Авторизированная программа "Дружим с русским языком (по развитию устной и письменной речи детей-билингвов)
(685.5 Kb)
| 30.04.2013, 01:31 |
Паплевко Е.В Сорокина Ю.Д. |
учителя начальных классов, МБОУ "СОШ№64" г.Астрахани |
АВТОРИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
«ДРУЖИМ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ» (ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ В 1-4 КЛАССАХ)
Авторы-составители: учитель начальных классов МБОУ СОШ №64 Сорокина Юлия Дмитриевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №64 Паплевко Екатерина Васильевна преподаватель кафедры современного русского языка АГУ Назметдинова И.С.
Пояснительная записка. Настоящее время - это время коренных изменений в образовательном процессе, в подходе к обучению и воспитанию в связи с переходом на реализацию требований ФГОС НОО. В центре внимания - формирование универсальных учебных действий (УУД), что обозначает (в широком значении) умение учиться. Однако одной из основных проблем современности является обучение русскому языку детей с разным уровнем развития речи, чаще всего связанным с двуязычием. Традиционно, детей, которые сразу начинают говорить на двух языках, называют билингвами. Билингвизм развивается стихийно, если родители не планируют заранее языков общения с ребенком, смешивают их сами, не контролируют речь ребенка, не обращают внимания на ее недостатки. Иногда стихийный билингвизм развивается в том случае, если на улице дети разговаривают на языке ином, чем дома, либо смешивают «домашний» и «уличный» языки. Если билингвизм развивается стихийно, в речи ребенка слишком много смешений двух языков и ошибок. Очень сложно таким детям учиться, так как перед осмыслением самого учебного материала нужно осмыслить саму звучащую русскую речь. Большинство детей, у которых родной язык русский, приходит в школу, практически владея грамматикой родного языка. У детей других национальностей (чаще всего у аварцев, азербайджанцев) уровень развития русской речи весьма неоднозначен, что затрудняет обучение. Последнее изучение национального состава учащихся начальных классов показало, что треть – дети, нерусской национальности, в некоторых классах их количество достигает 40 %, из них половина слабо владеет русским языком, либо совсем не говорят по-русски. Современные требования к урокам таковы, что в центре обучения - осознанное владение речью, обсуждение каждого этапа урока, определение темы и цели уроков, предположительные варианты заданий к текстовому материалу, т. е. формирование коммуникативных, а посредством коммуникации формирование познавательных, регулятивных и личностных УУД. Дети, непонимающие русскую речь, оказываются отстраненными от этого процесса, возникают трудности в обучении и, как следствие, отставание по многим предметным линиям Поэтому возникла необходимость создания программы, целью которой является формирование, развитие и коррекция устной и письменной русской речи детей – билингвов. Программа реализуется в следующих направлениях: Направление 1. Формирование, развитие и коррекция русской устной речи. Направление 2. Формирование, развитие и коррекция русской письменной речи. Основные задачи программы: 1 класс: -развитие и коррекция внимания к звуковой стороне слышимой русской речи, слуховой памяти, речевого аппарата. -совершенствование произношения русских слов, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. - коррекция недостатков произношения некоторых звуков. -уточнение, обогащение и активизация словаря детей. -коррекция умения строить предложения (не пропускать слова, ставить слова в определенной последовательности, правильно их согласовывать друг с другом и правильно их произносить). 2 класс: -развитие и коррекция грамматического строя речи (соотнесение слов в словосочетаниях, анализ и построение предложений, словосочетаний). -развитие и коррекция умений определения границ предложений на основе смысла и интонации, оформления предложений на письме. -коррекция умений работы с текстом (определение главной мысли, соотнесение с заглавием, самостоятельный выбор заглавия к тексту). -формирование и коррекция умений осмыслить текст до чтения, во время чтения, после чтения. 3 класс: -формирование и коррекция орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова. -формирование и коррекция умений устанавливать связи между словами в предложениях, выделять из предложения словосочетания. -закрепление и коррекция умения делить текст на части, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану. -развитие и коррекция связной письменной речи (написание изложений по готовому или коллективно составленному плану, небольших сочинений по картине и опорным словам). 4 класс: -развитие и коррекция грамматического строя русской речи (спряжение, склонение, род, употребление падежных окончаний). -развитие и коррекция умений распознавать типы текстов, составлять план текста, осуществлять подробный или сжатый пересказ. -формирование умения составлять текст письма, подписывать конверт, правильно строить и уместно использовать этикетные выражения( приветствие, прощание, благодарность, поздравление). Программа опирается на следующие принципы обучения: -наглядность; -доступность; -научность и основные требования ФГОС начального общего образования. Весь текст материала находится в приложенном файле
|
Категория: Планирование | Добавил: Paplevko
|
Просмотров: 3160 | Загрузок: 336
| Рейтинг: 3.0/1 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|