Озерова Елена Константиновна, учитель начальных классов БОУ ВО «Грязовецкая школа – интернат II вида»
Материал рассчитан для учащихся 3 класса и 6 специального класса школы слабослышащих.
Урок по формированию грамматического строя речи в 6 классе. Тема: «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения (предлог между)».
Цель: создать условия для формирования умения составлять предложения со словосочетания-ми, обозначающими пространственные отношения.
Задачи: - формировать практическое умение составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения; - развивать связную речь, пополнять словарный запас; - добиваться полных ответов на вопросы; - развивать слуховое восприятие. В квадратных скобках – фразы предъявляемые на слух.
Ход урока. I Орг. момент [Как ты слышишь?] [Какое сегодня число?] [Какой сейчас урок?] [Задай вопрос Ване.] + Что мы делаем на уроке грамматики? - пишем, составляем словосочетания, предложения, отвечаем на вопросы.
II Проверка знаний по изученной теме + Открываем тетради: подписываем число, классная работа и пишем элементы букв. + Элементы каких букв будем писать? - букв ш и м (работа в тетради) + Прочитайте предложения, вставляя окончания. Шёпот и шорох я слышу с утра до утр.. . Саша с Мишей играли в шахматы после урок.. . + Какое окончание у существительного в первом (втором) предложении? -окончание а + Определите род и поставьте вопрос к этим существительным. + Прочитайте третье предложение и поставьте вопросы к словам. Кошка сидит на окне. - кто? что делает? где? ф\м для глаз
III Сообщение темы урока. Работа по теме урока. + Сегодня мы будем составлять предложения со словосочетаниями, которые отвечают на во-прос где? + 1) Сейчас будем выполнять поручения. [Что мы будем делать?] - мы будем выполнять поручения + Достаньте две книги. Положите тетрадь между книгами. Положи ручку между карандашом и учебником. Ваня, поставь стул между тумбочкой и партой. Владик, встань между столом и доской. Положите книгу между пеналом и карандашом. (после каждого поручения дети отвечают на вопросы полными ответами) [Где лежит тетрадь?] [Где лежит ручка?] [Где стоит стул?] [Где стоит Владик?] [Где лежит книга?] + Света и Максим подойдите ко мне. Владик, встань между Светой и Максимом. + Где стоит Владик? - Владик стоит между Светой и Максимом. + Серёжа, встань между партами. Где стоит Серёжа? + Задайте вопрос мне. (учитель отвечает с ошибками, а учащиеся исправляют) 2) Сейчас будем работать с картинками. + Что вы видите на картинке? - диван, телевизор, шкаф + Где стоит телевизор? - Телевизор стоит между диваном и шкафом. (записываю это предложение на доске) + Откройте тетради и запишите это предложение в тетрадь. + Определите род у существительных диван, шкаф - существительные мужского рода + Поставьте вопрос к существительным между диваном и шкафом - отвечают на вопрос где? + Выделим окончание у этих существительных - окончание ом + Посмотрите на вторую картинку и ответьте на вопрос. Где лежат дрова? - Дрова лежат между домом и забором. + Запишите это предложение в тетрадь, определите род существительных, поставьте вопрос, выделите окончание. + Посмотрите на третью картинку и ответьте на вопрос. Где стоит столик? - Журнальный столик стоит между зеркалом и окном. + Запишите предложение в тетрадь. (учитель записывает предложение на доске) + Определите род у существительных зеркало, окно - существительные среднего рода + Поставьте вопрос к существительным между зеркалом и окном - отвечают на вопрос где? + Выделим окончание у этих существительных - окончание ом + Посмотрите на четвёртую картинку. Что нарисовано на ней? - деревья + Какие деревья? - ель, сосна, берёза + Где растёт ель? - Ель растёт между берёзой и сосной. + Запишите предложение в тетрадь. (учитель записывает предложение на доске) + Определите род у существительных берёза, сосна - существительные женского рода + Поставьте вопрос к существительным между берёзой и сосной - отвечают на вопрос где? + Выделим окончание у этих существительных - окончание ой + А теперь давайте посмотрим и сделаем вывод. У существительных мужского и среднего рода с предлогом между окончание ом, а у существительных женского рода окончание ой. Запишем в тетрадь и запомним. ж.р. м.р. ср.р. между ой ом ом + Сейчас выполним задания на карточках. 3) Работа на карточках. + Ваня идёт к доске и выполняет задание, а остальные в тетради. Спиши, изменяя слова в скобках. Определи род существительных, поставь вопрос, выдели окончание. Ложка лежит между (чайник и стакан). На лугу между (лес и озеро) выросла густая трава. Берёза растёт между (клумба и скамейка). Журнал лежит между (газета и книга). Шофёр поставил машину между (аптека и дом). + Следующее задание труднее. Вам нужно выбрать нужные слова и изменить окончания. Стакан стоит между ………………………. . Стенд висит между ………………… . Между ………………………… лежит карандаш. (чашка и бутылка, шкаф и доска, линейка и резинка) (взаимопроверка) 4) Составление предложений. + А сейчас составим предложение по схеме. (устно) Кто? что делает? где? (между) IV Итог урока Что мы делали на уроке? С каким предлогом мы составляли предложения? Какое задание для вас было наиболее трудным?
Оценивание детей. Вечернее задание. Работа на карточках.
|