Урок окружающего мира по УМК « Школа 2100» 2 класс по учебнику А.А. Вахрушева учителя начальных классов Юраневой Людмилы Григорьевны
Тема: Глобус и карта.
Цели: 1) познакомить с понятием глобус и карта полушарий 2) формировать работу в парах 3) учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать. 4) развивать внимание, мышление, память, речь. 5) возбудить у учащихся интерес к учебному материалу, учить общаться в парах, привить любовь к голубой планете Земля.
Оборудование: глобус большой, 9 маленьких глобусов, развертка глобуса, 9 апельсинов, 1 лимон, 1 арбуз, 10 листов бумаги, атласы 10 штук, склеенный из долек бумаги глобус, фломастеры, толковый словарик, большая физическая карта полушарий.
Ход урока
1. Организационный момент 1. Актуализация знаний, постановка цели. - На какой планете мы живем? - Какую форму имеет наша Земля? - Какие окружающие нас в жизни предметы имеют форму Земли? - Ребята, а хотите вы узнать больше о своей Земле? - Чтобы изучить родную планету, что нам может помочь? (глобус). А почему? Ведь глобус – уменьшенная модель Земли. - Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Или с чем мы будем знакомиться на уроке - Правильно! Прочитаем!
Цель: познакомиться с глобусом (открываю цель) - В нашей школе есть хорошая традиция – ходить в походы. Скоро наступит зима, и мы отправимся в поход на лыжах в зимний лес. - Что мы возьмем в поход? Хорошо. - Будем брать глобус? Почему? - А что обычно берут в поход туристы, путешественники? - Дети: карту - Где вы видели карту? - Какие вы видели карты? - Ребята, а вы хотите познакомиться с картой? - Итак, вспомним цель нашего урока (прочитаем с доски) – - Цель: Познакомиться с понятием глобус и карта. - Какова же тема нашего урока? - Глобус и карта (открываю тему)
П. Изучение нового материала - Что же такое глобус? - Дети: глобус – уменьшенная модель Земли. - Что же такое карта? - Как думает Илья? - Илья: ответ на этот вопрос я нашел в толковом словаре. - Карта – это изображение земной поверхности на плоскости. - Чем же отличается глобус от карты? - Дети: глобус – шар, а карта – плоская. - Как же перенесли ученые круглую землю на плоский лист бумаги? - Хотите в этом разобраться? Чтобы в этом разобраться, проведем опыт. - Будем работать и наблюдать в паре. Опыт: найдите на столе предмет, похожий на глобус. Сравните по форме апельсин и глобус. Что заметили? - Опыт будем проводить на апельсине, т.к. он и по форме похожи. Опыт: Положите перед собой белый лист бумаги - Возьмите в руки апельсин. Осторожно снимаем кожуру апельсина (на апельсине предварительно сделаны надрезы по меридианам) и раскладываем дольки на белый лист плотно друг к другу. Что вы замечаете? - Кожура на листе стала плоской. - Итак, делаем вывод: апельсин был в форме шара, а кожура на листе стала плоской. - Я сейчас проведу небольшой опыт (учитель проводит опыт). Опыт. У меня в руках глобус (модель глобуса, склеенный из долек бумаги глобус). Глобус я сейчас превращу в плоскую карту (разбираю глобус , склеенный из долек). - Какое чудо вы увидели в моем опыте? Дети: как земной шар превратился в плоскую карту. - Карту земного шара обычно изображают в виде двух полушарий. Задание: - Продолжаем парную работу. На столе собираем 6 долек в одно полушарие и 6 других долек собираем в другое полушарие. - -Что вы получили? - Дети: мы получили два полушария. - Откройте атлас на странице 8-9. - Как называются полушария? - Дети: западное, восточное. - Покажите полушарие на большой карте на доске. - Давайте вспомним цель нашего урока? - Дети: познакомиться с глобусом и картой. - С какой картой мы познакомились? - Дети: картой полушарий. - Физминутка. Вини Пух летит на шаре Мы догоним его сами Руки в стороны, в полет! Правое крыло вперед! Левое крыло вперед! Отправляемся в полет! - А теперь предлагаю в паре рассмотреть внимательно глобус и карту, и найти общее между глобусом и картой. - Чем похожи глобус и карта? - Кто увидел линии на глобусе? Как они идут? Есть ли такие же линии на карте? - Как называются эти линии? Ответ вы найдете в учебнике на странице 65 показываю, где читать - Итак, как же называются эти линии? - Дети:линии, идущие от одного полюса к другому называются меридианами. - Меридианы – скажем хором. - Линии, идущие по кругу называются параллелями. - Скажем хором – параллели! - А теперь внимательно рассмотрим параллели на глобусе. Придвиньте глобус к себе поближе. Будем работать в паре. - Найдите Северный полюс. - Найдите самую короткую параллель. На что она похожа? Она похожа на маленькое колечко. - Найдите вторую параллель. Что происходит с параллелями до середины глобуса! - Дети: они увеличиваются. - А найдите самую длинную параллель. Как называется самая длинная параллель? - Дети: экватор! - Скажем хором – экватор. - Покажем друг другу экватор, параллели, меридианы. - Про какие линии вы только что узнали? - Меридианы, параллели, экватор! - Ребята нашего класса приготовили для вас интересные вопросы. - По каким линиям разрезан апельсин? - По меридианам. - По каким линиям разрезан лимон? - По параллелям. - По каким линиям разрезан арбуз? - По экватору.
Ш. Подведение итогов - Подведем итоги нашего урока. Какие цели урока у нас были? Дети:познакомиться с глобусом и картой, узнать, что такое меридианы, параллели, экватор. - А в жизни вам пригодиться глобус и карта? - Чем отличается глобус и карта? Оценивание и самооценка. - А сейчас каждый будет оценивать свою работу на уроке. - Сначала оценим работу в паре. Покажите на шкале свой уровень работы в паре. Если вам в паре работать очень хорошо, интересно, то крестик поставим на самом верху шкалы. Если вам работать в паре хорошо, то крестик поставим ниже. Если вам в паре работать плохо, неинтересно, то крестик поставьте внизу. Шкалы оставьте на партах, я потом посмотрю. - А теперь оценим свои знания, полученные на уроке - У вас на столе в конверте лежат 3 кружка: зеленый, желтый, красный. Зеленый – отлично, я все понял. Желтый – хорошо, я многое узнал. Красный – мало что понял, не все понятно. - На доске большой круг. Выберите один кружок и приклейте на большой круг. (приклеивают) - Учитель делает вывод: Все ребята, кроме одного, поняли новую тему. Им было интересно работать на уроке. Рефлексия - У кого возникли трудности? - Давайте, ребята, поможем разобраться своему товарищу, ответим на его вопросы. - Чтобы ваши родители могли порадоваться вашим успехам в школе, вы берите словесную оценку своей работы на уроке. - Выберите из конверта для себя словесную оценку и вложите в свой дневник! Словесное оценивание: 1) Я сделал на уроке научное открытие 2) Я был на уроке исследователем 3) Я молодец, хорошо поработал 4) Мне было интересно! 5) Я многое узнал на уроке нового. - Ребята, домашнее задание вы найдете в конверте. (Разгадать кроссворд) - Спасибо за работу на уроке! Урок окончен!
|