Статья «Клуб выходного дня как одна из форм развития ребенка с ОВЗ» 1-8 классы
Развитие детей ОВЗ должно происходить непрерывно – в трудовой и игровой деятельности, в быту, в общении. У него нет ни каникул ни выходных дней.
На протяжении десяти лет в нашей школе проходит клуб выходного дня (КВД). В организации и проведении клубных занятий принимают педагоги школы: музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, педагог – организатор, а также старшеклассники.
Основные задачи Клуба выходного дня: построение игрового пространства в интернатом учреждении; создание условий и благоприятной среды для личностного роста детей; самореализация каждого ребенка; коррекция поведения через игровые ситуации; овладение навыками бесконфликтного общения; развитие творческого потенциала воспитанника.
Каждое утро на линейке группа получает маршрутный лист, где указано время; вид деятельности; место проведения и ответственный педагог или учащийся.
Виды деятельности представлены различными направлениями воспитательного воздействия:
- Игровая: здесь воспитанники играют с игрушками, в сюжетно-ролевые, развивающие и настольные игры. Воспитательное и развивающее значение игр огромно: происходит усвоение социальных норм и правил; развиваются познавательные процессы, личностные качества.
- Творческая мастерская «Очумелые ручки»: дети работают с бумагой картоном, нитками, красками тем самым развивая творческо-эстетические способности. Здесь пробуждается инициатива и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
- Спортивная: данный вид деятельности направлен на преодоление у ребенка чувство скованности, неуверенности и неполноценности, происходит развитие способности к ведению здорового образа жизни.
- Музыкальное творчество: данный вид деятельности направлен на формирование знаний о музыке в процессе музыкально – исполнительской деятельности; корректируются отклонения в интеллектуальном развитии, развивается чувство ритма.
- Видеозал: воспитанники снимают эмоциональное напряжение с помощью просмотра различных видео роликов психологической направленности, мультфильмов, отечественных кинофильмов.
- Караокезал: здесь ребенок развивает музыкальные способности, учится навыкам самоконтроля, усидчивости и выдержки, развивается эмоционально – волевая сфера, вырабатывается адекватная оценка своих и чужих действий. Во время взаимодействия формируются нравственные качества.
При проведении клуба выходного дня мы так же применяем технологию КТД И.П. Иванова (малое творческое дело): экскурсии, просмотр кинофильмов, трудовой десант, акции, викторины, игры-соревнования и так далее. Такая форма проведения досуга учит ребенка бесконфликтному сотрудничеству, развивает умение к самоорганизации, способствует развиваться особенному ребенку как личности.
Таким образом, такая форма работы с детьми ОВЗ помогает раскрытию его внутренних возможностей и резервов, обеспечивает частичное восстановление и сохранение физического и психического здоровья, необходимого для обучения.
|