ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов разработана на основе
«Комплексной программы физического воспитания для учащихся 1-11 классов»
авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич
(М.: Просвещение, 2011г.), с учетом междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий»
(УУД). Для реализации рабочей программы используется учебник Ляха В.И.
Физическая культура. 1-4классы: учеб. для общеобразовательных учреждений – М.
Просвещение, 2011г.
Важнейшие задачи образования в начальной
школе, согласно ФГОС - формирование предметных и универсальных способов
действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения
учебных задач; индивидуальный прогресс в
основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной,
саморегуляции, реализующихся в процессе обучения по всем предметам. Однако
каждый из них имеет свою специфику.
Предметом
обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система
человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой
деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества,
осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество
и самостоятельность.
Цель программы по физической культуре
- формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни,
развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной
деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих
образовательных задач:
1.
Укрепление
здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения
функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
2.
Совершенствование
жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм,
физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
3.
Формирование
общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека,
укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
4.
Развитие
интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм,
формам активного отдыха и досуга;
5.
Обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре строится на:
-
реализации принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного
материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся,
материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал,
спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными
климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские,
малокомплектные и сельские школы);
-
реализации принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение
учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной
(физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и
предметной активности учащихся;
-
соблюдении дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от
простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в
логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и
умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
-
расширении межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала
на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры,
всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и
процессов;
-
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования
школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в
физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях
физическими упражнениями.
Базовым
результатом образования в области физической культуры в начальной школе
является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Предмет
«Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и
является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).
Место
учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному плану
образовательного учреждения всего на
изучение физической культуры в начальной школе выделяется 405 ч, из них в 1
классе 99ч (3 часа в неделю, 33 учебные недели).
Ознакомиться с полным текстом материала можно, если нажать на кнопку "скачать"
|