Сегодня: 02.12.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Материалы для коррекционных школ


Программа по русскому языку для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

СКАЧАТЬ (397.5 Kb) 22.02.2013, 01:12
Баус Елена Михайловна
учительспециальных (коррекционных) классов школы VIII вида., МБОУ "Первомайская сош"
Баус Елена Михайловна
Учитель специальной (коррекционной) школы VIII вида.
МБОУ "Первомайская сош"

Пояснительная записка.

Учебная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования умственно отсталых обучающихся
1. Приказа от 10.04.2002г. № 29/2065 – П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».
2. Постановления РФ от 13.03.2001г. приказ № 196 «Об утверждении Типового положения образовательного учреждения».
3. Постановления Правительства от 12.03.1997г. приказ № 288 «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении».
4. Министерства образования и науки РФ примерных программ по письму и развитию речи, допущенных Министерством образования РФ (программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. Сборник в двух томах.- М, Владос, 2000 и с учетом учебного плана МОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации умственно отсталых учащихся является первостепенной задачей системы специального образования в России. Специальная (коррекционная) школа У111 вида призвана средствами образования обеспечить качественную подготовку выпускников школы к активной полноценной жизни в обществе, дав ему достаточный уровень знаний, умений и навыков.
Современные педагоги и психологи рассматривают период школьного обучения как один из важнейших этапов жизни, считают возможным и необходимым сформировать у учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса определённый социальный опыт, дать им знания и умения, необходимые для успешной социальной адаптации в обществе.
Своеобразие развития личности умственно отсталого ребёнка обусловлено нарушением познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В основе этого нарушения лежит аномальное, атипичное развитие психики, обусловленное поражением головного мозга.
Проблема речи – одна из важнейших в общей и специальной психологии. Это обусловлено той исключительной ролью, которую речь играет в жизни человека. Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщать свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др. – развиваются и совершенствуются по мере того, как ребёнок овладевает речью.
Речь является средством регуляции психической деятельности человека. Она организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет речь в формировании и протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний.
Речевое развитие является одной из составляющих общего психического развития умственно отсталого ребёнка. Следовательно, целенаправленная и систематическая работа по улучшению речевой деятельности ребёнка оказывает определённое положительное воздействие на весь процесс развития ребёнка. Грубые недостатки речи умственно отсталых детей привлекали к себе внимание многих исследователей и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного развития (Э. Сеген, Т. А.Власова, Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф, Н. М. Стадненко, М. Ф. Гнездилов и др.). Разработками коррекционных занятий по русскому языку занимались В. В. Воронкова, С. Ю. Ильина, Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская, И. М. Бгажнокова, А. К. Аксёнова, которые составили интересные коррекционные программы, определяющие объём и последовательность изучения различных тем.

Исследованиями установлено, что «…овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребёнка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия» (А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович). От того, насколько будет сформирована речь умственно отсталых детей, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень
общего развития. Полноценная речь – это также средство повышения коммуникабельности, путь к развитию его как личности, в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребёнка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным успехам.
Основная нагрузка в формировании речи умственно отсталых детей приходится на уроки русского языка, где речь, язык не только средство общения, но и предмет изучения. Особое место в этой работе занимают уроки русского языка в специальной (коррекционной) школе-интернате У111 вида, где обучаются дети-сироты, дети, лишённые попечения родителей или дети из неблагополучных семей.
В процессе обучения русскому языку освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладение его основными нормами, формирование умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетается с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
Большое значение на уроках русского языка приобретает работа, направленная на коррекцию основных мыслительных операций: анализа, сравнения, сопоставления, обобщения, группировки, классификации, установления признаков общности и отличия. У учащихся формируется умение работать самостоятельно, в группах, фронтально, по инструкции учителя, данной опорной таблице, схеме, плану. При проведении занятий учитывается, что курс грамматики в специальной школе не является лингвотеоретическим. Это так называемая практическая грамматика, нацеленная не на усвоение школьниками языковой системы, а на развитие и коррекцию речи, призванная научить детей понимать и строить речевые высказывания, пользоваться речью как средством общения.
Умственно отсталые дети получают образование только в специальной школе, в связи с чем программа по русскому языку ориентирована на то, чтобы дать им хотя и элементарный, но законченный объём знаний и умений в области грамматики и правописания. Тенденция к законченности курса — также одно из проявлений практической направленности программного материала.
Программа по русскому языку составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, направлена на подготовку их самостоятельной жизни, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего культурного, эстетического развития, нравственного поведения, ориентирована на личностное развитие в социальном плане.
В целях улучшения результатов в коррекции недостатков и развитии школьников обучение на уроках русского языка осуществляется с учётом уровня трудности. Этому способствует групповая форма организации работы учащихся. Организация фронтальной работы сочетается с индивидуальным подходом. Таким образом, на уроке изучаются и учитываются возможности учащихся, их интересы, способности к тому или иному виду деятельности.
Опыт работы показывает, что учащиеся специальной (коррекционной) школы затрудняются оформить высказывание, описать собственные переживания, передать эмоциональное состояние, согласовать свои действия с действиями других в силу слабого знания и владения языковыми средствами, бедности словарного запаса.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Она включает в себя только те грамматические категории, для которых характерна научная дифференцированность. Вот почему, например, программа ограничивает изучение темы «Спряжение глаголов» пределами наиболее употребительных слов.
В 5-9-м классах изучается элементарный курс практической грамматики. Главная цель изучения практической грамматики — поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счёт осознания ими основных законов языка. Имен¬но на эту цель указывал Л.С. Выготский, когда писал, что «…и грамматика, и письмо дают ребёнку возможность подняться на высшую ступень в развитии речи», что и позволит в дальнейшем успешно адаптироваться
выпускникам в современном обществе. Качество жизни детей с интеллектуальной недостаточностью во многом будет зависеть от их коммуникативных способностей, социальной состоятельности. Поэтому, необходимо развивать у них эти качества, чтобы после окончания курса специальной школы они могли самостоятельно ориентироваться в сложном окружающем мире, находить и использовать возможности построения жизненного пространства.

Задачи грамматики и правописания в старших классах следующие:
• Дать учащимся законченный круг знаний по грамматике.
• На основании грамматических знаний выработать у школьников орфографические умения и навыки.
• Продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса,
• Учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений.
• Совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью.

Реализация внутрипредметных связей.

В процессе обучения русскому языку проводится работа по умению сопоставлять и обобщать различные языковые явления и факты, выявлять «сквозные» темы, языковые связи (словообразование, перевод одной части речи в другую, устойчивые фразеологические сочетания и т. п.)
Реализация межпредметных связей.

Русский язык тесно связан с другими учебными предметами и в первую очередь с чтением. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет взаимодействует с естественнонаучными дисциплинами, трудовым обучением. Изучаемый в курсе предмета материал даёт возможность понимать и описывать окружающий мир, события, явления, обогащает память учащихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Предлагаемая программа составлена на основе «Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» (Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2000, под редакцией В. В. Воронковой) с учётом психофизических особенностей учащихся, рекомендаций, разработанных в Институте коррекционной педагогики РАО (Бгажнокова И. М.). Актуальность создания программы объясняется необходимостью упорядочить и систематизировать педагогические наработки, опыт педагогов, облегчить ежедневную подготовку учителя к уроку, формировать учебную мотивацию учащихся за счёт введения в курс предмета национального материала. При работе над содержанием программы учитывались трудности, испытываемые умственно отсталыми детьми. Предложенное тематическое планирование предусматривает после изученной темы уроки обобщения, закрепления и повторения знаний и уроки работы над ошибками после контрольных работ.

Цель: Обеспечение каждому ребёнку требуемого программами для специальных (коррекционных) учреждений У111 вида уровня образования.
Овладение навыками письма, письменной речи.
Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения.

Задачи:
• формировать у каждого ребёнка умения и навыки в рамках стандартной образовательной программы и учебного плана;
• научить приёмам самостоятельной индивидуальной работы, работы в группах;
• формировать культуру устной и письменной речи, воспитывать культуру труда;
• активизировать познавательную деятельность учащихся;
• формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
• формировать учебную мотивацию, навыки самоконтроля и самооценки деятельности учащихся;
• выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики, усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
• научиться правильно, последовательно, связно и логично излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• воспитывать интерес к родному языку, родному краю на местном материале.
Достижение положительного эффекта в обучении и воспитании учащихся при проведении уроков русского языка возможно при соблюдении следующих принципов:
• воспитывающей и развивающей направленности;
• научности, систематичности и последовательности;
• доступности и связи обучения с жизнью;
• коррекции в обучении;
• наглядности;
• сознательности и активности учащихся;
• индивидуального и дифференцированного подхода;
• прочности знаний, умений и навыков.

Применительно ко всем разделам обучения русскому языку можно выделить специальные принципы:
1. Коммуникативная направленность обучения;
2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления;
3. Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся;
4. Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей;
5. Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.

Программа по русскому языку является компенсаторно-адаптационной. В программе даны чёткие указания:
- чему учить (разделы, темы);
- как учить (практические работы);
- каким должен быть результат работы (требования к знаниям и умениям учащихся).
Концентрический способ построения программы даёт возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников и характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но каждый раз с элементами новизны и усложнения, без нарушения внутренней связи между элементами содержания изучаемого материала. Это не просто повторение пройденного, возвращение к изученным разделам, а всё более глубокое проникновение в сущность рассматриваемых явлений. Программа предполагает опору на имеющиеся знания, умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем.
Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими учащихся. Каждый раздел имеет своё продолжение с 5 по 9 класс. Программа включает следующие разделы:
1. Повторение.
2. Звуки и буквы.
3. Слово.
4. Предложение.
5. Связная речь.
Используются элементы программированного обучения в виде тестов, разработанных самостоятельно. Большое внимание уделяется умению составлять деловые бумаги.
Воспитывающий характер обучения умственно отсталых учащихся вносит свои коррективы в отбор материала для уроков русского языка. При изучении самых различных тем учитываются исторические, географические, природные, экологические, национальные особенности региона. По этому принципу в материал уроков включаются тексты для написания диктантов, изложений, сочинений на местном материале.
В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся используется смена динамических поз, свободное передвижение в пределах класса, введение физминуток, смена мест учащихся в классе через определённый промежуток времени.
Основной метод работы на этом этапе – упражнения, однако в них вводится более трудный материал, задания усложняются, повышается самостоятельность учащихся в их выполнении. Упражнения служат целям закрепления нового материала. Делается опора на жизненный опыт учащихся, учитываются особенности поведения (расторможенность, неорганизованность).
Прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др., для чего разработаны образцы бланков); в то же время предусматривается формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки, доверенности и др.).
Мы учитываем контингент учащихся и поэтому ориентируемся, прежде всего, на личностное развитие ребёнка в социальном плане, стремимся помочь учащемуся увидеть свое место в социуме, учим ребёнка ставить перед собой цели, находить социально приемлемые пути для их достижения. Главное при этом - научить действовать, и действовать разумно.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Учебный план разработан на основе базисного учебного плана общего образования умственно отсталых детей. Базисный план включает, помимо коррекционных занятий и трудового обучения, общеобразовательные предметы, к которым относится и русский язык. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20-50 % учебного времени. На проведение уроков русского языка отводится 5 часов учебного времени в неделю в 5 классе и по 4 часа в неделю в 6-9 классах, что обеспечивается учебной программой.

Материал по грамматике и правописанию в 5—9-м классах располагается в основном так же концентрически, как и в младших классах. Например, в 5-м классе предусмотрены знакомство с именем существительным, глаголом, прилагательным, изучение основных грамматических признаков имени существительного, его правописания в единственном числе, закрепление сведений о звуковой системе языка, расширение знаний о составе слова. В 6-м классе усложняется материал по словообразованию; происходят дальнейшая отработка грамматических признаков имени существительного, изучение склонения во множественном числе, знакомство с именем прилагательным, с его признаками и правописанием. Программа для 7-го класса предусматривает повторение темы о составе слова, обобщение знаний о ранее пройденных частях речи, введение понятия «местоимение», обогащение знаний о глаголе. В 8-м классе повторяют ранее пройденный материал, расширяют сведения об изученных частях речи. В 9-м классе вводятся для изучения новые грамматические категории — имя числительное и наречие. Так же концентрически, с постепенным наращиванием сведений, располагается материал и по теме «Предложение».
В отличие от младших классов, орфографические правила изучаются здесь в связи с грамматической теорией: правописание падежных окончаний имен существительных на основе отклонения этой категории слов, безударные гласные в корне слова и связи со словообразованием и др.

Этапы реализации программы.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ.
Цель: изучение структуры нарушения психической деятельности обучающихся для нахождения оптимальных путей коррекционной помощи, для обеспечения индивидуального педагогического сопровождения ребёнка, выявление уровня учебных возможностей учащихся.
Изучение уровня учебных возможностей ребёнка (обучаемости).
Под обучаемостью понимается совокупность интеллектуальных свойств человека. Такими свойствами являются:
o обобщённость мыслительной деятельности (выделение существенного, анализ, синтез);
o осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;
o гибкость мыслительной деятельности;
o устойчивость мыслительной деятельности;
o самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи.
Методы:
- наблюдение;
- беседа;
- опрос;
- изучение педагогической документации.

В соответствии с указанными выше параметрами учащиеся делятся на четыре группы ( классификация по В. В. Воронковой).

1 группа - ученики наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения, им доступен некоторый уровень обобщения. Выполняя новую работу, правильно используют имеющийся опыт. Все задания выполняют самостоятельно. Не испытывают затруднения в овладении общеучебными умениями. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

2 группа - ученики в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность при выполнении заданий. Они нуждаются в организующей и активизирующей помощи учителя, а также в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но снижают темп работы, и они допускают ошибки. На начальном выполнении практического задания они испытывают трудности, сразу разобраться не могут. Самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются

3 группа - ученики с трудом усваивают программный материал. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей. Они не понимают фронтальное объяснение учителя, их отличает низкая самостоятельность, у них низкая способность к обобщению. Каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Забывание у этих школьников протекает интенсивно (особенно определения, выводы, формулировки правил). Испытывают значительные трудности при планировании предстоящих действий. Дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по предмету.

4 группа - ученики овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они не видят ошибок в работе, каждое последующее задание воспринимается ими как новое, практически не могут планировать выполнение трудовых операций. Они не могут обобщать и исключать, неадекватно переносят ранее известное в новые условия. В алгоритмах они не разбираются и не всегда ими руководствуются.

Требования государственной программы наряду с усвоением знаний подразумевают также овладение учащимися на занятиях по русскому языку практическими умениями и навыками. Для отслеживания за формированием практических умений и навыков введены по разделам программы контрольные диктанты, списывания.
Прогностический.
Цель- определение объема знаний и умений у обучающихся, которыми они должны овладеть в соответствии с уровнями учебных возможностей.
Основные требования к знаниям и умениям
Учебно-тематическое планирование составлено с учетом возможностей учащихся по уровням.
1 уровень (для учащихся 1-2 группы – это базовый, предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала
2 уровень (для учащихся 3-4 группы)- скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объема материала и его содержательного материала.

Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Материалы для коррекционных школ | Добавил: ElenaBaus2012
Просмотров: 8820 | Загрузок: 1018 | Рейтинг: 3.4/5

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.12.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог