным материалом.
Тип урока: закрепление полученных навыков.
Форма работы: индивидуальная.
Методы обучения:
1. Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato, legato, staccato.
2.Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
3. Практический: повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
План урока:
1. Организационный момент
2. Упражнения на освоение штрихов игры non legato, legato, staccato, направленные свободу двигательного аппарата. Игра гамм разными нюансами.
3. Работа с музыкальным материалом Закрепление пройденного материала – с использованием игровой технологии.
4. Работа над пьесами.
5. Итог урока.
Урок проводится с ученицей 1 класса Коляго Аней и ученицей 7 класса Дикой.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работу.
Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика с использованием личностно – ориентированной технологии, закрепление навыка non legato, legato и staccato в исполнении упражнений. Укрепление пальцев в игре двойных нот. Работа над выработкой игровых движений.
Изложение теоретических знаний
Задача педагога-помочь ученику овладеть техникой звукоизвлечения на таком уровне, при котором он всегда знал, какими средствами можно достичь нужного характера и качества звучания инструмента, где требуется активизировать работу мехом, а когда в центре должна быть работа пальцев.
Техника ведения меха.
При игре на инструменте выразительное произношение музыки во многом определяется развитой техникой ведения меха, который музыканты часто называют лёгким инструмента, одушевляя тем самым характерную его деталь. Умение мгновенно остановить мех и начать новое движение- всё это в органичном сочетании с движением пальцев создает основу мастерского владения звуком. Необходимо учиться овладевать движением меха и не пускать всё на самотёк.
Необходимо следить за посадкой. Здесь надо проследить за ремнями и установкой инструмента. Практическое освоение элементарных навыков меховедения начинается уже на первых уроках. Как упражнение провести левой рукой карандашом воображаемую линию по направлению ведения меха.
С самого начала начинается формироваться качество, необходимое для приобретения различных навыков техники звукоизвлечения- умение контролировать момент появления и характер атаки звука. Чуть позже или сразу внимание ученика направляется на характер снятия звука - его окончание. Затем внимание переходит на динамическое изменение звука: ровное звучание, крещендо, диминуэндо, их различные комбинации.
Несколько упражнений на формирование навыков гибкого управления звуком. Основная задача – выработка ощущений, связанных с различными степенями натяжения меха и полученными в зависимости от этого звуковыми результатами.
Ученица первого класса Коляго Аня на примере гаммы играет движение вверх на крещендо, движение обратно на диминуэндо. Анализируем, какое должно быть натяжение меха.
При выполнении упражнений связывать с ассоциациями. Они должны быть живыми, образными. Здесь можно применить графическое изображение. Применяем наглядное пособие. Для этого используем интерактивную доску.
Педагог постоянно обращает внимание ученика на практическое применение в пьесах навыков, приобретённых им в упражнениях. Чем успешнее удаётся ученику решать эту задачу в упражнениях, тем легчеему будет добиться в игре пьес ровного звучания, и постепенного звука.
Смена направления движения меха – разжим, сжим.
При формировании навыков ведения меха важнейшее значение имеет воспитание навыков технической смены направления его движения. В упражнениях на формирование звука уже на первых урокахдобивается постепенногозвучанияпри игрена разжим, значительно хуже при игре на сжим.
Выравнивание уровня владения звуком при игре на разжим и сжим будет зависеть в значительной степени от того, насколько педагогу удастся развить слух ученика. Именно слух подсказывает ученику,что для достижения такого же результата при игре на сжим, как и при игре на разжим, требуется больше усилий и специальной тренировки.
Один из наиболее распространённых недостатков в игре начинающих- смена меха на звучащей ноте.
Припроставлении смены меха необходимо учитывать следующие факторы: физические возможностиученика,качество инструмента, метроритмичнуюфункцию музыки,фразировку,фактуру,темп исполнения, применение тремоло специфических приёмов игры(тремоло или рикошет). Качественная и продуманная смена меха будет способствовать точному выполнению разнообразных технических и художественных задач.
Ученица 1 класса проигрывает произведение Н.Бажилина «Петрушка». Обращаем внимание, что нужно так продумать смену меха, чтобы тремоло мехом обязательно приходилось на разжим.
Артикуляция.
В широком смысле артикуляция означает произношение. Исходя из этого, она включает в себя весь комплекс приёмов и способов звукоизвлечения, которые связаны с атакой и окончанием звука, а так же интонированием, фразировкой, динамикой. От того ,исполнитель артикулирует, т. е. произносит музыку, зависит точность, ясность и определённость её звучания.
К области меховой артикуляции относится смена направления движения меха. Смена меха теснейшим образом связана с музыкальным дыханием, фразировкой, другими составляющими музыки. Проставлять её нужно таким образом, чтобы она не только противоречила течению музыкальной мысли, но и сама по себе способствовала получению нужногохарактера звучания, например, разделению звуков, подчёркиванию фразировочныхмоментов, помогала в игре акцентов, при выявлении опорных звуков.
Меховая артикуляция применяется в игре акцентов, приподчёркнутом характере произношения отдельных звуков, аккордов, их последовательностей. Игра мехом относится к меховой артикуляции.
Значимая сфера пальцевой артикуляции включает в себя различную степень слитности и раздельности произношения, а более конкретно – штрихам.
Штрих легато- важно добиться такого, соединения между собой, при котором бы не было как перерывов в звучании, так и ихнаползание (наложение) друг на друга. Движенияпальцев плавные и спокойные, мягко переступающие с клавиши на клавишу. Рука гибкая, легкая.
При смене меха в процессе игры мелодичных линий «легато», важно не нарушить текучесть их движения рывками или толчками. Значение имеет проставление и обработка смены меха в определённых местах, как в упражнениях, так и в пьесах.
Стаккато – постепенный переход из легато в стаккато в процессе игры. Для этого удобно использовать какую-либо гамму. Играть её следует в одном темпе, лучше в 2 октавы.Начав со слитного произношения, в процессе игры необходимо постепенно увеличивать разделение между звуками. Осваивать по принципу «вертушки».
Нон легато – это один из самых распространённых способовартикулирования, включающий в себя находящиеся между легато и стаккато различные степени разделения между звуками. Этот штрих полезно тренировать в упражнениях или гаммах.
В пьесах часто встречаем соединение штрихов или смешанные штрихи. Ученики чаще заняты действиями пальцев и забывают о технике меховедения.
Мех – характерная особенность баяна или аккордеона, во многом определяющая их самобытность. Необходимо с первых шагов приобретать необходимые навыки звукоизвлечения. Вырабатывать ощущения, связанные с ведением меха или движением пальцев.
Применение знаний и умений
С первого дня обучения педагог должен следить за правильностью посадки за инструментом. От этого зависит качество звукоизвлечения и умения вести мех. Учащийся должен чувствовать себя комфортно. Процесс упражнения – это процесс творческого искания. Всегда надо помнить о психологических факторах: внимании, сознании, воображении, эмоциях. Внимание быстро утомляется, а без него работа нецелесообразна. Важно, чтобы ученик мог определить в чём трудность, выделить её из контекста и разбить на отдельные элементы. При каждом повторении надо ставить перед собой определённую задачу, каждый раз изменяя и усложняя.
Ученица 7 класса Дикая Алина исполняет произведение А.Пьяцолы «Танго». Прежде чем начать исполнение мы смотрим презентацию о творчестве этого композитора и слушаем музыку танго. Разбираем, как должна исполняться такая музыка, какие штрихи надо использовать, чтобы передать характер произведения. Продумываем движение меха, чтобы фразы не прерывались.
Обобщить урок, подвести итоги , записать домашнее задание.
Художественное развитие невозможно без технического. Развитие техники – одна из целей процесса обучения.
|