Программа «Школа – 2100» Тема: «Единицы длины», урок обобщения знаний, практиконаправленный урок.
Предметная цель: обобщить имеющиеся знания и сформулировать правило
перехода от больших единиц измерения величин к меньшим и от меньших к
большим. Урок разработан в технологии «Проектная задача».
Урок математики, 4 кл. Программа «Школа – 2100», авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. УМК «Математика» авт. Козлова С. А., Рубин А. Г., Горячев А. В. Урок составил : учитель начальных классов МБОУ «Выльгортская СОШ№1 Титенкова Анна Юрьевна.
Тема: «Единицы длины», урок обобщения знаний, практиконаправленный урок. Предметная цель: обобщить имеющиеся знания и сформулировать правило перехода от больших единиц измерения величин к меньшим и от меньших к большим. Личностные: Принятие учебной ситуации и закрепление её в личном опыте; Метапредметные цели (формируем умения): Познавательные: Работа с информацией, анализ ситуаций, выдвижение предположений, направленных на поиск решения. Регулятивные: Формулирование проблемы и цели урока, составление алгоритма и применение его в определённой ситуации, определение степени успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из критериев. Коммуникативные: Умение доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Урок разработан в технологии «Проектная задача».
Оборудование: Учебник «Математика», 4кл., физическая карта России на бумажном носителе (раздаточный материал),куски нити (раздаточный материал), слайды.
Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Актуализация знаний: (на слайдах предлагаются задания) 1.Прочитай числа. 80 102, 305 694, 39, 7 605, 164 234 Числа каких классов представлены, докажи? Назови полное количество десятков, сотен в предложенных числах. Как ты это определил? 2. Представлены примеры.
70 000:10=700 605*100=6050 80*100=80 000 6 000 000:10 000=600 605 000:1000=6050 700*50=35 000 Просигналь в случае, если ответ, по- твоему, не верен. Дай свой ответ, докажи.
3. Представлены высказывания. Какие из них истинные, какие ложные? Что за числа предложены в записях?
70 000см=70м 400 000дм=40км 500 000м=50км 60 000мм=6 000см
-Что объединяет эти задания? ( многозначные числа, операции над ними) -Какие знания и умения применяли для выполнения заданий? (разрядный состав многозначных чисел, определение количества полных единиц того или иного класса, вычисления, связанные с операциями умножения и деления многозначных чисел на 10, 100, 1000 и т.д., перевод одних единиц измерения в другие) 3. Введение в тему: Первая учебная задача. -Найдите в учебнике с. 84, прочитайте, как звучит тема урока, просмотрите расположение учебного материала. Определите вид урока. (по расположению материала учащиеся выясняют, что на уроке будет новая тема) -Есть ли у вас уже набор знаний и умений по этой теме? (Да) Предлагается выполнить пробное задание из учебника и определить возможные проблемные места. ( с.84 №1) Задание выполняется в паре. -Справились ли с заданием, были ли затруднения? (проблем не было) -Прочитаем в учебнике рамочку, выясним, что предлагается там, возможно, новое по теме урока. Учащиеся определяют, что нового они ничего не узнали. -На что особо обращают внимание авторы учебника по теме урока? (Все ранее нами применяемые знания собраны в правило о переводе меньших единиц измерения в большие и наоборот, используя умения делить и умножать на 10, 100, 1000 и т. д.). Правило перечитывается вслух.
4. Вторая учебная задача. - Напомните, в чём особенность выстраивания учебного материала в учебнике математики? (предлагаются виртуальные путешествия в прошлое, в разные места планеты…) -Могла бы тема сегодняшнего урока помочь в путешествии? - К сегодняшнему уроку вы читали информацию ( с. 79), что интересного узнали? -Чем был так озабочен царь Пётр 1? (необходимо было проложить новые торговые пути через северные моря) -Каким образом он собирался решить эту проблему? (собраны и отправлены экспедиции) -Из дом. задач зачитайте ,какую информацию вы получили о подготовке к этим экспедициям ? На слайдах представлены портреты известных русских путешественников. -Кого вы узнали, о ком читали? (В. Беринг, именно он был руководителем экспедиций). На столах учащихся лежат карты России с изображением пути 1-ой экспедиции В. Беринга, на карте даны знаки-легенда, такая же карта представлена на слайде. -Какое задание по теме урока можно предложить? (измерить путь В. Беринга) -Ваши предложения? Что помните об объектах, нанесённых на картах? (учащиеся вспоминают, что все объекты на карте представлены в уменьшенном виде, во сколько раз это показывает масштаб, вносятся предположения, что размеры придётся увеличивать, предлагаются варианты измерения пути, используя линейку, приходят к противоречию) -Предложите алгоритм действий по измерению пути на карте! (заслушиваются различные предложения, в итоге вместе приходим к следующей последовательности…) *Измеряю верёвочкой расстояние *Определяю по линейке размер замеренной длины верёвочки… *Нахожу и читаю на карте масштаб… *Вычисляю истинное расстояние. (На экране высвечивается слайд с алгоритмом) 5. Пробное действие. Третья учебная задача. -Чтобы ориентироваться по карте для выполнения измерения пути первой экспедиции Беринга, предлагаю прочесть текст ( он на слайде). По тексту определяем начало пути и первую остановку. Комментируя, пробуем действовать по алгоритму. Измеряем путь от Охотска до Петропавловска.
Четвёртая учебная задача. -Рассмотрите карту, определите дальнейшее продвижение Беринга и его команды. В парах, используя алгоритм, определяем расстояние, пройденное экспедицией, в сторону Сев. Ледовитого океана. Проверяем полученные результаты, рассказываем, как выполняли действия. На слайдах представлены картины, рассказывающие о трудностях путешествия В. Беринга, показ сопровождается кратким рассказом учителя. 6. Подведение итогов, рефлексия. -Несмотря на трудности В. Беринг справился с поставленной задачей и благодаря ему мы- потомки знаем о территориях крайнего севера. Что вы узнали, читая о результатах экспедиции? (пересказывается информация, прочитанная в учебнике математики) -Какова была мечта этого человека, и почему он сумел её реализовать? (была цель) -Какова была цель нашего урока? -Какие знания приобрели? Какие умения? -Какое д.з. можно предложить? (для всех продолжить работу с картой и определить расстояние обратного пути, для желающих – задания по тренировке перевода одних единиц в другие) 7. Оценочная деятельность -Можно ли сегодня поставить отметки? (нет, т.к. практическую работу ещё только пробовали выполнять). Когда за данную работу можно получить отметку? ( при проверке д. з.) -За что можно оценить работу? (активное участие в диалоге, аргументированное, доказательное выступление…) Учащиеся сами предлагают, кого и за что можно оценить на уроке.
|