Конспект урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе «Лекарственные растения »
(3.28 Mb)
| 28.04.2013, 20:50 |
Паплевко Екатерина Васильевна |
Учитель начальных классов, МБОУ г.Астрахани "СОШ№64" |
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 64» г. Астрахани Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. «Лекарственные растения » Подготовила учитель начальных классов Паплевко Екатерина Васильевна
г.Астрахань 2013. Тема урока: Лекарственные растения. Цели урока: 1.Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком. 2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний 3. Выяснить правила сбора лекарственных растений. 4.Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья. 5 Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: компьютер, презентация «Зелёная аптека», альбом «Если хочешь быть здоров». Сбор трав: ромашка, мята, зверобой, календула, порез-трава, верблюжья колючка, полынь. Растения: овёс( зёрна), лук, чеснок. Газета «Тайны растений». Сборник рецептов- травник. Корзинка с «витаминами»: лук, репа, капуста, редька, морковь, чеснок, лимон, укроп, свекла. Ход урока. 1. Организация класса. 2. Проверка творческих заданий учащихся / по выбору/. 3. -Учащимся дано задание на выбор: - выполнение рисунка на тему: « Если хочешь быть здоров » - составление правил закаливания организма. - выявление способов закаливания организма. В итоге идет создание устного журнала «Если хочешь быть здоров » 3. Сообщение темы урока. - Мы многое узнали о нашем организме, учимся его беречь, укреплять, но, к сожалению бывают ситуации, когда человек заболевает. -Что делает ваша мама, когда вы болеете? (ответы детей ) -Где берете лекарства? (В аптеке) -Что такое аптека? -Аптека- учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены. -Тема нашего урока - « Лекарственные растения. Зеленая аптека». СЛАЙД № 1. Как вы думаете, что это такое? -Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений. СЛАЙД №2 Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов. Травник – человек который, разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты. -Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей) -А сейчас сами растения расскажут нам об этом. РОМАШКА -Я - ромашка, знакома вам тоже Лекарственный друг всегда вам поможет И если случится тебе простудиться, Привяжется кашель, поднимется жар Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар. Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии. Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия. СЛАЙД №3 ПОДОРОЖНИК. -Вырастает подорожник, лишь подходит срок На земле сухой и твердой около дорог Говорят о нем в народе добрые слова: Вам поможет подорожник, скромная трава. Если ты порезал руку или ногу сбил Он тебе залечит рану и прибавит сил Помогая молча людям, не боясь невзгод Рядом с нами подорожник на земле живет. Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза. Используют листья и семена. СЛАЙД №4 ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ ) -На солнечной опушке я расцвела Лиловенькие ушки тихонько подняла В народе говорят в траве она хоронится Не любит лезть вперед Но всякий мне поклонится и бережно возьмет -Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву) СЛАЙД №5 МАТЬ-И-МАЧЕХА. Применяют при кашле, бронхите, ангине, при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия. СЛАЙД №6 МЯТА. -По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице, при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия. СЛАЙД №7 ВАЛЕРИАНА. -Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением- жителем пустырей - пустырником. СЛАЙД №8 ЗВЕРОБОЙ. Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили , что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название- зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран. СЛАЙД №9 КАЛЕНДУЛА. В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки. СЛАЙД №10 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (у учащихся на столах образцы трав и растений). -Обратите внимание на образец №1. Это ромашка. Вспомните, при каких заболеваниях применяется? Понюхайте душистые измельчённые соцветия, которые собирают с июня по август (в зависимости от региона). -Понюхайте образец №2. Что за душистая трава? Это мята. Когда её применяют? Собирают листья и соцветия в июне, июле. -Образец №3. Это зверобой. Почему такое название? Что лечит? Собирают с июня по август. -Образец №4. Это календула. Приятно пахнут душистые цветочные корзинки. Собирают с июля по август. От каких болезней помогает? ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ. - Простуда - Ожоги - Ранки и порезы - Кашель - Головная боль - Аллергия - Желудок -Кто внимательно слушал, тому нетрудно к каждому недугу подобрать лекарственное растение. СЛАЙД №11 ЗНАКОМСТВО С ЛЕКАРСТВЕННЫМИ РАСТЕНИЯМИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ. -А как вы думаете, в Астраханской области растут лекарственные растения или они встречаются в северной полосе России и в Северных районах? -В Астрахани в 40-х годах 18 века (почти 300лет назад) был заложен «аптекарский огород». В нём росли айва, абрикосы, акация, тутовник. Всего во флоре Астраханской области было отмечено более 100 видов лекарственных растений. Многие семена и травы собирались в Астрахани и пересылались в Петербург. СЛАЙД №12 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (дети с учителем обращаются к травам и растениям на столе). -Образец №5. Это порез – трава или гусиные лапки. Хорошо заживляет порезы, ранки. Много появляется весной в районе Бэровских бугров( Астраханская область) -Образец №6. Это верблюжья колючка. Хорошо лечит заболевания желудочно-кишечного тракта нормализует пищеварение. -Образец №9. Это полынь. Лечит заболевания пищеварения нервной системы. Свежий сок способствует заживлению ран. -Образец №7. Это овёс. Употребляются отвары и настои для восстановления сил при нарушении аппетита при заболеваниях желудка. Выводит шлаки, нормализует обмен веществ, в нём много антиоксидантов. СЦЕНКА «РОМАШКА И ТРАВЯНАЯ ВЕДЬМА» Ромашка. Много трав растёт полезных На земле страны родной Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой. Травяная ведьма. Я хочу тебе дружок Дать в букет ещё цветок Ромашка - Разгадала твой обман! Посмотрите! Вот дурман – ядовитая трава! Разболится голова от подарка твоего Забирай назад его! -Ох уж эта Травяная ведьма! Так и хочет сделать гадость! То корешок подсунет ядовитый, то траву несъедобную. Травяная ведьма. - Я одумалась, ребята Лучше вместе в лес пойдем Соберем шалфей и мяту Нежных ландышей нарвём Дома их поставим в воду Ромашка. Поняла я братцы сразу Хитрый замысел её А ну-ка уходи отсюда, вредная! Мы растения эти знаем, бережём и охраняем От таких как эта – собирательница букетов! В Красную книгу они давно уже занесены Мы их рвём не на потеху Отнесём мы их в аптеку Из даров лесного царства люди делают лекарства! - Почему ромашка не взяла дурман? Ландыш? Дурман – ядовитое растение, может вызвать сильную головную боль, применять по рецепту врача. Успокаивает кашель, применяют люди, страдающие морской болезнью. Ландыш – ядовитое растение, занесено в Красную книгу. Им нельзя вылечить порез, кашель, но он помогает при болезнях сердца, бессоннице. Строго по рецепту и рекомендациям врача! СЛАЙД №13 Ещё в красную книгу занесены такие растения Астраханской области как чилим (водяной орех) СЛАЙД№14 Лотос СЛАЙД№15 Водную гладь покрывают крупные, округлые, похожие на зонт листья. Они покрыты водоотталкивающие веществами. Самой красивой частью являются цветки лотоса. Лотос – лекарственное растение. Его использовали в Китайско-Тибетской медицины для лечения ревматизма. Орешки лотоса могут произрасти даже через тысячу лет. Это считается священным растением Индии, других стран. - Почему же растения оказываются в Красной книге? - Деятельность человека губительным образом сказывается на видовом составе флоры. Многие растения часто попадают в букеты. Их становится меньше и меньше. Что же делают люди для сохранения растений? Создают ботанические сады, теплицы, оранжереи, заповедники. Ботанические сады – научно-исследовательские учреждения, в которых разводят растения, коллекционируют их. СЛАЙД№16 Поэтому людям, занимающимися сбором и заготовкой растений необходимо соблюдать некоторые правила. СЛАЙД№17 Правила сбора 1. Что собирать – человек должен уметь различать лек. растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.) 2. Когда собирать – лек. растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве. 3. Как собирать – при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно и обязательно договориться с аптекой или иным лек. учреждениям, где примут у вас собранное (корзинке, мешочки из полотна). Использовать нож. 4. Где собирать – поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец) 5. Собирая, сохранять – при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений. - Практическая групповая работа (по рядам). -А мы что можем сделать? (рассказать, поделиться данной информацией, агитировать людей любоваться цветочным лугом, полем, не рвать цветы.) - выполнение аппликации: знаком 1. Не вытаптывайте цветы 2. Не рвите цветы 3. Берегите природу (звучит песня Ю. Антонова – «Не рвите цветы») Дети выполняют аппликации Практическая работа (травы) -Что осталось на столе? (лук, чеснок) -Почему они вместе с лек. растениями? Многие овощи и фрукты являются источниками витаминов, микроэлементов, содержат антиоксиданты, повышают иммунитет, могут лечить. -Какие свойства лука знаете? (лечит насморк, кашель, помогает при ангине, ОРЗ, улучшает аппетит) противомикробное средство. -Чеснок – хорошее противомикробное средство, при насморке, ангине, кашля, укусах насекомых, диабете. /КОРЗИНКА/ лимон, капуста, укроп, петрушка, морковь, редка, свекла -Что ваша мама использует, когда вы болеете? Петрушка – сердце редька – кашель Морковь - глаза Свекла - кишечник РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ /в парах/дети соединяют растение и недуг/ Лук ангина Лимон расстройство желудка Капуста насморк Укроп ожоги СЛАЙД№18 – проверь себя Итог урока. Блиц- опрос. - Назовите любимую траву кошки? - Чем можно заменить? - Растение, которым лечили веснушки? - Вместо бинта при ожогах и ранах? - Какое растение узнают даже слепой? - В какой части растения накапливаются лек. вещества? a) у валерианы b) у ромашки c) у подорожника -Что нового узнали? -Чего не знали? Творческое домашнее задание / на выбор/ - Подобрать букет цветов для лечения какого-либо органа: желудок, печень, глаза, кишечник и т.д. - составить рецепт с применением лек. растений для лечения простуды и повышения иммунитета. Стихотворение учителя Я не степью хожу – я хожу по аптеке Разбираясь в её травяной картотеке Беспредельная степь, бесконечная степь Ты природой написанный верный рецепт. Список использованной литературы 1. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня-Волгоград: «Учитель», 2005. 2. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе –Волгоград: «Учитель», 2007. Использованные дополнительные источники: 1. Песня «Не рвите цветы, не рвите» в исполнении Ю.Антонова. Слова А.Фадеев. Музыка Ю.Антонов.
|
Категория: Окружающий мир | Добавил: Paplevko
|
Просмотров: 12810 | Загрузок: 1419
| Рейтинг: 3.0/1 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|