Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Окружающий мир


Конспект урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе «Лекарственные растения »

СКАЧАТЬ (3.28 Mb) 28.04.2013, 20:50
Паплевко Екатерина Васильевна
Учитель начальных классов, МБОУ г.Астрахани "СОШ№64"
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 64»
г. Астрахани

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.
«Лекарственные растения »

Подготовила
учитель начальных классов
Паплевко Екатерина Васильевна

г.Астрахань
2013.



Тема урока: Лекарственные растения.
Цели урока:
1.Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний
3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.
4.Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.
5 Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, презентация «Зелёная аптека», альбом «Если хочешь быть здоров». Сбор трав: ромашка, мята, зверобой, календула, порез-трава, верблюжья колючка, полынь. Растения: овёс( зёрна), лук, чеснок. Газета «Тайны растений». Сборник рецептов- травник. Корзинка с «витаминами»: лук, репа, капуста, редька, морковь, чеснок, лимон, укроп, свекла.
Ход урока.

1. Организация класса.
2. Проверка творческих заданий учащихся / по выбору/.
3. -Учащимся дано задание на выбор:
- выполнение рисунка на тему: « Если хочешь быть здоров »
- составление правил закаливания организма.
- выявление способов закаливания организма.
В итоге идет создание устного журнала «Если хочешь быть здоров »
3. Сообщение темы урока.
- Мы многое узнали о нашем организме, учимся его беречь, укреплять, но, к сожалению бывают ситуации, когда человек заболевает.
-Что делает ваша мама, когда вы болеете? (ответы детей )
-Где берете лекарства? (В аптеке)
-Что такое аптека?
-Аптека- учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.
-Тема нашего урока - « Лекарственные растения. Зеленая аптека».
СЛАЙД № 1.
Как вы думаете, что это такое?
-Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.
СЛАЙД №2
Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.
Травник – человек который, разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.
-Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей) -А сейчас сами растения расскажут нам об этом.
РОМАШКА
-Я - ромашка, знакома вам тоже
Лекарственный друг всегда вам поможет
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии. Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.
СЛАЙД №3

ПОДОРОЖНИК.
-Вырастает подорожник, лишь подходит срок
На земле сухой и твердой около дорог
Говорят о нем в народе добрые слова:
Вам поможет подорожник, скромная трава.
Если ты порезал руку или ногу сбил
Он тебе залечит рану и прибавит сил
Помогая молча людям, не боясь невзгод
Рядом с нами подорожник на земле живет.
Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.
СЛАЙД №4

ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ )
-На солнечной опушке я расцвела
Лиловенькие ушки тихонько подняла
В народе говорят в траве она хоронится
Не любит лезть вперед
Но всякий мне поклонится и бережно возьмет
-Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)
СЛАЙД №5
МАТЬ-И-МАЧЕХА.
Применяют при кашле, бронхите, ангине, при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.
СЛАЙД №6
МЯТА.
-По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице, при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.
СЛАЙД №7
ВАЛЕРИАНА.
-Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением- жителем пустырей - пустырником.
СЛАЙД №8

ЗВЕРОБОЙ.
Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили , что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название- зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.
СЛАЙД №9
КАЛЕНДУЛА.
В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.
СЛАЙД №10

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (у учащихся на столах образцы трав и растений).
-Обратите внимание на образец №1. Это ромашка. Вспомните, при каких заболеваниях применяется? Понюхайте душистые измельчённые соцветия, которые собирают с июня по август (в зависимости от региона).
-Понюхайте образец №2. Что за душистая трава? Это мята. Когда её применяют? Собирают листья и соцветия в июне, июле.
-Образец №3. Это зверобой. Почему такое название? Что лечит? Собирают с июня по август.
-Образец №4. Это календула. Приятно пахнут душистые цветочные корзинки. Собирают с июля по август. От каких болезней помогает?
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- Простуда
- Ожоги
- Ранки и порезы
- Кашель
- Головная боль
- Аллергия
- Желудок
-Кто внимательно слушал, тому нетрудно к каждому недугу подобрать лекарственное растение.
СЛАЙД №11

ЗНАКОМСТВО С ЛЕКАРСТВЕННЫМИ РАСТЕНИЯМИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ.
-А как вы думаете, в Астраханской области растут лекарственные растения или они встречаются в северной полосе России и в Северных районах?
-В Астрахани в 40-х годах 18 века (почти 300лет назад) был заложен «аптекарский огород». В нём росли айва, абрикосы, акация, тутовник. Всего во флоре Астраханской области было отмечено более 100 видов лекарственных растений. Многие семена и травы собирались в Астрахани и пересылались в Петербург.
СЛАЙД №12

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (дети с учителем обращаются к травам и растениям на столе).
-Образец №5. Это порез – трава или гусиные лапки. Хорошо заживляет порезы, ранки. Много появляется весной в районе Бэровских бугров( Астраханская область)
-Образец №6. Это верблюжья колючка. Хорошо лечит заболевания желудочно-кишечного тракта нормализует пищеварение.
-Образец №9. Это полынь. Лечит заболевания пищеварения нервной системы. Свежий сок способствует заживлению ран.
-Образец №7. Это овёс. Употребляются отвары и настои для восстановления сил при нарушении аппетита при заболеваниях желудка. Выводит шлаки, нормализует обмен веществ, в нём много антиоксидантов.
СЦЕНКА «РОМАШКА И ТРАВЯНАЯ ВЕДЬМА»
Ромашка. Много трав растёт полезных
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма. Я хочу тебе дружок
Дать в букет ещё цветок
Ромашка - Разгадала твой обман!
Посмотрите! Вот дурман – ядовитая трава!
Разболится голова от подарка твоего
Забирай назад его!
-Ох уж эта Травяная ведьма! Так и хочет сделать гадость! То корешок подсунет ядовитый, то траву несъедобную.
Травяная ведьма. - Я одумалась, ребята
Лучше вместе в лес пойдем
Соберем шалфей и мяту
Нежных ландышей нарвём
Дома их поставим в воду
Ромашка. Поняла я братцы сразу
Хитрый замысел её
А ну-ка уходи отсюда, вредная!
Мы растения эти знаем, бережём и охраняем
От таких как эта – собирательница букетов!
В Красную книгу они давно уже занесены
Мы их рвём не на потеху
Отнесём мы их в аптеку
Из даров лесного царства люди делают лекарства!

- Почему ромашка не взяла дурман? Ландыш?
Дурман – ядовитое растение, может вызвать сильную головную боль, применять по рецепту врача. Успокаивает кашель, применяют люди, страдающие морской болезнью.
Ландыш – ядовитое растение, занесено в Красную книгу. Им нельзя вылечить порез, кашель, но он помогает при болезнях сердца, бессоннице.
Строго по рецепту и рекомендациям врача!
СЛАЙД №13
Ещё в красную книгу занесены такие растения Астраханской области как чилим (водяной орех) СЛАЙД№14

Лотос СЛАЙД№15
Водную гладь покрывают крупные, округлые, похожие на зонт листья. Они покрыты водоотталкивающие веществами. Самой красивой частью являются цветки лотоса. Лотос – лекарственное растение. Его использовали в Китайско-Тибетской медицины для лечения ревматизма. Орешки лотоса могут произрасти даже через тысячу лет. Это считается священным растением Индии, других стран.
- Почему же растения оказываются в Красной книге?
- Деятельность человека губительным образом сказывается на видовом составе флоры. Многие растения часто попадают в букеты. Их становится меньше и меньше. Что же делают люди для сохранения растений? Создают ботанические сады, теплицы, оранжереи, заповедники. Ботанические сады – научно-исследовательские учреждения, в которых разводят растения, коллекционируют их.
СЛАЙД№16

Поэтому людям, занимающимися сбором и заготовкой растений необходимо соблюдать некоторые правила.
СЛАЙД№17
Правила сбора
1. Что собирать – человек должен уметь различать лек. растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)
2. Когда собирать – лек. растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве.
3. Как собирать – при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно и обязательно договориться с аптекой или иным лек. учреждениям, где примут у вас собранное (корзинке, мешочки из полотна). Использовать нож.
4. Где собирать – поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)
5. Собирая, сохранять – при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений.

- Практическая групповая работа (по рядам).
-А мы что можем сделать? (рассказать, поделиться данной информацией, агитировать людей любоваться цветочным лугом, полем, не рвать цветы.)
- выполнение аппликации: знаком
1. Не вытаптывайте цветы
2. Не рвите цветы
3. Берегите природу (звучит песня Ю. Антонова – «Не рвите цветы»)
Дети выполняют аппликации
Практическая работа (травы)
-Что осталось на столе? (лук, чеснок)
-Почему они вместе с лек. растениями?
Многие овощи и фрукты являются источниками витаминов, микроэлементов, содержат антиоксиданты, повышают иммунитет, могут лечить.
-Какие свойства лука знаете? (лечит насморк, кашель, помогает при ангине, ОРЗ, улучшает аппетит) противомикробное средство.
-Чеснок – хорошее противомикробное средство, при насморке, ангине, кашля, укусах насекомых, диабете.
/КОРЗИНКА/ лимон, капуста, укроп, петрушка, морковь, редка, свекла
-Что ваша мама использует, когда вы болеете?
Петрушка – сердце редька – кашель
Морковь - глаза
Свекла - кишечник

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ /в парах/дети соединяют растение и недуг/

Лук ангина
Лимон расстройство желудка
Капуста насморк
Укроп ожоги

СЛАЙД№18 – проверь себя
Итог урока. Блиц- опрос.
- Назовите любимую траву кошки?
- Чем можно заменить?
- Растение, которым лечили веснушки?
- Вместо бинта при ожогах и ранах?
- Какое растение узнают даже слепой?
- В какой части растения накапливаются лек. вещества?
a) у валерианы
b) у ромашки
c) у подорожника
-Что нового узнали?
-Чего не знали?
Творческое домашнее задание / на выбор/
- Подобрать букет цветов для лечения какого-либо органа:
желудок, печень, глаза, кишечник и т.д.
- составить рецепт с применением лек. растений для лечения простуды и повышения иммунитета.
Стихотворение учителя
Я не степью хожу – я хожу по аптеке
Разбираясь в её травяной картотеке
Беспредельная степь, бесконечная степь
Ты природой написанный верный рецепт.

Список использованной литературы
1. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня-Волгоград: «Учитель», 2005.
2. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе –Волгоград: «Учитель», 2007.

Использованные дополнительные источники:
1. Песня «Не рвите цветы, не рвите» в исполнении Ю.Антонова.
Слова А.Фадеев. Музыка Ю.Антонов.


Категория: Окружающий мир | Добавил: Paplevko
Просмотров: 12803 | Загрузок: 1418 | Рейтинг: 3.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог