Гаврилова Ольга Леонидовна
учитель ГБОУ СОШ п. Масленниково
муниципального района Хворостянский
Самарской области
Тема. Тундра.
Вид: урок изучения нового материала. Урок-экспедиция.
Тип урока: комбинированный.
УМК: «Школа России»
Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры, ознакомить с ее географическим положением, климатическими условиями, растительностью и животным миром, деятельностью человека.
Задачи:
1. Обучающая - познакомить детей с особенностями природы тундры
2.Развивающая – развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, умение классифицировать, обобщать, обогащать словарный запас;
3. Воспитывающая - воспитывать эстетический вкус, уважение к труду людей.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук; УМК Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» учебник для 4 класса начальной школы, рабочая тетрадь к учебнику; физическая карта мира; карточки с заданиями для групповой работы.
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. (5 минут)
Я очень рада нашей встрече,
Прошу внимания, друзья!
Тихо сели, спинки прямо...
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
А чтобы урок пошел всем нам впрок,
Давай-ка в работу включайся, дружок!
Чтобы название новой природной зоны нам узнать,
Кроссворд вам предлагаю разгадать! (Приложение 1. Слайд 1.)
Вопросы к кроссворду:
1. Как можно коротко назвать ледяную зону
2. Какая птица имеет необычный красный клюв.
3. Какое название имеет остров, на котором расположен заповедник.
4. Арктика – это царство снега и …
5. Как называются растения, живущие в толще воды.
6. Вид рыбы, обитающей в северных морях.
Ответы: 1. Арктика. 2. Тупик. 3. Врангеля. 4. Льда. 5. Водоросли. 6. Сайка
- Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (Тундра)
- Молодцы, вы хорошо справились с разгадыванием кроссворда.
- Сегодня мы отправимся в дальнейшее путешествие по природным зонам.
- Кто догадался, о какой природной зоне сегодня пойдет речь?
- Что вы хотите узнать на уроке о тундре? (Познакомиться с ее географическим положением, климатическими условиями)
- Прежде чем начать знакомство с природной зоной тундры, нам нужно повторить домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания. (8 минут)
1) Работа с картой природных зон.
- Покажите на карте, где располагается зона арктических пустынь, называя при этом географические объекты.
- Дома вы готовили рисунок. Какой вы представляете себе Арктику? Расскажите, опираясь на рисунок, выполненный дома.
2) Тест «Арктика» (Приложение 1. Слайд 2.)
3) Самоконтроль (Приложение 1. Слады 3, 4.)
3. Работа над новым материалом. (15 минут)
1) Практическая работа в парах.
- Мы знаем, что цель нашей экспедиции – тундра.
- Давайте найдем эту природную зону на карте. Опираясь на географическую карту, что вы можете о ней рассказать?
- У вас лежат толковые словари. Найдите толкование слова тундра словарях. - Обратите внимание на карту и скажите, в каком тепловом поясе находится эта природная зона?
(Приложение 1. Слайд 5)
- Итак, какой же вы представляете тундру?
- Молодцы, у нас получилось неплохое коллективное описание. А как же выглядит тундра на самом деле? Чтобы узнать об этом, нам нужно объединиться в группы, а поможет нам в этом физминутка.
2) Физминутка.
Это - правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Повернулись мы (дети разворачивают стульчики на соседнюю заднюю парту)…
И вот…стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Наша левая рука?!
3) Исследовательская работа по группам.
Работа с учебником с.87-97
Задание для группы ботаников.
1.Назовите растения тундры.
2. Обратите внимание на части растения и сделайте вывод о том, каким образом эти растения приспособились к жизни в тундре?
Задание для группы зоологов.
1.Назовите животных и птиц, обитающих в тундре?
2. Каким образом они приспособились к жизни в условиях данного климата?
Задание для группы экологов.
1.Каковы основные занятия населения тундры.
2.Сформулируйте экологические проблемы тундры.
3.Каковы действия человека по охране природы тундры.
4) Выступления групп. Показ слайдов
- Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с эрудированными, внимательными и наблюдательными исследователями. Ну, а сейчас мы с вами возвращаемся домой. (Приложение 1. Слайд 16)
4. Физминутка для глаз (Приложение 1. Слайд 17) (1 минута)
5. Закрепление. (7 минут)
1) Самостоятельная работа в рабочей тетради.
Стр. 30, № 8
- Прочитайте.
У вас в рабочей тетради, в самой середине, находится плакат «Красная книга России». Рассмотрите редких животных тундры. Подпишите их названия.
Тест по теме «Тундра». Оценивание в процессе тестирования. (Приложение 2.)
6. Итог. (1 минута)
- Какова была цель нашего урока?
- Чему мы научились?
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
7. Домашнее задание. (1 минута)
На «5» - стр. 87-97 пересказ, стр.96 задание 3.
На «4» - стр. 87-97 пересказ.
На «3» - стр. 95 ответить на вопросы.
Используемая литература:
2. О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс.- М.: ВАКО, 2012.
3. Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса. М.: Просвещение, 2012 г.
4. Плешаков, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса. – М.: Просвещение», 2012.
|