Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Окружающий мир


Конспект урока по окружающему миру: «Как человек использует свойства воды». 4 класс

23.11.2019, 18:30
Ушакова Валентина Игоревна
учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №1 р.п. Самойловка"
Ушакова Валентина Игоревна
Учитель начальных классов, МБОУ «СОШ№1 р.п. Самойловка»
р.п. Самойловка, Саратовская область

Тема: «Как человек использует свойства воды».
Класс: 4.
Тип урока: урок получения нового знания.
Вид урока: исследование.
Цель: Изучить свойства воды и узнать, как человек использует их в жизни.
Задачи: 1.Узнать, какими свойствами обладает вода?
2.Ответить на вопрос где и как различные свойства воды помогают человеку?
3. Понять, почему люди должны беречь и охранять воду от загрязнения?
4. Формировать ПУУД – поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текстов научного и официально – делового стилей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Используемые методы и приемы: технологии критического мышления, «Фишбоун»
Оборудование: стаканы с водой, сахар, соль, мука, пружина, гиря, шприц, ноутбук, медиопроектор, экран.

Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел для нас звонок.
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь ,улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести
Чтобы гости дорогие ,
Захотели вновь прийти.

- Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Актуализация знаний
- Отгадайте загадку.
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И «стеклянной» быть могу. (Это вода.)
- Ребята у вас на столах лежат карточки, запишите в первый столбик о каких свойствах воде вы знаете.
Дети заполняют таблицу самостоятельно. У каждого ученика на партах листочки с таблицей.
Таблица «ЗХУ»

Знаю Хочу узнать Узнал
1.
2.
3.
4.
5.
1. Я узнаю
2. Я выясню
3. Я научусь

- Какие свойствах воды вы записали? (прозрачная, не имеет запаха, жидкая,)
- Где и как человек использует свойства воды?
- Все ли мы назвали свойства воды, и где их человек использует?
- Ребята, кто догадался над какой темой сегодня будем работать? (тема как человек использует свойства воды)
- Во второй столбик таблицы запишите задачи, которые вы поставите перед собой на уроке. Используя фразы….

я узнаю какие еще есть свойства у воды
я выясню Где и как человек использует свойства воды?
я научусь беречь и охранять воду

Знаю Хочу узнать Узнал
1.жидкость
2. вкус
3.запах
1. Я узнаю
2. Я выясню
3. Я научусь

- Сегодня на уроке мы узнаем ещё о некоторых свойствах воды, и как человек их использует.

- По ходу урока мы будем заполнять схему – «скелет рыбы».
- Голова нашего скелета – наша сегодняшняя тема. Как она звучит? Прикрепляю в верхний треугольник.
- На правых веточках мы будем записывать свойства воды, на левых – методы использования этих свойств человеком.

Опыт№ 1 (группа 1)

- Я предлагаю посмотреть вам видео и узнать новое свойство воды
- О каком свойстве вам рассказывали? (о законе сообщающихся сосудов)
- Как человек использует это свойство воды? (фонтаны, водопроводы)

- Ребята, а кто желает сам побывать в роли ученых, которые исследуют свойства воды?
- Я предлагаю вам самим провести опыты, и открыть какие еще есть свойства у воды.
- Объединитесь в группы. Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Проведите опыты. И запишите свои наблюдения. Затем вы нам расскажете о них.

- Ребята, вам понравилось быть в роли ученых?
- Давайте подведем итоги, заслушаем ответы каждой группы.

Опыт№ 1 (группа 1)
1. Возьмите гайку, привяжите к ней резинку.
2. Гайку погрузите в стакан с водой.
3. Что вы наблюдаете?
4. На груз действует какая – то сила. Найдите на стр. 83 ответы на вопросы : Что это за сила? Как человек использует это свойство?

Ответ: Мы взяли стакан с водой и опустили туда гайку, с привязанной к ней резинкой. Резинка ________________________ . Мы заметили, что часть воды____________________, т.е. погруженная в воду гайка вытеснила из стакана воду такого же объема. На гайку действует ещё одна сила, направленная вверх. Это сила называется__________________________.
На основе этой силы человек придумал _____________________.

Слова для справок: вытекла, корабль, выталкивающая, растянулась.

- Прикрепите это свойство воды на доску и метод использования этого свойства человеком. (выталкивающая сила)
- Почему же плавают корабли?
- Верно, т.е. подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объём воды и мало весит.
- Почему же иногда корабли тонут? (Крушение, пробоина.)

- Этот закон открыл древнегреческий учёный Архимед. Ребята, а сейчас посмотрите видео и скажите как же ему это удалось?
- Как же Архимед открыл это свойство воды?
- Он установил, что вода выталкивает вверх погружённые в неё предметы, с какой – то силой, а равна эта сила весу воды, которая вытесняется телом.

- Ребята, оцените работу своей группы. У вас на столах лежат сигнальные карточки,
- если вы довольны работой в группе поднимите зеленый сигнал
- если вы не довольны работой в группе поднимите красный сигнал

- Всем ученым нужен отдых, давайте немного отдохнем для того, чтобы совершить еще больше научных открытий.

Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.

- Продолжаем исследование, давайте выслушаем вторую группу

Опыт№ 2 (группа 2)
1. Возьмите стакан с водой.
2. Насыпьте в него соль. Помешайте. Что вы наблюдаете?
3. Насыпьте в него сахар. Помешайте. Что вы наблюдаете?
4. Насыпьте в него муку. Помешайте. Что вы наблюдаете?
5. Найдите на стр. 84 ответы на вопросы : Что это за свойство воды? Как человек использует это свойство?

Ответ: Мы взяли стакан с водой и насыпали в него соль, размешали, она _____________ . Вода осталась ___________________. Затем мы насыпали сахар, размешали, он _____________ . Вода осталась ___________________. После того как мы насыпали в стакан с водой муку, вода стала__________________. Значит, вода одни вещества растворяет, а другие не _______________________. Потому что вода - хороший______________.
Люди, зная это свойство воды, научились делать растворы, лекарства и ___________________________________________________________

Слова для справок: прозрачной, растворитель, растворилась, мутной, не растворяет, готовить пищу.

- О каком свойстве воды нам рассказали ребята? (вода - хороший растворитель)
- Где мыв быту используем это свойство? (Пьём чай с сахаром, солим суп, кашу, когда умываемся и т.д.)

- Прикрепите к схеме это свойство воды и метод использования этого свойства человеком.

- Ребята, оцените работу своей группы. У вас на столах лежат сигнальные карточки,
- если вы довольны работой в группе поднимите зеленый сигнал
- если вы не довольны работой в группе поднимите красный сигнал

- Продолжаем исследование, давайте выслушаем третью группу.

Опыт№ 3 (группа 3)

1. Возьмите шприц, наберите воды,
2. Заткните пальчиком отверстие для иглы у шприца
3. Попробуйте надавить с другого конца.
4. Что вы наблюдаете?
5. Найдите на стр. 85 ответы на вопросы : Как называется это свойство воды? Как человек использует это свойство?

Ответ: Мы из стакана набрали воду в ______________, попробовали сжать воду. У нас не ____________________. Делаем вывод: ничего не получается, так как жидкости ________________________.Это свойство используют в технике:______________________________________________

Слова для справок: не получилось, шприц, несжимаемы, домкрат, гидравлический пресс.

- О каком свойстве воды нам рассказали ребята? (вода - несжимаема)
- Как человек использует это свойство? (домкрат, гидравлический пресс)сл
- А может кто-нибудь знает как именно человек использует эти предметы?
- Гидравлические прессы используются там, где требуется большая сила (На маслобойных заводах, металлорежущих станках для прессования фанеры, картона, сена).

- Прикрепите к схеме это свойство воды и метод использования этого свойства человеком.

- Жидкости не сжимаются под давлением, но изменяют свой объем в зависимости от температуры. Ведь именно жидкой ртутью или подкрашенным спиртом заполнен столбик термометра. Если бутылку с водой оставить в морозильнике на долгое время, то она непременно лопнет. Если в доме испортилось отопление, то зимой замерзшая вода разорвет водопроводные трубы. Превратившись в лед, вода может испортить и другие емкости – бочки, банки, кастрюли, чайники – все то, в чем мы привыкли держать воду летом.
Но и нагревать воду также следует осторожно. Превратившись в пар, она расширяется и стремится занять гораздо больший объем. Поэтому пар с силой вырывается из кипящего чайника.

- Ребята, оцените работу своей группы. У вас на столах лежат сигнальные карточки,
- если вы довольны работой в группе поднимите зеленый сигнал
- если вы не довольны работой в группе поднимите красный сигнал

- После длительных опытов, все ученые устают и нам как ученым тоже нужен отдых. Давайте отдохнем.
Физминутка
А теперь, ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд. Назад.
Повернулись вправо. Влево.
Тихо сели вновь за дело.

- Вернитесь на свои места.

VII. Берегите воду!
- Что было бы на Земле, если бы не было воды?
- Нужно ли защищать воду?
- Человек должен следить за чистотой всех водоёмов. Вода – главное богатство Земли. На Земле много воды, но пресной,которую очень активно использует человек, очень мало. Поэтому воду надо беречь.

Чистая вода нужна для питья. В воде, загрязнённой сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут растения и животные. Большой вред водоёмам приносит загрязнение нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом, насекомые, моллюски и другие. Реки и озёра сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса.
Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоёмов.

Применение знаний.
- Сейчас мы проверим знания, которые вы приобрели на уроке. На листах Вам необходимо соединить стрелочками свойство воды и способ использования его человеком
Правильный ответ на СЛАЙДЕ

- Встаньте те у кого правильно проведены стрелки. Вы отлично справились с заданием. А остальные ещё раз дома этот материал прочитают по учебнику.

Подведение итогов.
- Ребята, посмотрите на схемы скелета рыбы. Какой вывод можно сделать после заполнения всей схемы? (Мы с вами пронаблюдали, что вода обладает важными свойствами, которые человек научился использовать.)
- Прикрепим это в нижний треугольник – основание нашего «скелета».

- Посмотрите на свою таблицу, которую вы заполняли в начале урока.
Достигли ли вы задач поставленных на уроке? Запишите что вы узнали на уроке.
Знаю Хочу узнать Узнал
1.жидкость
2. вкус
3.запах

1. Какие ещё есть свойства воды?
2. Как человек использует их?

Рефлексия.
Сегодня мы много сделали открытий о том,сколько изобретений удалось сделать человеку,благодаря свойствам воды.

- А теперь оцените свою работу на уроке. Закончите фразу.
• мне было интересно…
• мне было трудно…
• меня удивило…

- Встаньте те, кто считает что на уроке поработал хорошо, и поставил бы себе очень хорошую оценку.
- … Я согласна с тобой, я на уроке тебе поставила бы 5.
- А у остальных есть шанс получить хорошую оценку на следующем уроке, после повторного прочтения параграфа

Закончен урок и выполнен план,
Спасибо ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились.

Д.з.
Прочитать §19
Дома подумайте и напишите сообщение: «Что было бы, если бы вода исчезла?»


Категория: Окружающий мир | Добавил: valentina01
Просмотров: 724 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог