Конспект урока музыки 7 класс III четверть Тема: «Разнообразие музыкальных образов. Фуга»
Провела: учитель музыки Алексеева М. С.
Тема: «Разнообразие музыкальных образов. Фуга» (закрепление темы). Цель: уметь определять развитие образа произведения, если известна его форма на при-мере Фуги До-минор И.С.Баха. Задачи: 1) Образовательные – раскрытие особенностей музыки Баха, подготовить учащихся к пониманию стиля композитора; проанализировать строение сложной музыкальной формы (фуга); 2) Развивающие – формирование эмоционально-образных представлений на примере Фуги До-минор И.С.Баха, песен «Как здорово!» муз. и сл. О.Митяева, «Пора золотая» Е.Крылатова – М.Пляцковского; исследовательских способностей; познавательного интереса; 3) Воспитательные – развитие чувственного восприятия мира, межличностных отношений на примере песен «Пора золотая» Е.Крылатова, М.Пляцковского, «Как здорово!» сл. и муз. О.Митяева. Музыкальный материал: кассета (И.С.Бах. Фуга До-минор), «Как здорово!» муз. и сл. О.Митяева, «Пора золотая» Е.Крылатова, М.Пляцковского Оборудование: магнитофон, синтезатор, раздаточный материал (текст «Что такое фуга?», таблица для заполнения, таблица эмоциональных терминов по Ражникову), портрет И.С.Баха. Ход урока: Репродукция: портрет И.С.Баха, утверждения 1. Организация учащихся на урок. 2. Работа по теме урока. У: Тема сегодняшнего урока – «Разнообразие музыкальных образов. Фуга». Цель нашей работы – научиться определять развитие музыкального образа на примере полифонической музыкальной формы под названием «фуга». На стадии вызова используется приём «вводный вопрос» для активизации внимания учащихся. У: Как вы думаете, что общего между архитектором и композитором? Запишем наши предположения. Ответы учащихся фиксируются на доске У: Итак, я предлагаю вам несколько утверждений, ваша задача, ответить согласны вы с ними или нет, т.е. верные они или неверные. Отвечаем письменно, заполняя первую графу таблицы, которая называется «до чтения»: «В» - верно, «Н» - неверно. УТВЕРЖДЕНИЯ (записаны на доске) 1. Слово «фуга» в переводе с латинского означает «бег, бегство, побег». 2. В основе фуги лежат, как правило, две – три музыкальных темы. 3. Фуга – это высшая, самая сложная форма гомофонической музыки. 4. Фуга может быть не только самостоятельным произведением. Но и частью крупного сочинения – симфонии, реквиема и т.д. 5. Маленькая фуга называется фугетта. 6. Особенно часто обращался к фуге великий немецкий композитор И.С.Бах. У: А сейчас я предлагаю вам сверить свои ответы на утверждения с ответами соседа по парте. Есть расхождения во мнениях? Учащиеся обсуждают ответы в парах, учитель опрашивает несколько пар У: Перед вами текст «Что такое фуга?», прочитав который вы сможете ещё раз проверить верность утверждений и заполнить вторую графу таблицы, которая называется «после чтения». На стадии осмысления содержания, для того чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается текст. Следующим шагом является заполнение таблицы. Учащиеся совместно с учителем проверяют верность утверждений на основе прочитанного текста У: Сейчас мы послушаем одну из самых известных фуг И.С.Баха, фугу до-минор. Обратите внимание на то, в каком характере будет протекать «беседа голосов» в произведении, подберите подходящие характеру музыки эмоциональные термины. Слушание – И.С.Бах. Фуга до-минор ответы учащихся На стадии рефлексии учащимся предлагается послушать лучшие секвенции на тему «Фуга» и вернуться к вводному вопросу У: Как бы вы сейчас ответили на мой первый вопрос (ответы учащихся).
3. Итог урока: У: В полифонии важна созвучность голосов, они должны дополнять друг друга, должны «уметь слушать друг друга». Скажите, в отношениях между людьми ценится умение слушать другого человека? Я не ошибусь, если скажу, что именно настоящий друг всегда сумеет выслушать. Многие песни посвящены дружбе, и у нас есть такие в нашем певческом репертуаре. Вспомните их названия. Исполнение – «Как здорово!» муз. и сл. О.Митяева, «Пора золотая» Е.Крылатова – М.Пляцковского
|