Тема урока: «Эти разные марши».
Ход урока
1. Организационный момент – вход.
Музыкальное приветствие: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, учитель.
Учитель: Я прошу сесть и занять свои места. Какое у вас настроение? Молодцы, я думаю, что сегодня на уроке у вас оно сохранится.
2 слайд
2. Мотивация темы урока:
Учитель: Из королевства Музыки деревянные солдатики прислали срочную телеграмму:
Мы деревянные солдаты,
Мы маршируем левой- правой.
Мы стражи сказочных ворот,
Их охраняем круглый год.
Мы маршируем четко, браво.
Нам не страшны путей преграды,
Мы охраняем городок,
Где музыка живет!
Их заколдовала злая колдунья, и они не могут пошевелиться. И злая колдунья сказала, если вы отгадаете загадку и выполните правильные движения под музыку, которая прозвучит, то она их расколдует, и солдаты будут продолжать охранять Королеву Музыку.
Учитель:
Задание 1
При прослушивании музыки выполняйте те движения, которые соответствуют характеру музыки.
Звучит маршевая музыка С.Чернецкий “Встречный марш”.
Прослушивание музыки с маршировкой.
Учитель: Ребята, а что вы делали?
Учащиеся: Маршировали
Учитель: Что такое маршировать?
Учащиеся: Ходить.
Задание 2
Загадка.
Под музыку эту проводят парад.
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат? (марш)
3 слайд
Учитель: Выберите соответствующего кита. Ребята, а что это был за кит?
( Подвожу ребят к теме урока).
Учащиеся: Марш
Учитель: Спасибо, молодцы, вы расколдовали солдатиков, и они теперь будут храбро охранять королеву Музыку.
4 слайд
5 слайд
Ход урока:
• Для кого пишут марши?
• Когда и где вам приходилось слышать марши?
• Какие музыкальные инструменты наиболее приемлемы для звучания марша?
6 слайд
3. Введение в новую тему урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром музыки («китом») – марш. И какие бывают марши.
Слово марш в переводе с французского означает ходьба, шествие.
Род музыки, сопровождающий стройные размеренные движения людей, преимущественно войска. Шаг левой ногой, шаг правой…
Техника элементарная - ходьба.
От этого слова и пошло наше «маршировать», то есть ходить особенным, ладным и четким шагом.
Каждый знает, что лучше всего маршировать под музыку. Музыка бодрая, четкая и в то же время не быстрая.
Учитель: Скажите, ребята, а удобно ли под него бегать и прыгать?
Учащиеся: Нет, неудобно.
Учитель: Плавные и медленные движения тоже не получаются. Зато ходить - одно удовольствие! И называется такая музыка….
Учащиеся: Марш.
Учитель: А какой характер у марша? На столах у вас лежат на таблицы.
Поработайте в паре, найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.
Учащиеся: Характер у марша бодрый, мужественный, активный, решительный.
Учитель: Совершенно правильно. В музыке слышен ритм шага, ритм пунктирный, чёткий. Темп у марша умеренный, он не меняется на протяжении всего произведения.
Музыка всех маршей передает шаг идущего человека, его поступь, его движения. Марши бывают разные, поэтому поступь разная. И сейчас мы с вами это и докажем.
7 слайд
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами знакомились с музыкой русских композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. П.И.Чайковский создал «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» с музыкальными произведениями, С.С.Прокофьев так же писал музыку для детей, и сегодня мы познакомимся с их произведениями.
8 слайд
Учитель: На этом развороте учебника на стр.26 -27 мы видим названия маршей и к ним картинки, которые мы сегодня услышим. Все эти пьесы передают движение, но в каждой своя пластика.
А так же кто марширует под эту музыку и где?
9 слайд
Учитель: давайте послушаем, что рисует нам композитор С. Прокофьев в своей пьесе и как она называется.
Звучит пьеса «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева.
Прослушивание музыки.
Учитель: На столах у вас лежат на таблицы.
Поработайте в паре, найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.(Приложение 1)
Учитель: какой здесь шаг?
Учащиеся: быстрый.
Учитель: кто может под него маршировать?
Учащиеся: кузнечики
Учитель: ритм скачкообразный.
Своим названием близка к маршу, но в ней слышаться и танцевальные ритмы.
10 слайд
Учитель: давайте послушаем, что рисует нам композитор С. Прокофьев в следующей пьесе и как она называется.
Можно ли назвать маршем эту пьесу?
Звучит пьеса «Ходит месяц над лугами».
Прослушивание музыки.
Учитель: на столах у вас лежат на таблицы. Поработайте в паре, найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (ответы детей)
Учитель: эта музыка похожа на марш солдат? …
Учащиеся: нет.
Учитель: какой шаг?
Учащиеся: спокойный
Учитель: так кто же это шагает, и где? (месяц в воздухе).
(Учащиеся делятся своими представлениями).
Учитель: в пьесе звучит интонация шага и напоминает русскую народную песню.
11 слайд
Учитель: какой музыкальный инструмент исполнял эти произведения?
Учащиеся: пианино, рояль.
12 слайд
Учитель: с помощью этого марша мы сможем попасть во дворец королевства Маршей. Этот марш написал П.И.Чайковский к балету “Щелкунчик”
13 слайд
Учитель: яркие фанфары приглашают нас во Дворец. Здесь живут не только солдаты, спортсмены, добрая Фея, но и дети. Когда в королевстве наступает ночь, все стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад.
14 слайд
Звучит “Марш деревянных солдатиков”
Прослушивание марша.
Учитель: какой здесь шаг?
-а кто может под него маршировать?
Учащиеся: маленькие дети, куклы.
Учитель: да, это кукольный марш. Шажки у них маленькие, поэтому шагают часто.
Пошагаем на ладони под музыку.
Учитель: как вы думаете. А игрушечный марш, он какой? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.
Учитель: на столах у вас лежат на таблицы. Поработайте в паре, найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (ответы детей)
Учащиеся: легкий, звонкий, веселый, забавный.
Учитель: звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. Правильно, солдатики игрушечные, маленькие, поэтому и музыка звучит легко, отрывисто, звонко. Этот марш можно назвать «Игрушечным»
15 слайд
Учитель: какие музыкальные инструменты звучали?
Учащиеся: труба, барабан
16 слайд
Учитель: а сейчас отдохнем и станцуем танец- марш, который называется «Вперед 4 шага»
Звучит танец - марш «Вперед 4 шага»
Исполнение танца «Вперед 4 шага»
17 слайд
Учитель: На свете множество маршей и зачастую мы даже не задумываемся, как часто встречаются они в нашей жизни, особенно самые памятные события нашей жизни.
18 слайд
Учитель: с маршем вступают в новую жизнь: «Свадебный марш» (бракосочетание)
19 слайд
Учитель: с маршем провожают и в последний путь человека.
Музыка нужна человеку в радости и в горе. У Чайковского П.И. в его сборнике «Детский альбом», есть пьеса, которая называется «Похороны куклы». Похоронный марш - это последнее шествие человека. Такие марши всегда серьезные и грустные. Давайте послушаем его стоя, склонив голову.
Звучит пьеса «Похороны куклы».
Прослушивание музыки.
Учитель: На столах у вас лежат на таблицы. Поработайте в паре, найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (ответы детей)
19 слайд
Учитель: Итак, для кого пишут музыку марша?
Учащиеся: Для военных, детей, кукол, спортсменов, праздничных шествий.
Учитель: Все марши ритмичные. Что же такое ритм?
2. Знакомство с ритмом в музыке.
Учитель. У каждого человека есть пульс. Найдите его у себя, дети. Пульс-это ритм нашего сердца. Ритмично тикают часы, стучат колёса поезда.
Ритм нашего сердца зависит от состояния здоровья или эмоционального состояния (у тревожных, волнующихся людей или больных он чаще, у спокойных и здоровых - медленнее.)
И в музыке тоже есть свой пульс, он зависит от того, о чём рассказывает музыка. Пульс-это чередование сильных и слабых долей. Какой пульс в марше? (Первый - сильно, второй - слабо)
II, II, II, II. Iii, Iii, Iii, Iii.
Прохлопывание ритма
20 слайд
4. Вокально-хоровая работа
Учитель: А ещё сегодня у нас на уроке песня-марш «Бравые солдаты».
Какая она по характеру?
Учащиеся: Весёлая задорная, радостная!
Учитель: А в каком темпе мы будем ее исполнять?
Учащиеся: В умеренном.
Учитель: О чём эта песня?
Учащиеся: 0 том, что мальчишкам хочется стать солдатами и шагать так же, как они.
Пение ПЕСНИ-МАРША «БРАВЫЕ СОЛДАТЫ» с маршировкой.
21 слайд
«Проверь себя»
22 слайд
5. Итог урока.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное Королевство Маршей.
Учитель: Назовите марши, которые прозвучали на уроке и композиторов, которые их сочинили.
(Работа с учебником с.26-27)
- Какие пьесы написал П.И. Чайковский
Ответы учащихся:
«Марш деревянных солдатиков»
«Похороны куклы»
Учитель: Какие пьесы написал С.С.Прокофьев?
Ответы учащихся:
«Ходит месяц над лугами»
«Шествие кузнечиков»
23 слайд
Учитель: Определите, на какой картинке исполнитель играет марш?
(Ответы учащихся)
24 слайд.
Учитель: Какой инструмент помогает киту Маршу?
(Ответы учащихся)
25 слайд.
Д/з: Нарисовать героев того марша, который больше понравился и запомнился.
Оценка – красочная закладка для учебника «Три кита» (Приложение 2).
|