Дементьева Татьяна Александровна
МБОУ – кадетская школа № 95 г. Самара
Учитель начальных классов
Урок математики в 4 классе
(составлен по материалам программы М. И. Моро и др. учебно-методического
комплекта «Школа России»)
Тема урока: Сложение и
вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых
Тип урока: урок
изучения и первичного закрепления нового материала
Форма
урока: проблемный урок
Используемые
технологии: проблемная беседа
Цель урока:
познакомить с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых.
Задачи
урока:
Образовательные:
1.
Повторить письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
2. Познакомить с разными способами
нахождения суммы нескольких слагаемых.
3. Закрепить умение решать задачи.
Воспитательные:
1. Совершенствовать навыки общения.
2. Вовлечение в активную совместную
деятельность.
Развитие
личности:
1. Продолжить обучение учащихся анализу, получению
знаний путём исследования математических выражений.
Оснащение
урока: таблицы «Компоненты при сложении», «Компоненты при вычитании»,
«Алгоритм письменного сложения»
Дидактический
и раздаточный материал: карточки
Ход урока:
1. Начало урока
Организационный
момент (2 минуты)
Мотивация этапа: проверить готовность к уроку, настроить учащихся на работу.
Игровой
момент: Ну – ка,
юный мой дружок,
Ты готов
начать урок?
Все в порядке
на столе?
Есть порядок в
голове?
Чтоб передать вам
знания,
От вас прошу
внимания.
Сегодня на уроке мы повторим письменные приёмы сложения и
вычитания трёхзначных чисел, познакомимся с разными способами нахождения суммы
нескольких слагаемых, закрепим умение решать задачи.
2. Основная часть
Устный счёт
(7 минут)
Мотивация этапа: повторение изученного материала,
отработка вычислительных навыков учащихся, подготовка к усвоению нового
материала.
1. Повторение названия компонентов при сложении, взаимосвязи
между ними (таблица) 1
слагаемое + 2 слагаемое =
сумма
1слагаемое =
сумма - 2 слагаемое
2 слагаемое =
сумма - 1 слагаемое
|
2. Повторение компонентов при вычитании, взаимосвязи между
ними (таблица)
уменьшаемое -
вычитаемое = разность
уменьшаемое =
разность + вычитаемое
вычитаемое =
уменьшаемое - разность
|
3. Решение уравнений: 12+х=12 х+24=24
36-х=36 х-85=0
(Дети определяют, какой компонент неизвестен, повторяют
правило, решают уравнение)
4. Выполнение вычислений:
456 975 564 234 765
354 234 351 586 186
(Учащиеся объясняют, с какого разряда начинают считать, как
переходят к следующему разряду)
6. Повторение правил письменного выполнения сложения и
вычитания (запись разряда под разрядом, начинать вычисления с единиц и т. д.)
Подведение итога этапа.
Объяснение
нового материала (7 минут)
Мотивация этапа: создание проблемной
ситуации, поддержка чувства самостоятельного открытия нового у учащихся.
На доске записано
выражение 123+434+107
Учитель предлагает самим выбрать способ для нахождения его
значения. Дети предлагают различные
варианты:
1. Сначала сложить числа 123 и 434, к полученному числу
прибавить 107.
2. Сначала сложить числа 123 и 107, к полученному числу
прибавить 434.
3. Записать все три числа в один столбик и посчитать.
Все варианты
обсуждаются, комментируются. В результате учащиеся приходят к выводу, что
удобнее выполнить данное задание, записав все числа в один столбик.
Учитель вывешивает таблицу с алгоритмом сложения нескольких
слагаемых:
Сложение нескольких слагаемых.
1.
Записывай второе слагаемое под первым, третье под вторым и т. д., при этом
следи, чтобы соответствующие разряды находились друг под другом.
2.
Складывай единицы. Если сумма меньше 10, то записывай её в разряд единиц и
переходи к следующему разряду.
3. Если
сумма единиц больше или равна 10, то правое цифру записывают в разряд единиц, а
левую цифру прибавляют к десяткам.
4.
Повторяют те же действия с десятками, потом с сотнями.
Учащиеся знакомятся с таблицей, пользуются ей при выполнении
заданий на закрепление.
Подведение итога этапа.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише,
тише.
Деревцо все выше, выше.
Закрепление
нового материала (10 минут)
Мотивация этапа: закрепить полученные знания,
выявить учащихся хорошо усвоивших материал и учащихся, которые материал не
усвоили.
1. Работа с учебником: № 21(с объяснением)
Вычисли и сделай
проверку, поменяв местами слагаемые.
106+294+530
472+280+198
620+137+209
2. Работа по карточкам: (карточки составлены с учётом
индивидуальных способностей детей)
1уровень
425+124+317
125+613+118
438+243+112
144+213+252
|
2 уровень
421+137+245
231+341+521
213+124+321+322
367+120+211+321
|
3 уровень
112+212+321+352
421+251+123+241
102+320+142+215
521+120+211+121 |
3. Решение задачи:
В саду на
сборе яблок работали три бригады. Первая бригада за день собрала 345 кг яблок,
вторая – 321кг, третья – 295кг. Сколько яблок собрали эти бригады за день?
1Б. – 345кг
2Б. – 321кг
3Б. – 295кг
-Как удобнее записать решение этой задачи?
-Записав все числа в один столбик:
345
321
295
Подведение итога этапа.
Выполнение
заданий на повторение (10 минут)
Работа с учебником:
1. Решение геометрической задачи № 22
1) Выпиши
названия всех прямых углов.
2) Измерь длину
каждого звена ломаной в миллиметрах и вычисли длину этой ломаной. Вырази длину
этой ломаной в сантиметрах и миллиметрах.
2.
Решение арифметической задачи № 23
Чтобы заполнить бочку вместимостью 96 л, нужно принести 12 вёдер
воды. Сколько литров воды входит в 1 ведро? в 2 ведра? в 5 вёдер?
Подведение итога этапа.
3. Заключительная часть.
Мотивация этапа: подвести итог урока, дать
оценку работе учащихся на уроке, пояснить домашнее задание.
Рефлексия
(2минуты): Чему научились сегодня на уроке? Каким алгоритмом нужно
пользоваться, чтобы вычисления были верными?
Информация
об оценках на уроке (1минута): комментирование оценок
Информация
о домашнем задании (1минута): №24, №25
Просмотрите домашние задания, прочтите задачу, задайте
вопросы, если что-то не понятно.
|