МОУ Удельнинская СОШ №34, Московская область
Учитель начальных классов
Урок окружающего мира во 2 классе
«ОСОБЕННОСТИ И ПРИРОДА ГОР»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели и задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями и природой гор, горными породами и их использованием людьми, учить пользоваться картой, находить горы на физической карте.
Развивающие: развитие умения сравнивать, анализировать объекты природы, работать с текстом, развивать речь, воображение, логическое и абстрактное мышление, познавательный интерес.
Воспитательные: чувства прекрасного.
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Проверка домашнего задания
Сегодня на уроке мы повторим то, о чем узнали раньше и приступим к изучению новой интересной темы.
Посмотрите на доску.
Здесь записаны темы предыдущих уроков.
…, прочитай нам, пожалуйста.
Реки
Озера
Материки
Равнины
Какая из перечисленных тем изучалась нами на прошлом уроке?
(равнины) Что мы знаем об этой поверхности земли?
(Равнины – это ровные или холмистые участки суши с небольшими перепадами высот.
Земля очень плодородная и дает богатый урожай.
Она почти не смывается водой вниз по склонам.
Поэтому издавна на равнинах люди выращивают культурные растения – занимаются земледелием.
На равнинах строят города, прокладывают дороги, живут люди…)
Учитель читает стихотворение:
Далеко конца не видно,
Расстилается равнина.
И в мороз, и в летний зной
Мы любуемся тобой.
Друг за дружкой тут и там
Славно бегать по холмам.
- Какие еще понятия связаны с равниной?
(Равнины находятся на материках. На равнинах есть реки и озера)
Молодцы!
-Каким цветом показаны на карте равнины? (зеленым или желтым) Водоемы?
Давайте на карте найдем известные нам равнины.
(Восточно –Европейская равнина - на карте Европы, а на карте Азии – Западно -Сибирская равнина)
III. Постановка темы урока.
Подумайте и скажите, что обозначено коричневым цветом? (горы)
Вот эту тему мы будем изучать на уроке.
Наша новая тема ГОРЫ
на доске открывается запись ГОРЫ
Изучая горы, мы ответим на 2 вопроса (на доске):
1 вопрос – Из чего состоят горы?
2 вопрос - Как образуются горы?
ГОРЫ
из чего состоят горы? как образуются горы?
Ребята, а в нашей местности есть горы?
(нет, мы живем на равнине)
Кто из вас видел горы, поднимите руки?
Где вы видели? Опишите их?
Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов писал про горы так:
КАВКАЗУ
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой.
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга видеть да утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы
И вы, престолы вечные природы.
(М.Ю. Лермонтов)
IV. Усвоение новых знаний
Давайте посмотрим на доску.
Сейчас я покажу вам разные виды гор.
Горы всегда высоко поднимаются над земной поверхностью. Иногда они бывают островершинными, но иногда имеют и плоские вершины.
Какие вы видите здесь горные вершины? (снежные и без снега)
Что вы скажете о высоте гор? (высокие, средние, низкие)
Какие они красивые!
Из чего состоят горы?
Что поможет ответить нам на этот вопрос? (учебник)
Откройте учебник на странице 18 - той. Найдите второй абзац.
Прочитаем текст.
О чем узнали из текста? (горы состоят из горных пород)
Действительно! Спасибо!
Давайте рассмотрим некоторые образцы горных пород.
У вас на партах стоят коробочки, в которых лежат горные породы.
Есть ли среди них знакомые вам? (каменный уголь)
Сейчас я прочитаю вам стихотворение о нем:
Уголь
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
Какой каменный уголь? (Черный, блестящий, твердый)
Я прочитаю стихотворение, а вы попытаетесь определить полезное ископаемое.
Руда
Она варились долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи…
Космические корабли, машины, инструменты все это сделано из железной руды.
Посмотрите на нее, потрогайте.
Следующее четверостишие - загадка
Гранит
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Гранит бывает серый, розовый, красный или желтый.
Следующая загадка:
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? нефть
Посмотрите у меня в колбочке нефть, маслянистая жидкость темного цвета, она легче воды и имеет резкий запах.
Это не все горные породы, есть и другие: песок, мрамор, глина.
Перечислим породы, входящие в состав гор.
уголь гранит глина мрамор
руда нефть песок
Вспомним четверостишия, которые я вам читала, давайте подумаем и ответим на вопрос, как человек использует эти природные богатства, для этого обратимся к заданию №1 в учебнике на странице 19.
гранит – часто используют для изготовления памятников и зданий
глину для изготовления кирпича
каменный уголь для отопления жилищ
железная руда - изготовление стали
нефть – получение горючего для машин, изготовление пластмассы
Хорошо поработали.
Горные породы используются для нужд человека – это очень ценное свойство для нашей жизни.
Давайте немножко отдохнем, встанем
Физкультминутка для глаз
Руки за спинку, головку назад (глаза закрыть, расслабиться).
Глазки пускай в потолок поглядят (открыть глаза, посмотреть вверх).
Головку опустим - на парту глядим (вниз).
И снова наверх – где там муха летит? (вверх).
Глазами повертим, поищем ее (по сторонам)
И снова за парту.
Кто-нибудь знает названия гор?
Наша задача научиться распознавать горы на физической карте.
Закройте учебник.
Откройте атлас.
Рассмотрите карту. Как она называется?
Какие горы вы увидели?
Назовите их.
Покажем их на карте.
Горы: Европы – Альпы,
Уральские горы (словно пояс, протягиваются с севера на юг нашей страны более, чем на 2000 км);
Азия – Кавказские горы протянулись между Черным и Каспийскими морями), Гималаи
Почему горы обозначены разными оттенками коричневого цвета? (различаются по высоте)
Хотите узнать название самой высокой вершины мира? Это вершина Джомолунгма, ее часто называют Эверест. Она расположена в горах Гималаях в Азии и поднимается на высоту почти 9 километров (8848 м). Многие мечтали ее покорить, но вершина оставалась недоступной, лишь в 1953 году британец Эдмунд Хиллари достиг вершины, он писал: «мечта стала явью. Первым делом мы сделали то, что делают все альпинисты, взойдя на вершину горы: пожали друг другу руки. В великий момент, которого я ждал всю жизнь, моя гора казалась мне не безжизненной каменной массой, покрытой льдом, чем – то теплым, живым и дружественным».
Как она называется?
V. Применение полученных знаний.
А теперь выполним еще одно задание.
У вас на парте лежат карточки с заданиями, возьмите их, прочитайте внимательно.
У кого возникнет вопрос – поднимите руку.
Начинаем работать
Передайте карточки с последних парт на первую.
Ф.И.______________________________________________________
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Горы состоят из _________________________________________
2. Полезные ископаемые, составляющие горы__________________
__________________________________________________________
3. Названия гор, которые запомнил____________________________
___________________________________________________________
Ребята, на все ли вопросы, поставленные в начале урока, мы с вами ответили? (нет)
(да) Подумайте, точно? Все уверены?
На какой из 2-х не ответили? (как образуются горы)
На следующем уроке мы ответим на этот вопрос.
VI. Подведение итогов урока
Закончить наш урок хотелось бы строчками из поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник»:
Великолепные картины! Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины недвижной цепью облаков.
Громады седых, румяных, синих гор.
Спасибо, друзья мои, за урок. Вы хорошо поработали
VII. Информация о домашнем задании.
1. С.20 задание 2 (работа с картой)
2. По желанию: с.20 – 21 прочитать информацию для любознательных.
Кто будет читать, поднимите руку?