Пояснительная
записка
Рабочая
программа кружка моделирования «Геометрика» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, на основе авторской лицензированной
образовательной программы внеурочной деятельности Логиновой И. В. «Развитие
пространственных представлений младших школьников через практическую работу с
конструктором для объёмного моделирование ТИКО», 21. 12. 2011 год
Санкт-Петербург.
Программа
«Геометрика» имеет научно-познавательную направленность и реализуется в МБОУ
«СОШ № 12» в соотвтествии с учебным планом. Программа рассчитана на 4 года
обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю).
Форма
организации внеурочной деятельности-кружок.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Программа «Геометрика» обеспечивает
возможность создания условий для всестороннего и гармоничного развития младшего
школьника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция
интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе
обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может
обеспечить такую интеграцию.
Эмоционально-эстетическое
развитие
на занятиях творческого конструирования связано с тем, что учащиеся, так или
иначе, проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и
результатам конструирования. Если педагог строит работу учащихся с учетом определенных
художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются
благоприятные условия для формирования представлений о гармоничном устройстве мира, для выработки
эстетического восприятия и оценки,
художественного вкуса.
Духовно-нравственное
развитие
также может быть эффективным, если педагог активно изучает с учащимися образы и
конструкции природных объектов. Мир вещей возникает из мира природы и
существует рядом с ним - занятия в рамках реализуемой программы побуждают детей
задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Важно,
что эти вопросы учащиеся усваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская
их через собственный опыт и продуктивную конструкторскую деятельность.
Конструкторская деятельность сочетает в
себе умственные и физические действия, связана с определенной мускульной
работой, соответственно, способствует ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического
развития ребенка.
Таким образом, занятия в кружке
моделирования «Геометрика», построенные на основе творческого конструирования,
имеют все возможности для углубления общеобразовательной подготовки младших
школьников, становления их духовной культуры и всестороннего развития личности.
Общая характеристика курса
Теоретической
основой данной программы являются:
· системно-деятельностный
подход – обучение на основе реализации теории деятельности, которое
обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и
психические действия;
· теория развития
личности учащегося, основанная на освоении универсальных способов деятельности.
Основными
принципами программы являются принципы диалогичности, коллективности, проектности
и поддержки самоопределения воспитанника.
Принцип
диалогичности предполагает,
что развитие детей осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и
учащихся, учащихся друг с другом, содержанием которого являются совместное
продуцирование объектов окружающего мира, их художественно-эстетическое
оформление.
Трактовка принципа коллективности предполагает, что совместное
конструирование дает учащимся опыт жизни в обществе и опыт взаимодействия с
окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания,
художественно-эстетического самоопределения, творческой самореализации.
Принцип
поддержки самоопределения воспитанника. Приобретение воспитанниками опыта самоопределения
происходит в процессе конкретной практической деятельности, в ходе которой,
учащиеся взаимодействуют, обмениваются собственными знаниями и опытом, по
собственному замыслу конструируют, тем самым формируя багаж своих интересов,
выбирая жизненные приоритеты.
Принцип
проектности предполагает
последовательную ориентации всей деятельности педагога в кружке моделирования
«Геометрика» на подготовку и «выведение» младшего школьника в самостоятельное
проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. Совместное
проектирование основывается на таких ценностных ориентирах, как
коммуникабельность, предприимчивость, самостоятельность, организационная и
управленческая компетентность. Девизом данной программы стали такие слова:
«Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно - Проектирую».
Занятия строятся на основе
практической работы с конструктором для
объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для
Обучения). Конструктор ТИКО помогает детям в интеллектуальном и личностном
развитии, способствует повышению их мотивации к учебе, увлекает интересными
проектами.
Программа разработана в
соответствии с требованиями внеурочной деятельности, обозначенной в федеральных
государственных стандартах (2009 г.) и направлена на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Цель программы –
формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем
мире.
Задачи программы:
·
создание
условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных
достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности;
·
развитие
познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи
технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также
на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных
ситуациях;
·
развитие
психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и
приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и
обобщение);
·
развитие
регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных работ
(целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка
действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
·
развитие
сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование
практических умений;
·
воспитание
трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе,
уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими
людьми.
Кроме общих метапредметных программа предполагает
реализацию предметных целей и задач.
Структура программы
Программа состоит из двух модулей –
«Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои
предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников,
конструирование и сравнительный анализ
их свойств.
Задачи:
·
совершенствование
навыков классификации;
·
обучение
анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на
основе проведённого анализа;
·
развитие
комбинаторных способностей;
·
развитие
умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
·
изучение
и конструирование различных видов многоугольников;
·
исследование
«периметра» и «площади» многоугольников;
·
знакомство
с осевой и центральной симметрией, конструирование на основе симметрии;
·
овладение
навыками пространственного ориентирования;
·
обучение
планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
·
обучение
различным видам конструирования.
Чтобы научиться создавать собственные
объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и
сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации,
схемы, фотографии, рисунке. Очень важно сформировать у учащихся умение выявлять
особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее
важные детали.
Тематика, предлагаемая для плоскостного
проектного конструирования, расширяет кругозор и охватывает основной спектр
интересов человека и его деятельности: сказки, градостроительство, мебель,
животные, транспорт, техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников,
конструирование и сравнительный анализ
их свойств.
Задачи:
·
формирование
целостного восприятия предмета;
·
выделение
многогранников из предметной среды окружающего мира;
·
изучение
и конструирование различных видов многогранников;
·
исследование
«объема» многогранников;
·
знакомство
с изометрическими проекциями многогранников на плоскость;
·
усвоение
алгоритма планирования и организации проектной деятельности;
·
развитие
конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по
предложенной или свободно выбранной теме;
·
освоение
проектной деятельности.
Развитие у детей образного мышления и
пространственного воображения даст возможность в будущем легче осваивать
черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить
способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Учащиеся познакомятся с основными
геометрическими телами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся
видеть в сложных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями:
пропорция, план, основание, устойчивость и др.
Тематика второго модуля подобрана таким
образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор.
Так, например, для изучения темы: «План, вид сверху, сбоку» – дети строят
старинные замки, крепости или здание кремля родного города. Для изучения
пропорции выбраны такие темы, как «Животные», «Динозавры», «Подводные лодки».
Таким образом, параллельно с достижением основной цели, учащиеся узнают много
интересного о военном транспорте, животном мире, истории, архитектуре и т.д.
Модули настоящей программы базируются на
общеобразовательных предметах: математика, окружающий мир, технология,
наглядная геометрия, информатика.
Формы и методы работы
Одним из ведущих методов организации
деятельности учащихся на занятиях является метод проектов.
Алгоритм организации и проведения
конструкторского проекта:
1. Проблематизация: выделение,
формулировка и «присвоение» учащимися проблемы.
Проблема: необходимо сконструировать
башню для «принцессы» из сказки «Спящая красавица» Ш.Перро — сможем ли мы сделать ее высокой, устойчивой и
красивой?
2. Целеполагание и ожидаемый результат:
достижение цели способствует решению проблемы проекта.
Наша цель: высокая, устойчивая, красивая
башня, построенная из конструктора ТИКО. Это позволит решить имеющуюся
проблему.
3. Планирование:
а) постановка задач, исходящих из цели:
какие шаги необходимо осуществить для реализации цели?
б) определение последовательности
предстоящих шагов: в какой последовательности
будут осуществляться эти шаги?
в) выбор способов работы (технологии):
какие потребуются детали, как они будут соединяться между собой?
5. Реализация плана: осуществление
намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и
способов их соединения между собой. Внесение по ходу работы обоснованных
изменений в первоначальный замысел.
6. Рефлексия: оценивание –
- удалось ли решить имевшуюся проблему,
достичь поставленной цели (построить башню);
- сравнение полученного продукта с
ожидаемым результатом (получилась ли высокая, устойчивая и красивая башня —
опора на предложенные критерии оценивания);
- анализ хода работы (какие возникали
идеи, почему от них пришлось отказаться, что не удалось и почему, какие имеются
перспективы работы);
- самооценка (как проявили свои
личностные качества участники проекта, какие испытали эмоции, какие приобрели
новые знания и умения).
7. Презентация: демонстрация проектной конструкции и доказательство того, что цель проекта
достигнута, проблема решена; самопрезентация приобретенного участниками нового
опыта.
На первом этапе знакомства с проектной
деятельностью рекомендуется организация и проведение краткосрочных
индивидуальных, парных или групповых проектов продолжительностью в одно
занятие. Важно, что дети сразу видят и могут оценить результаты своей деятельности.
По мере усвоения учащимися проектных
умений и навыков конструкторская проектная деятельность усложняется – педагог
организовывает проекты средней продолжительности, которые реализует комплекс из
пяти занятий:
1 занятие. Индивидуальная работа: конструирование
отдельных фигур по теме.
2 занятие. Работа в группах: объединение
тематических фигур в композиции.
3 занятие. Коллективная работа:
объединение композиций в коллективную работу.
4 занятие. Презентация проекта.
5 занятие. Демонтаж построек.
В
реализации проекта принимает участие весь коллектив кружка. В результате работы
над проектом дети создают несколько ТИКО-конструкций, объединенных
композиционно одной темой.
Разнообразие разного уровня сложности
ТИКО-конструкций предполагает применение различных форм работы с учащимися на
занятиях. Изготовление конструкций средней и высокой сложности более
продуктивно в парах, в группах. Сочетание различных форм работы способствует
приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе,
в коллективе, о правилах конструктивной групповой работы.
Проектная конструкторская деятельность
формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать
последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их
выполнения. Самостоятельное осуществление конструкторской проектной
деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения,
работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Все это
воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к
самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт
преобразовательной деятельности и творчества. Особенность конструкторских
проектов заключается в обеспечении высокого уровня мотивации учащихся на всех
этапах реализации проекта, стремление к успеху.
Метод проектов применяется на занятиях в
тесной связи с поисково-иследовательской деятельностью учащихся. Подобный
тандем поддерживает и развивает в ребенке интерес к исследованию, приобретению
опыта успешной собственной творческой деятельности, развитию восприятия,
мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).
Возраст детей, участвующих в
реализации программы, 7 - 11 лет.
Диагностика проводимая в конце каждого
года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения. Выставка работ
детей, выполненных по окончанию изученной темы.
|