Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить с перелётными птицами, выяснить где они зимуют.
Задачи:
1. познакомить учащихся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы, раскрыть причины перелета птиц;
2. создание условий для формирования заботливого отношения к птицам.
3. развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
4. развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
5.воспитывать интерес к окружающему миру; желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-оценка.
Оборудование: учебник Окружающий мир 1 класс, Плешаков А.А., часть 2, рабочая тетрадь по Окружающему миру для 1 класса №2, электронная презентация «Где зимуют птицы?», фишки(синие и красные) на каждого ученика, смайлики, карточки с заданиями.
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.(слайд 1)
2. Введение в проблему
- Посмотрите, кто к нам пришёл в гости? (птицы)
- Кто такие птицы? (животные тела, которых покрыто перьями)
- Ребята у вас на столах карточки на которых список животных. Назовите мне из этого списка птиц. Вы говорите, я подчеркиваю у себя, а вы у себя на карточках. (называют, учитель подчеркивает на доске, а ребята у себя на карточках).
- Назовите мне тех птиц, которых мы видим в зимнее время в нашем селе? (воробей, ворона, снегирь, голубь, рябчик, сорока)
- А ласточку мы сейчас видим? (нет)
- Почему? Как вы думаете? (она улетела)
- А почему она улетела? (холодно, нет корма).
- Вот какой хочется задать вопрос? (Где зимуют птицы?) (слайд2)
- Очень хочется узнать, где же зимуют птицы?
- Вы хотите узнать?
- Я предлагаю вам провести маленькое расследование по теме нашего разговора. А для этого давайте вернемся к нашему списку птиц. Скажите, по какому принципу мы можем разделить этих птиц? Как мы назовём таких птиц, как сорока, ворона, воробей, снегирь, синица? (зимующие, т.к. они всю зиму живут с нами).
- А ласточку, кукушку, утку, гуся? (они перелетные, они перелетают.)
Прежде чем мы с вами начнем наше исследование, пингвины приглашают вас отдохнуть.
3. ФИЗМИНУТКА
4. Исследование (работа в группах)
Работать, ребята, мы будем группами по ряда. В каждой группе вы работаете парами.
Сегодня мы с вами будем юными орнитологами. Орнитологи – это ученые, которые занимаются изучением птиц.
1- я группа- ученые теоретики
2- я группа- ученые практики
3- я группа- экологи
Для организации нашей работы послушайте правила работы в группе(слайд 3)
1. Внимательно слушай товарища.
2. Говори вполголоса.
3. Исправляя товарища – не обижай.
4. Хотите задать вопрос – поднимите сигнальную карточку.
Сегодня вы все исследователи, но каждый будет заниматься своим исследованием. Для этого мы должны решить три проблемных вопроса:
1. Каких птиц называют зимующими, а каких – перелетными?
2. Как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы?
3. Как мы можем помочь зимующим птицам?
- По первому вопросу работает группа №1.
- По второму вопросу работает группа № 2.
- По третьему вопросу работает группа №3.
Задания группам:
1. 1. Прочитать текст в учебнике с. 16.
2 Выполнить задание в учебнике на с.16
3 Выполнить задание в рабочей тетради на с.14 №1
2. 1 Прочитать информацию в учебнике на с.17 и с. 85 и ответить на вопросы:
1) Что такое «кольцевание птиц»?
2) Куда улетают перелетные птицы? (примеры)
3) Что сейчас используют для изучения перелётных птиц?
2 Выполнить задание в рабочей тетради на с.14 №2
3. 1 Почему птицы зимой прилетают к жилью человека?
2 Чем зимой питаются зимующие птицы?
3 Зачем зимой устраивают кормушки?
4 Чем можно кормить птиц?
5 Расскажите как вы делали кормушки и с кем?
Ребята работаю в группах-парах
4. Выступление по группам
1- я группа – зимующие, перелётные (слайд4,5)
2- я группа – рассказывают о кольцевании по плану и ручкой на карте отмечают перелёты птиц (слайд6)
3- группа – рассказывает о кормушках, о корме. (слайд7)
Игра «Покорми птиц»
Приручите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Ребята, вы можете продолжить дальше исследование по теме нашего занятия и представить свою работу на школьной научно-исследовательской конференции.
5. Итог урока
И так, ребята, давайте подведём итог нашему исследованию.
- Где же зимуют эти птицы: ворона, воробей, снегирь ? ( у нас)
- И мы их называем – зимующие.
Ласточка, гуси, лебеди, утки, грачи – где зимуют? (в тёплых странах, они перелетают – поэтому они перелётные.
6. Рефлексия.
Давайте оценим свою работу на уроке. (смайлики)
Группа № 1
Каких птиц называют зимующими, а каких – перелетными?
1. Прочитать текст в учебнике с. 16.
2. Выполнить задание в учебнике на с.16
3. Выполнить задание в рабочей тетради
на с.14 №1
Группа № 2
Как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы?
1. Прочитать информацию в учебнике на с.17 и с. 85 и ответить на вопросы:
1)Что такое «кольцевание птиц»?
2)Куда улетают перелетные птицы? (примеры)
3)Что сейчас используют для изучения перелётных птиц?
2. Выполнить задание в рабочей тетради на с.14 №2
Группа № 3
Как мы можем помочь зимующим птицам?
1. Почему птицы зимой прилетают к жилью человека?
2. Чем зимой питаются зимующие птицы?
3. Зачем зимой устраивают кормушки?
4. Чем можно кормить птиц?
5. Расскажите, как вы делали кормушки и с кем?
Вставь пропущенные слова-помощники и прочти текст
И всё же ____________ зимой нередко голодают. Особенно трудно находить ___________ во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду очень много птиц погибает от голода. Поэтому люди _________________ подкармливают. Они стараются развешивать кормушки в _________________, _________________, _____________________.
Слова помощники: скверах, птицы, парках, корм, садах, птиц.
Каким кормом питаются птицы:
• Семена подсолнечника едят почти все птицы, но в первую очередь синицы, воробьи и поползни.
• Овёс, пшено и просо едят воробьи и синицы.
• Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
• Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам
• Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках.
Ворона
Воробей
Летучая мышь
Заяц
Гусь
Медведь
Снегирь
Сова
Лиса
Белка-летяга
Зяблик
Скворец
Сорока
Лягушка
Ласточка
Жаворонок
Журавль
Корова
Дятел
Утка
Соловей
|