Сегодня: 27.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Планирование


Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 2 класса

СКАЧАТЬ (60.0 Kb) 24.02.2018, 23:04
Идрисова Оксана Ивановна
учитель начальных классов, МАОУ "Лицей"Солярис" г.Саратов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 2 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования,   Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  авторской программы  Э.Э. Кац «Литературное чтение» и требованиями основной образовательной программы МАОУ «Лицей «Солярис».

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа предназначена для учащихся 2 класса. На изучение литературного чтения во 2 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов (34 учебных недели).

Учебный материал учебника разделён на основную и вариативную части. В основной части находятся обязательные для всех учащихся задания, которые обеспечивают освоение ими нового материала в соответствии с «Обязательным минимумом». В вариативной части — задания, выполняемые учащимися по выбору учителя. Здесь задания представлены на поиск информации, творческую и интеллектуальную деятельность. Во всех учебниках и учебных пособиях данные задания имеют единую маркировку: это облегчает работу учителя и школьника с частями комплекта.

Такая структура организации материала даёт возможность осуществлять дифференцированный подход в классах, где обучаются дети с разным уровнем подготовки.

Методы и формы работы с учащимися с ОВЗ

  • индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности)
  • максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;
  • рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
  • на уроке максимально загружать умственной работой, помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание;
  • учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;
  • создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;
  • оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать, поддерживать интерес к предмету (лучший стимул-похвала, оценка деятельности);
  • в начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;
  • дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
  • обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах;
  • к подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать психологическое состояние ученика на конкретный момент.

Технологии и методы работы с одарёнными детьми

Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

В работе с такими обучающимися необходимо использование  современных образовательных технологий:

-технологии развивающего и проблемного обучения,

-технология критического мышления,

- информационно-коммуникативные технологии,

- здоровье сберегающие технологии,

-технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;

- деятельностный метод,

- проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

  • работа на уроке «консультантов» (мотивированные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);
  • возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и  самостоятельных работ по разным предметам;
  • предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива);
  • исследовательский;
  • частично-поисковый;
  • проблемный.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

Цели:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования. В соответствии с этим сформулированы следующие задачи:

формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умение пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

  • развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
  • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  • формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  • развитие воображения, творческих способностей;
  • формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
  • обогащение представлений об окружающем мире.

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

     В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьника знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установки, т.е. предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

     Во втором классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

     В классе предложены 2 проектных задания: «Устное народное творчество» и «Любимые писатели, произведения и герои». Проектные задания подводят итоги учебной работы учащихся.

     Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. В программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

     Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

     В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя.

     На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

           Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, т.к. они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

     Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

     Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

     Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью.  В учебнике 2 класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

     Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность общения– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества– осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Основные составляющие учебно – воспитательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является урок.

 - урок изучение нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

-комбинированный урок ;

-урок-практикум ;

-урок-исследование ;

-урок контроля умений и навыков .

Виды уроков:

урок – беседа

урок – экскурсия

урок – игра

выполнение учебного проекта

 При планировании уроков возможны: 

  • организация работы в парах;
  • организация сюжетно-ролевых игр;
  • групповые и индивидуальные формы организации деятельности.

 Технологии обучения: личностно-ориентированные, информационные, интерактивные технологии, исследовательские,  методы проектной деятельности; тренинговые технологии.

 Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Единые подходы (культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный) и принципы (развития, вариативности, концентричности), способствуют формированию у детей ключевых компетенций (прочных знаний, умений, навыков  и универсальных(метапредметных) умений; развитию способностей, готовности к обучению, сотрудничеству, саморазвитию.

 Виды и формы контроля: текущий, тематический, фронтальный, индивидуальный (выразительное чтение, чтение по ролям, ответы на вопросы, пересказ, выборочное чтение, чтение наизусть)

Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Литературное чтение»

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будет сформировано:

  • положительное отношение и интерес к урокам литера­турного чтения.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • внимательного отношения к собственным переживани­ям, вызванным восприятием природы, произведения ис­кусства, собственных поступков, действий других людей; внимания к переживаниям других людей, чувство сопе­реживания;
  • оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей;
  • представления о добре и зле, общих нравственных кате­гориях;
  • умения соотносить жизненные наблюдения с читатель­скими впечатлениями;
  • ориентации в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
  • умения оценивать своё отношение к учёбе;
  • эстетического чувства на основе знакомства с разными ви­дами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух художественное произведение, оп­ределять произведённое им впечатление;
  • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
  • пересказывать произведение кратко, выборочно, исполь­зуя соответствующую лексику;
  • объяснять смысл названия произведения, связь его с со­держанием;
  • вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на пос­тавленные вопросы;
  • объяснять действия персонажей;
  • делить произведения на части, озаглавливать их (под ру­ководством учителя);
  • сравнивать героев разных произведений;
  • ставить вопросы к тексту.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • создавать рассказ по циклу картинок;
  • рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа поданному плану с помощью учителя;
  • выразительно читать стихотворение и фрагменты проза­ического текста перед группой учащихся.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения про­читанных произведений;  создавать рассказ на заданную тему по личным впечат­лениям;
  • придумывать иллюстрации к прочитанным произведе­ниям;
  • участвовать в инсценировании литературных произведе­ний.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять рифмы в тексте стихотворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • объяснять переносное значение отдельных слов, фразео­логизмов;
  • находить сравнения в тексте произведения;
  • определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
  • определять отношение автора к персонажам, опреде­лять, как оно выражено;
  • выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
  • определять ритм стихотворения путём прохлопывания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, внесения корректив;
  • планировать свои действия в соответствии с постав­ленной целью (например, участие в проектной деятель­ности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • прогнозировать содержание произведения по его назва­нию, ключевым словам;
  • самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать произведения и героев;
  • устанавливать причинно-следственные связи между по­ступками героев;
  • находить объяснение незнакомых слов в словаре;
  • находить нужные книги в библиотеке.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра;
  • задавать вопросы по тексту произведения;
  • сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • обсуждать героев литературных произведений: высказы­вать своё отношение, оценивать высказывание партнёра, вырабатывать общую позицию;
  • аргументировать собственную позицию;
  • получать нужную информацию, задавая вопросы стар­шим; сопоставлять полученные ответы.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом УМК «Планета знаний»:

1. Э.Э.Кац.: «Литературное чтение».1,2ч – М. : АСТ : Астрель, 2017.

2. Э.Э.Кац.: «Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение» №1,2.».1,2ч – М. : АСТ : Астрель, 2017

3. Э.Э.Кац.: Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение»– М. : АСТ : Астрель, 2017.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1–4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык,  литературное  чтение,  математика,  окружающий мир : сборник. – М. : Астрель, 2012.

Учебно – методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному компоненту  государственных  образовательных  стандартов начального  общего  образования. 

Весь текст материала находится в приложенном файле



Категория: Планирование | Добавил: tema | Теги: начальные классы, литературное чтение, планирование, рабочая программа
Просмотров: 1084 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог