Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Материалы для коррекционных школ


Обучение слабовидящих детей на уроках в начальной школе

20.01.2020, 19:39
Карпова Анна Анатольевна
учитель начальных классов, дефектолог, ГБОУ РК "ССШИ №1"
Обучение слабовидящих детей на уроках в начальной школе.
Карпова Анна Анатольевна
учитель высшей категории,
учитель начальных классов,
тифлопедагог
ГБОУ РК «ССШИ № 1»
г. Симферополя

Большую группу обучающихся составляют слабовидящие дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очков) от 0,05 до 0,4. Слабовидящими считают также детей с более высокой остротой зрения, но имеющих другие нарушения зрительных функций (например, сужение границ поля зрения, замедленность обзора).
Чтобы строить свою коррекционно-развивающую работу, педагог должен знать, что у детей с нарушением зрения отмечаются вторичные отклонения:
- снижена острота зрения, чёткость видения, снижена скорость переработки информации, нарушение поля обзора, нарушена цветность объектов;
- ограниченный запас представлений;
- неполнота, неточность, затруднённость, фрагментарность, замедленность, обеднённость зрительного восприятия объектов;
-представления отличаются нечёткостью, нестойкостью и искажаются;
- нарушена пространственная ориентировка;
- нарушена мелкая моторика и координация движений,
- замедляются мыслительные операции и процессы запоминания;
- нарушается речь;
- испытывают трудности при опознавании рисунков и предметов (в статике могут опознать лису, а в динамике – нет)
- трудности в формировании графических навыков письма (искажение букв, неправильное расположение их в словах, смещение одних букв относительно других);
- происходит отставание в физическом развитии;
- ограниченность движений;
- нарушения двигательной сферы, трудности зрительно- двигательной ориентации, приводит к гиподинамии, а затем к снижению функциональных возможностей организма;
- нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, проявление беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях;
- характерна повышенная утомляемость, зрительное перенапряжение, отвлекаемость;
- заметны особенности поведения, вызванные раздражительностью, замкнутостью, негативизмом.
Эти недостатки объясняются неудачами и трудностями в учёбе, игре, общении со сверстниками вследствие дефекта зрения.
При всём при этом у слабовидящих детей остаточное зрение остаётся основным средством восприятия. Зрительный анализатор используется в качестве ведущего в учебном процессе.

Требования к уроку в школе для слабовидящих детей:
1.Строгое выполнение офтальмологических рекомендаций
- учитель должен знать зрительный диагноз каждого ученика, следить за средствами коррекции (проверить, чтобы ученики надели очки, лупы раздать)
- должна быть повышенная освещаемость в классе (500-700 люкс) + лампа над доской, освещение рабочего стола слабовидящего ученика настольной лампой.
- учитель должен посадить детей за парты согласно офтальмологической карты или листа здоровья, где указано на какой парте, в каком ряду должен сидеть ученик, зрительный режим, показаны ли очки, спец тетрадь, рамка для чтения и обучение по системе Брайля на основе использования тактильных ощущений;
- обучающиеся пишут в тетрадях ручкой с чёрной пастой в обычных или специальных тетрадях;
- соблюдать режим зрительной работы (10-15 минут)
- во время урока обязательно проведение коррекционно-динамических пауз: физкультминутка, пальчиковая и зрительная гимнастика.
- на уроке использовать наглядный и раздаточный материал хорошего качества (не должно быть мелких рисунков и не точно подобранных фотографий, картинок)
- индивидуальные карточки должны быть напечатаны увеличенным шрифтом типа Ариэль (без засечек)
- обеспечивать дифференцированный и индивидуальный подход в связи с возможностью учеников;
- планировать коррекционно-компенсаторную работу (развитие восприятия, конкретизация представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов);
- чередование зрительной и тактильной работы учащихся со слуховым восприятием учебного материала;
-слабовидящим обучающимся запрещено выполнять упражнения со статическим напряжением больших групп мышц, со значительным отягощением, прыжки вверх и в длину, соскоки со снарядов, наклоны вперёд, стойку на плечах, голове, руках, нагрузки с максимальной интенсивностью при беге, упражнения на гимнастических снарядах.
- необходимо учитывать темп учебной работы в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков учащихся.
- в ходе обучения целесообразно предлагать учащимся сравнивать форму различных предметов (воронка, овощи, фрукты ) с формой геометрических тел, которые выполняют роль эталонов и служат материальной основой для выработки обобщений по форме предметов: «На какую объемную фигуру похожи по форме колокольчик, пирамидка, воронка?»
- использовать на уроке различные виды работ, включающих в действие сохранные анализаторы (осязание, слух, обоняние): использование рельефных наглядных пособий, развитие мелкой моторики; звуковое сопровождение).
- занятие не должно быть перегружено видами деятельности (4- 6)
- обязательно чередование видов деятельности.
- предметно - практическая деятельность: включение большого количества практических заданий и упражнений, в результате которых расширяется и обогащается чувствительный опыт: работа с карточками;применение алгоритма при выполнении самостоятельных, практических работ.
- слепых детей обучать по системе Брайля.
- формировать навыки последовательного, поэтапного обследования предметов: от натурального объекта – к модели, рисунку, схеме (карточке).
- обводка трафаретов как вид практической деятельности полезна учащимся с нарушением зрения как для более качественного усвоения программного материала так и для развития мелкой моторики, совершенствования координации движений.
- во время обучения давать задания с опорой на сохранные возможности слепых и слабовидящих детей;
С какими проблемами в обучении детей с тяжёлыми патологиями зрения столкнулась я в своей работе?
1)При изучении алфавита у слабовидящих детей возникают большие трудности в запоминании образа букв. На уроках я использую виды работ, способствующие запоминанию образа буквы: лепка, штриховка, обведение букв, сделанных из наждачной бумаги, упражнения в составлении букв из элементов, распознавание изучаемой буквы среди других, когда ориентиром служит цвет или размер буквы.
лапКсмоКнгларКдагКомнвКлсаыКбшвмКтонл
2)Специальным приёмом, закрепляющим образ буквы, служит соотнесение её начертания с каким-либо знакомым предметом (на что похожа буква?) или с буквой-символом. Например, буква Ж похожа на жука.
3)При необходимости на уроке сочетаю фронтальную работу с индивидуальной, осуществляю дифференцированный подход к этим учащимся. Применяю репродуктивный метод, при котором учитель даёт образец выполнения задания, а затем требует от учащихся воспроизведения знаний, действий, заданий в соответствии с образцом.
4)Для облегчения выполнения задания обучающимся с тяжёлыми нарушениями зрения на уроке предлагаю перфокарты (для закрепления и проверки знаний изучаемой орфограммы). Ребёнку необходимо только вставить букву, подобрав проверочное слово в уме.
5)При изучении словарных слов использую в своей работе карточки, способствующие задействовать ассоциативную память. Применяю методику работы, в основу которой положен метод целостного образного запоминания словарных слов. Прежде чем записать слово, предлагаю посмотреть на картинку. Карточка-картинка отличается от других тем, что на ней запечатлено слово-образ, которое легко запомнить. Такое слово-образ создаётся чаще всего путём вписывания в него конкретного изображения предмета по форме похожего на букву, правописание которой нужно запомнить.
Отдельно даю детям индивидуальные карточки-памятки для полного запоминания словарных слов.
6) На этапе проверки знания словарных слов, все в классе пишут их под диктовку, а детям с тяжёлыми нарушениями зрения надо в напечатанной для них карточке вставить букву.
7)При выполнении заданий у этих учащихся появляются трудности в несовершенстве зрительных восприятий (зрительного анализа и синтеза) и моторики рук. Как следствие – зеркальное письмо букв и цифр, недописывание или письмо лишних элементов и другое. Необходимо провести работу над сравнением букв, их анализом и синтезом. Например, при сравнении букв Ш и И, определить из каких и скольких элементов состоят буквы, их размер, на что похожи: шуба –большая, широкая,а игла – тонкая.
8)Рассмотрев рабочую тетрадь, видны трудности пространственной ориентировки, которые приводят к тому, что учащиеся не видят строки и не понимают её значение, располагают цифры по диагонали, не соблюдают высоту цифр, букв, интервалов.
Несовершенство моторики (двигательная недостаточность, скованность движений или наоборот импульсивность, расторможенность) создаёт трудности в пересчёте предметов, назывании чисел раньше показа, невозможность работы с пазлами, небрежное письмо.
Постоянно применяю в работе практические методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка, моделирование, аппликация).
Слабая активность восприятия приводит к тому, что учащиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, цифры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. Применяю на уроках таблицы Шульте для быстрого узнавания и нахождения цифр, букв.
Строю свою работу на постоянном использовании наглядного, дидактического и раздаточного материала.
На уроках математики некоторые обучающиеся испытывают трудности при изучении состава чисел первого десятка, решении задач, уравнений, нахождение части от числа. Применяю и метод подбора ассоциаций (жук), учу ребёнка считать по линеечке, если он не может запомнить состав числа.
Фрагментарность восприятия является одной из причин ошибочного вычисления значения числовых выражений, содержащих 2 действия, вида: 2∙5+6∙0, когда учащиеся выполняют одно первое действие и записывают промежуточный ответ вместо конечного. Заметив это в тетрадях ученика, я стала печатать ему выражения, записывая их по частям. Положительный результат стал заметен.
На уроках труда – предлагаю детям предметно-операционные и графические планы. Распространённым приёмом на моих уроках является показ демонстрации способа действия в сочетании с объяснением.
Результаты работы видны: слабовидящие дети знают правила, овладевают навыком чтения, письма, решают простые задачи и составные с помощью учителя, имеют прочные знания по устным предметам. Но трудностей и проблем ещё много. Необходимо искать и применять такие приёмы и способы, помогающие полноценному обучению слабовидящих детей.

Список использованной литературы:
1. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]/ В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.
2. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
3. Лапшин В.А. Основы дефектологии [Текст]/ В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.


Категория: Материалы для коррекционных школ | Добавил: bysinka
Просмотров: 681 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог