Конспект дефектологического занятия
| 22.04.2020, 09:27 |
Пархоменко Валентина Владимировна |
учитель - дефектолог, Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красноярская школа №6" |
Направление в работе: «Устранение пробелов знаний необходимых для усвоения программного материала.»
Класс 8 , обучающиеся с ОВЗ (лёгкая степень умственной отсталости)
Тема: Состав слова. Однокоренные слова. (Игра «Умницы и умники!»)
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о морфемном составе слова, об однокоренных словах.
Задачи :
Образовательные:
• уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, однокоренные слова ”
• составить совместно с учащимися алгоритм разбора слов по составу;
• научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
Развивающие:
• развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
• развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
• развитие познавательных умений;
• развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
• создавать у учащихся положительную мотивацию к занятию путём вовлечения каждого в активную деятельность;
• воспитывать потребность оценивать свою деятельность, деятельность одноклассников;
• воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
• воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
Листы с рабочими материалами для учащихся, индивидуальные карточки.
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
• рассказ учителя,
• проблемные вопросы,
• творческие задания,
• практические упражнения.
Образовательные технологии:
• здоровьесберегающие технологии ,
• информационно- коммуникационные технологии
Вид занятия: групповой.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
- Добрый день! А день сегодня действительно добрый, потому что сегодня у нас с вами будет не простое занятие, я предлагаю вам поиграть в игру .Вы согласны принять участие в игре? (ответ учеников)
(1 слайд с названием игры)
- Прочитайте, как будет называться наша игра. ( дети читают название)
Вы готовы побороться за звание «Умники или умницы»? (ответ детей)
Игру « Умницы и умники!» считаю открытой! Внимательно послушайте условия игры : я вам буду давать задание и за каждое правильно выполненное задание вы будите получать смайлик(показываю) и кто больше всего наберёт смайликов к концу занятия тот и получит почётное звание «Умник или умница!» Готовы блеснуть знаниями?(ответ детей) Тогда начинаем!
2.Актуализация опорных знаний.
(2 слайд)
Прочитайте тему нашей игры(дети читают). «Состав слова. Однокоренные слова.» Вспомните из каких же частей состоит слово по составу, как они называются ? ( ответы детей) Правильно, это приставка, корень, суффикс, окончание. На письме части слова обозначаются специальными знаками, найдите у себя на парте карточки с обозначением частей слова и разложите перед собой ,они вам понадобятся для ответа на мои вопросы.
(3 слайд)
Я задаю вопрос вы поднимаете в ответ нужную карточку:
1. Как называется значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов?
2. Как называется значимая часть слова, стоящая после корня и тоже служит для образования новых слов?
3. Как называется главная значимая часть слова, в которой заключено основное его значение?
4. Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении?
(за правильные ответы дети получают смайлики)
Вспомнив все части слова ,вы можете смело приступать к выполнению следующего задания
3. Работа над темой
(4 слайд)
Следующее задание «Составь слово» .Вам предстоит из частей данных слов составить новое слово, для этого вы должны :
От слова забежал взять приставку,
от слова морозный – корень,
от слова завязки – суффикс,
от слова когти – окончание. И с помощью этих частей составить новое слово. Приступайте к работе . Какое слово у вас получилось? Проверьте себя (5 слайд с ответом)
(раздать смайлики тому, кто выполнил правильно задание)
Ребята , уточните какая часть слова является самой главной в слове ? (корень)
Правильно корень, как мы называем слова, имеющие один смысловой корень? (однокоренные) Но если у однокоренных слов корень одинаковый, то чем же тогда отличаются однокоренные слова? ( приставкой, суффиксом, окончанием)
Правильно , слова имеющие один смысловой корень отличаются приставкой, суффиксом, окончанием и называются однокоренными , вот мы и подошли к следующему заданию в нашей игре.
(6 слайд)
Прочитайте его. (дети читают: «Образуйте однокоренные слова». )Приготовьте ручки, листок бумаги запишите слово ЗИМА , (дети пишут под диктовку)к этому слову подберите однокоренные слова и запишите их.
(Проверить работу, раздать смайлики)
Вы прекрасно поработали, но пора немного и передохнуть (7 слайд)
Объявляю паузу, но не простую, а музыкальную! Покатаемся на «би-бике!»
Музыкальная физминутка ( под детскую песню « Би-би-бибика, поехали кататься» (8 слайд)
Отдохнули и снова в бой! Не забывайте, что мы боремся за звание «Умник и умница!» Продолжаем работать с однокоренными словами. Напомните ,а какие слова мы называем однокоренными? (ответ) Следующее задание:
(9 слайд)
Прочитайте как называется задание(дети читают) «Раздели слова на группы» прочитайте эти слова(дети читают): работа ,вода , море, водичка, моряк, водный, работник, морской, работяга, заработок, приморский. Конверты с такими же словами есть у каждого из вас на парте, возьмите эти конверты , достаньте из них слова и разложите перед собой. Внимательно ещё раз прочитайте слова и разделите их на группы. Помните, что однокоренные слова имеют один общий смысловой корень. (Проверить выполнение задания, раздать смайлики победителям в этом задании)
Выберите себе из слов ,с которыми только что работали, любое и составьте с ним предложение, предложение запишите.( проверить задание, раздать смайлики)
Ну, что есть ещё силы посоревноваться? (ответ)Последнее задания в нашей игре, самое трудное! Сейчас каждый из вас по очереди будет выступать в роли учителя и проверять свои знания и знания своих одноклассников. Согласны?
(10 слайд)
Прочитайте как называется наше последнее задание? (дети читают) « Проверь себя» .Не волнуйтесь я вам помогу с заданием , у меня есть приготовленные задания, но кому какое достанется решит жребий (дети по очереди выходят к учителю- дефектологу, дефектолог торжественно объявляет, что занятие продолжает молодой учитель (имя ), ученик вытягивает билет с заданием, читает его одноклассникам, проверяет его выполнения, раздаёт смайлики по своему усмотрению)
Задания:
1. Подберите однокоренные слова к слову мороз .(ученики называют слова, кто больше назвал – получает смайлик)
2. Запишите слово водный и разберите по составу. (ученики записывают под диктовку слово в это время ученик в роли учителя это слово записывает на доске и разбирает. Затем просит посмотреть и проверить так ли у всех выполнено задание. Затем проходит и проверяет, раздаёт смайлики тому, кто по его мнению это заслужил) и т.д.
3. Назовите слова, состоящие только из корня.
4. Как называются слова с общим смысловым корнем?
Вот и вы побывали в роли учителя и поняли, что для того чтобы учить надо самому знать! Наша игра подошла к концу. Наступает самый волнующий момент: подсчёт смайликов! (ученики считают полученные смайлики)
Смайлики подсчитаны , сколько заработала смайликов Рита, Саша и т.д. (на доске записываю под именем ученика результат) Посмотрите на результаты и кто же вышел в победители среди мальчиков? и т.д.
(11 слайд)
Наступил самый торжественный момент – награждения победителей! (по итогам объявляется победитель. Под торжественную музыку вручаются медали: «Умник», «Умница», «За участие»)
(12 слайд)
«Молодцы!» (написано на слайде) Все сегодня поработали отлично!( отметить кто был активнее, похвалить даже самых неактивных за упорство и смелость) Вы все молодцы!
4.Рефлексия:
Раздели на группы.
Гора, лесок, сад, лесник, горняк, лес, садить, садовник., горный.
Проверка:
Гора, горняк, горный.
Лесок, лес, лесник.
Сад, садовник, садить.
1 карточка – лес, лесочек, лесник, лесок.
2 карточка – вода, водяной, водица, подводная.
3 карточка – гриб, грибница, грибочек, грибник.
4 карточка – вишня, вишневый, вишенка.
5 карточка – лимон, лимонница, лимончик, лимонный.
- Ребята, а вам понравилось занятие? (ответ )Все довольны своей работой на занятии?(ответ)
- Что мы сегодня повторили и закрепили на занятии?
- В чём было затруднение? Над чем ещё нужно поработать?
На этом наше занятие подошло к концу, вам спасибо за работу на занятии. До свидания.
|
Категория: Материалы для коррекционных школ | Добавил: parhomenko
|
Просмотров: 1083 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|