Сегодня: 13.08.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Материалы для коррекционных школ


Обучение слабовидящих детей на уроках в начальной школе

20.01.2020, 19:39
Карпова Анна Анатольевна
учитель начальных классов, дефектолог, ГБОУ РК "ССШИ №1"
Обучение слабовидящих детей на уроках в начальной школе.
Карпова Анна Анатольевна
учитель высшей категории,
учитель начальных классов,
тифлопедагог
ГБОУ РК «ССШИ № 1»
г. Симферополя

Большую группу обучающихся составляют слабовидящие дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очков) от 0,05 до 0,4. Слабовидящими считают также детей с более высокой остротой зрения, но имеющих другие нарушения зрительных функций (например, сужение границ поля зрения, замедленность обзора).
Чтобы строить свою коррекционно-развивающую работу, педагог должен знать, что у детей с нарушением зрения отмечаются вторичные отклонения:
- снижена острота зрения, чёткость видения, снижена скорость переработки информации, нарушение поля обзора, нарушена цветность объектов;
- ограниченный запас представлений;
- неполнота, неточность, затруднённость, фрагментарность, замедленность, обеднённость зрительного восприятия объектов;
-представления отличаются нечёткостью, нестойкостью и искажаются;
- нарушена пространственная ориентировка;
- нарушена мелкая моторика и координация движений,
- замедляются мыслительные операции и процессы запоминания;
- нарушается речь;
- испытывают трудности при опознавании рисунков и предметов (в статике могут опознать лису, а в динамике – нет)
- трудности в формировании графических навыков письма (искажение букв, неправильное расположение их в словах, смещение одних букв относительно других);
- происходит отставание в физическом развитии;
- ограниченность движений;
- нарушения двигательной сферы, трудности зрительно- двигательной ориентации, приводит к гиподинамии, а затем к снижению функциональных возможностей организма;
- нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, проявление беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях;
- характерна повышенная утомляемость, зрительное перенапряжение, отвлекаемость;
- заметны особенности поведения, вызванные раздражительностью, замкнутостью, негативизмом.
Эти недостатки объясняются неудачами и трудностями в учёбе, игре, общении со сверстниками вследствие дефекта зрения.
При всём при этом у слабовидящих детей остаточное зрение остаётся основным средством восприятия. Зрительный анализатор используется в качестве ведущего в учебном процессе.

Требования к уроку в школе для слабовидящих детей:
1.Строгое выполнение офтальмологических рекомендаций
- учитель должен знать зрительный диагноз каждого ученика, следить за средствами коррекции (проверить, чтобы ученики надели очки, лупы раздать)
- должна быть повышенная освещаемость в классе (500-700 люкс) + лампа над доской, освещение рабочего стола слабовидящего ученика настольной лампой.
- учитель должен посадить детей за парты согласно офтальмологической карты или листа здоровья, где указано на какой парте, в каком ряду должен сидеть ученик, зрительный режим, показаны ли очки, спец тетрадь, рамка для чтения и обучение по системе Брайля на основе использования тактильных ощущений;
- обучающиеся пишут в тетрадях ручкой с чёрной пастой в обычных или специальных тетрадях;
- соблюдать режим зрительной работы (10-15 минут)
- во время урока обязательно проведение коррекционно-динамических пауз: физкультминутка, пальчиковая и зрительная гимнастика.
- на уроке использовать наглядный и раздаточный материал хорошего качества (не должно быть мелких рисунков и не точно подобранных фотографий, картинок)
- индивидуальные карточки должны быть напечатаны увеличенным шрифтом типа Ариэль (без засечек)
- обеспечивать дифференцированный и индивидуальный подход в связи с возможностью учеников;
- планировать коррекционно-компенсаторную работу (развитие восприятия, конкретизация представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов);
- чередование зрительной и тактильной работы учащихся со слуховым восприятием учебного материала;
-слабовидящим обучающимся запрещено выполнять упражнения со статическим напряжением больших групп мышц, со значительным отягощением, прыжки вверх и в длину, соскоки со снарядов, наклоны вперёд, стойку на плечах, голове, руках, нагрузки с максимальной интенсивностью при беге, упражнения на гимнастических снарядах.
- необходимо учитывать темп учебной работы в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков учащихся.
- в ходе обучения целесообразно предлагать учащимся сравнивать форму различных предметов (воронка, овощи, фрукты ) с формой геометрических тел, которые выполняют роль эталонов и служат материальной основой для выработки обобщений по форме предметов: «На какую объемную фигуру похожи по форме колокольчик, пирамидка, воронка?»
- использовать на уроке различные виды работ, включающих в действие сохранные анализаторы (осязание, слух, обоняние): использование рельефных наглядных пособий, развитие мелкой моторики; звуковое сопровождение).
- занятие не должно быть перегружено видами деятельности (4- 6)
- обязательно чередование видов деятельности.
- предметно - практическая деятельность: включение большого количества практических заданий и упражнений, в результате которых расширяется и обогащается чувствительный опыт: работа с карточками;применение алгоритма при выполнении самостоятельных, практических работ.
- слепых детей обучать по системе Брайля.
- формировать навыки последовательного, поэтапного обследования предметов: от натурального объекта – к модели, рисунку, схеме (карточке).
- обводка трафаретов как вид практической деятельности полезна учащимся с нарушением зрения как для более качественного усвоения программного материала так и для развития мелкой моторики, совершенствования координации движений.
- во время обучения давать задания с опорой на сохранные возможности слепых и слабовидящих детей;
С какими проблемами в обучении детей с тяжёлыми патологиями зрения столкнулась я в своей работе?
1)При изучении алфавита у слабовидящих детей возникают большие трудности в запоминании образа букв. На уроках я использую виды работ, способствующие запоминанию образа буквы: лепка, штриховка, обведение букв, сделанных из наждачной бумаги, упражнения в составлении букв из элементов, распознавание изучаемой буквы среди других, когда ориентиром служит цвет или размер буквы.
лапКсмоКнгларКдагКомнвКлсаыКбшвмКтонл
2)Специальным приёмом, закрепляющим образ буквы, служит соотнесение её начертания с каким-либо знакомым предметом (на что похожа буква?) или с буквой-символом. Например, буква Ж похожа на жука.
3)При необходимости на уроке сочетаю фронтальную работу с индивидуальной, осуществляю дифференцированный подход к этим учащимся. Применяю репродуктивный метод, при котором учитель даёт образец выполнения задания, а затем требует от учащихся воспроизведения знаний, действий, заданий в соответствии с образцом.
4)Для облегчения выполнения задания обучающимся с тяжёлыми нарушениями зрения на уроке предлагаю перфокарты (для закрепления и проверки знаний изучаемой орфограммы). Ребёнку необходимо только вставить букву, подобрав проверочное слово в уме.
5)При изучении словарных слов использую в своей работе карточки, способствующие задействовать ассоциативную память. Применяю методику работы, в основу которой положен метод целостного образного запоминания словарных слов. Прежде чем записать слово, предлагаю посмотреть на картинку. Карточка-картинка отличается от других тем, что на ней запечатлено слово-образ, которое легко запомнить. Такое слово-образ создаётся чаще всего путём вписывания в него конкретного изображения предмета по форме похожего на букву, правописание которой нужно запомнить.
Отдельно даю детям индивидуальные карточки-памятки для полного запоминания словарных слов.
6) На этапе проверки знания словарных слов, все в классе пишут их под диктовку, а детям с тяжёлыми нарушениями зрения надо в напечатанной для них карточке вставить букву.
7)При выполнении заданий у этих учащихся появляются трудности в несовершенстве зрительных восприятий (зрительного анализа и синтеза) и моторики рук. Как следствие – зеркальное письмо букв и цифр, недописывание или письмо лишних элементов и другое. Необходимо провести работу над сравнением букв, их анализом и синтезом. Например, при сравнении букв Ш и И, определить из каких и скольких элементов состоят буквы, их размер, на что похожи: шуба –большая, широкая,а игла – тонкая.
8)Рассмотрев рабочую тетрадь, видны трудности пространственной ориентировки, которые приводят к тому, что учащиеся не видят строки и не понимают её значение, располагают цифры по диагонали, не соблюдают высоту цифр, букв, интервалов.
Несовершенство моторики (двигательная недостаточность, скованность движений или наоборот импульсивность, расторможенность) создаёт трудности в пересчёте предметов, назывании чисел раньше показа, невозможность работы с пазлами, небрежное письмо.
Постоянно применяю в работе практические методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка, моделирование, аппликация).
Слабая активность восприятия приводит к тому, что учащиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, цифры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. Применяю на уроках таблицы Шульте для быстрого узнавания и нахождения цифр, букв.
Строю свою работу на постоянном использовании наглядного, дидактического и раздаточного материала.
На уроках математики некоторые обучающиеся испытывают трудности при изучении состава чисел первого десятка, решении задач, уравнений, нахождение части от числа. Применяю и метод подбора ассоциаций (жук), учу ребёнка считать по линеечке, если он не может запомнить состав числа.
Фрагментарность восприятия является одной из причин ошибочного вычисления значения числовых выражений, содержащих 2 действия, вида: 2∙5+6∙0, когда учащиеся выполняют одно первое действие и записывают промежуточный ответ вместо конечного. Заметив это в тетрадях ученика, я стала печатать ему выражения, записывая их по частям. Положительный результат стал заметен.
На уроках труда – предлагаю детям предметно-операционные и графические планы. Распространённым приёмом на моих уроках является показ демонстрации способа действия в сочетании с объяснением.
Результаты работы видны: слабовидящие дети знают правила, овладевают навыком чтения, письма, решают простые задачи и составные с помощью учителя, имеют прочные знания по устным предметам. Но трудностей и проблем ещё много. Необходимо искать и применять такие приёмы и способы, помогающие полноценному обучению слабовидящих детей.

Список использованной литературы:
1. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]/ В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.
2. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
3. Лапшин В.А. Основы дефектологии [Текст]/ В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.


Категория: Материалы для коррекционных школ | Добавил: bysinka
Просмотров: 189 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 13.08.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог