Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Окружающий мир


Технологическая карта урока окружающего мира "Полезные ископаемые (уголь). Залежи каменного угля в Кузбассе." 3 класс

СКАЧАТЬ (4.62 Mb) 15.06.2014, 00:26
Ганжала Любовь Александровна
учитель начальных классов, МБОУ "Школа № 44"
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе
Учитель Ганжала Л.А.
Окружающий мир.
3 класс.
Тема: Полезные ископаемые (уголь).
Залежи каменного угля в Кузбассе.
Цель: Формирование у детей представления об угле, его добыче и применении.
Задачи: 1. Дать представление об угле, как полезном ископаемом на основе
практической работы.
2. Выявить места добычи каменного угля в Кузбассе.
3. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
4. Познакомить с применением угля и его отходов в различных
отраслях народного хозяйства.
Оборудование: карта Кемеровской области, физическая карта России,
карта г. Полысаево, атласы,
образцы каменного угля, ящик с углем, молоточек,
образцы угля с отпечатками растений,
компьютер, проектор, магнитофон.
УУД:
Познавательные: анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы, выделять аналогии, выделять главную информацию, основную мысль.
Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.
Коммуникативные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться о совместной деятельности, работать в группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные: формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока.
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. Новый день приносит новые знания. Если вы согласны с моим утверждением, улыбнитесь мне и друг другу.
II. Мотивация на работу.
- Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, что лежит в этом ящике.
( Звучит магнитофонная запись)
«Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно.
Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движенье машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров».
- Что же лежит в этом ящике?
(отвечают)
- Как вы думаете, какая тема урока? (отвечают)
III. Изучение нового материала.
- Рассмотрите уголь и дайте ему характеристику.
(Черного цвета, блестит, твердый, хрупкий,
превращается в угольную пыль, тяжелее воды,
горит).
- Почему уголь горит?
(Деревья поглощают солнечную энергию, затем
отмирают, оказавшись в почве затвердевают и
каменеют. Так образуется уголь. Когда он горит –
выделяется солнечная энергия).
(Показ образцов окаменевших деревьев и угля с отпечатками растений)
- Каменный уголь – остатки очень больших растений, которые росли на земле очень давно, когда людей еще не было, а жили огромные животные – динозавры. Остатки растений накопили солнечную энергию, которая выделяется при горении.
Ученик: «Листик солнца луч поймал,
Удержал, упаковал,
И отправил в кладовую,
Необычную, живую.
Долго лучики хранились
Вот и людям пригодились».
- Как по-другому можно назвать каменный уголь?
(солнечным камнем)
- Люди узнали, что уголь горит приблизительно 250 лет назад. Но многие не знали, как его применять. Поэтому в Америке для рекламы жгли уголь в кострах на улице, а в некоторых городах углем устилали мостовые. Теперь без угля не обойтись.
- Как вы думаете, где применяют уголь или угольную смолу? (отвечают)
(Просмотр видеофильма «Полезные ископаемые. Добыча каменного угля» http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/22)
- Давайте прочитаем текст в учебнике.
- Что же можно изготовить из каменного угля?
(отвечают)
– Чтобы изготовить эти предметы, нужно большое количество угля.
- Как вы думаете, изменяется ли запас угля в недрах Земли?
(угля становится меньше)
- В какую же группу можно отнести каменный уголь?

(Ребята должны ответить, что уголь - невозобновляемые природные ресурсы).
- А к какой группе относится солнечная энергия?
( неисчерпаемые природные ресурсы)
IV. Работа с картой и атласами.
- Найдите по физической карте России, где добывают каменный уголь?
- Месторождения полезных ископаемых, в частности угля, истощаются.
Ведь камень не растет вновь, как растение, и раз использованный камень не рождается на наших глазах.
Подсчеты геологов и минерологов показывают, что угля на всей Земле хватит при современной добыче лет на 70.
Человечество останется без природных богатств, если будет по-прежнему расхищать природу.
-Чем можно заменить каменный уголь?
(Солнечной энергией)
V. Работа по карте Кемеровской области.
- Очень богата углем Кемеровская область, где мы с вами живем.
- Как по-другому называют Кемеровскую область?
(Кузбасс)
- А кто знает, как расшифровывается «Кузбасс»?
(Кузнецкий угольный бассейн)
- Кузнецкий уголь был открыт тобольским казачьим сыном Михайлом Волковым в 1720 году близ Верхотомского острога.
С этого открытия и начинается история угольного Кузбасса.
Кузбассовцы не забыли о Михайле Волкове. Его именем названы один из угольных пластов Кемеровского рудника, улица Рудничного района г. Кемерово, одна из площадей г. Кемерово. На этой площади стоит памятник первооткрывателю Кузнецкого угля.
- Найдите по карте Кемеровской области города, где добывают каменный уголь.
(Работают 4 бригады по четырем картам)
Задание 1 бригаде: «В каких городах на севере области добывают уголь?»
Задание 2 бригаде: «В каких городах на востоке центральной части
Кемеровской области добывают уголь?»
Задание 3 бригаде: «В каких городах на юге области добывают уголь?»
Задание 4 бригаде: «В каких городах на западе центральной части
Кемеровской области добывают уголь?»
После проведенной работы бригадиры отчитываются.
VI. Работа по карте г. Полысаево.
- Посмотрите на карту г. Полысаево.
- Какие шахты расположены в черте города?
(ответы и показ)
VII. Дифференцированная работа.
1 группа работает самостоятельно. 2 группа работает с учителем.
(Карты разделены на квадраты. - В каком направлении от
Задание на доске.) города находится:
3 квадрата - на север а) ш. «Октябрьская»
3 квадрата – на северо-запад б) ш. «Заречная»
4 квадрата – на восток в) ш. «Сибирская»
2 квадрата – на северо-восток г) ОАО «Разрез Моховский»
6 квадратов – на запад д) ш. «Полысаевская»
- К какой шахте мы пришли?
(ОАО «ш. Полысаевская»)
VIII. Работа с использованием материалов экскурсии на шахту «Полысаевская»
- Мы с вами были на экскурсии на шахту «Полысаевская», но в шахту нас не пустили, т.к. это запрещается инструкцией.
- А кто из вас хочет побывать в шахте?
- Давайте совершим заочное путешествие в шахту.
IX. Рассказ ученика с использованием таблицы «Разрез шахты».
«Под вышкой глубокий и широкий колодец. По колодцу вверх – вниз снует лифт. Он везет шахтеров на работу и с работы. Всего за минуту кабина опускается на глубину нескольких сотен метров. Приехали - и вперед по подземному проспекту. Он называется - штрек.
От «угольного проспекта» отходят в сторону «угольные переулки» - лавы. В переулках тоже светло, но трамвайчики там не ходят. Вместо них для угля дорожки – самокатки.
Идешь вдоль по лаве, вдруг – стоп! – тупик! На пути встала сплошная угольная стена. Это забой. Здесь шахтеры из черной стены вырубают уголь комбайном.
Уголь черным потоком мчится по самоходным дорожкам в обратную сторону, к «подземному проспекту», к «трамвайной остановке»
Тут он делает пересадку: на ходу с дорожки в вагонетки, - и едет до самого лифта. А в лифте поднимается на-гора.
- Ребята, отгадайте загадку:
«Какой из комбайнов никогда не видит солнышка?»
(угольный)
- Из шахты в лифте поднимаются минералы угля. Эти минералы часто спаяны с минералами пустых пород или с минералами рудных образований.
Необходимо отделить их друг от друга. Такой процесс разделения минералов выполняют на специальных обогатительных фабриках, расположенных поблизости от шахты.
Мы с вами побывали на обогатительной фабрике шахты «Полысаевская». Давайте вспомним:
С чего начинается разделение угля от минералов других пород?
(1 – отмывка угля водой и магнетитом;
2 – просеивание;
3 – обогащение;
4 – отгрузка)
- А где еще кроме шахт добывают уголь?
(на разрезах)
- Что общего между шахтой и разрезом?
- Чем они отличаются?
(при добыче угля открытым способом
видоизменяется окружающая природа)
X. Словарная работа.
- Разрезы должны проводить рекультивацию, т.е. должны восстанавливать почву.
- Что вы можете предложить для восстановления почв?
(высадка деревьев, кустарников, т.д.)
- Прочитайте слова А.М.Горького:
«Человек должен устраивать свою землю так,
как он привык устраивать свой дом, свое жилье»

X. Обобщение.
- Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо»
- Чем хорош уголь? - Чем плох уголь?
а) топливо а) разрушается почва
б) электричество б) не возобновляется
в) лекарства в) копоть
г) краски г) сажа
д) искусственные ткани д) загрязняет атмосферу
ж) бензин т.д.
т.д.

XI. Рефлексия.
У вас у каждого на столе 2 шахтера (один – улыбается, а другой – хмурится). Выберите и покажите того, чье эмоциональное состояние вы испытали на уроке.
XII. Домашнее задание.
1. Найти загадки про уголь.
2. Нарисовать схему, как используется каменный уголь.


Категория: Окружающий мир | Добавил: Sosonova
Просмотров: 3138 | Загрузок: 147 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог