Цель – осознание и принятие детьми эмоциональных состояний, рефлексия.
Задачи:
- Побуждать к самонаблюдению, рефлексии;
- Учить осознавать собственныеэмоциональные состояния.
Актуальность – в связи с информатизацией общества у современных детей плохо развита способность к рефлексии и к оценке собственных эмоциональных состояний. В особенности это относится к слабовидящим детям, развивающимся в условиях сенсорной депривации.
Эмоциональное развитие очень важный фактор становления здоровой личности. Чем богачеэмоциональная сфера ребенка, тем легче строятся его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Особенно актуально это для детей с нарушениями зрения. Т.к. процесс распознавания эмоций и передачи своего эмоционального состояния затруднен ограниченными возможностями здоровья. Низкая острота зрения не позволяет точно уловить мимику собеседника, нарушение полей зрения мешает распознаванию жестов, опора преимущественно на слуховой анализатор не дает полной картины эмоционального состояния собеседника. В свою очередь мимика детей с нарушениями зрения обеднена вследствие нарушенного восприятия.
Данное пособие может использоваться на каждом коррекционном занятии педагога-психолога как вначале занятия (в качестве входа), так и в конце занятия (как элемент рефлексии).
Пособие представляет собой рисованный плакат, на котором изображены три цветочка с разным настроением: грустное, нейтральное и радостное. Настроение цветочков дополняется их окружением – грустное-туча с дождем, радостное-солнце
(рис.1)
Детям предлагается выбрать лепесток того цвета, который соответствует сегодняшнему настроению. Лепестки 6 основных цветов: красный, желтый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый (тест Люшера), исключены черный и серый
(рис.2)
С помощью пластилина лепесток прикрепляется к цветочку. Прикрепляя лепесток, ребенок проговаривает: «У меня сегодня настроение зеленое, потому что мне нравится этот цвет и настроение у меня хорошее, мое настроение похоже на веселого кузнечика» или «У меня сегодня настроение зеленое, потому что мне не нравится этот цвет, мне грустно, мое настроение похоже на грустную лягушку». В итоге можно посмотреть на плакат и оценить, какое настроение преобладает у детей
(рис.3 и 4)
Детям, которые не смогли проговорить свое состояние, предлагаются наводящие вопросы: Почему ты выбрал этот цвет? Он тебе нравится или нет? А на какое животное похоже твое настроение? Как ты думаешь, почему у тебя сегодня такое настроение? Тебе комфортно в таком настроении или ты хотел бы что-то изменить?
«Высший пилотаж», если ребенок еще и может объяснить причины своего плохого или хорошего настроения, связать его с внутренними эмоциональными процессами, или с внешними условиями (погода, успехи или неуспехи в учебе и т.д.)
Дети учатся оценивать свое эмоциональное состояние и соотносить его с настроением одноклассников.
|