Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Планирование


Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)» 4 класс

СКАЧАТЬ (292.0 Kb) 12.06.2016, 11:33
Тельцова Елена Михайловна
учитель начальных классов, МАОУ Боровская средняя общеобразовательная школа Тюменского муниципального района Тюменской области
Пояснительная записка
 
Настоящая рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)» для средней общеобразовательной школы 4 класса составлена на основе:
1.Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);
 
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
 
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
 
4.Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
 
5.Основной образовательной программы начального общего образования (в новой редакции), утвержденной приказом директора
№ 217-О – от 28.08.2015, согласованного 28.08.2015 года с Управляющим советом школы, протокол № 15, и принятого 27.08.2015  года педагогическим советом школы, протокол № 2;
 
6.Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 г. № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ».
 
7.Программы курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». – М.: ООО «Русское слово – учебник, 2012.
 
           В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, неконфессиональный.
           Цели и задачи изучения учебного предмета.
· дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
· формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
· изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
           Задачи курса:
· развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
· формирование качеств гражданина и патриота России;
· воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)
          
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
  • диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект- субъектное построение учебного процесса;
  • приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно-нравственной жизни;
  • актуальность;
  • вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
  • опора на самостоятельность u1084 мышления учащихся;
  • деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
  • соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
  • органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся.
 
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
 
Требования к личностным результатам:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия -как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального
многоконфессионального народа России;
  • осознание ценности человеческой жизни.
Кроме того, важно также иметь в виду, что на стимуляцию познавательной деятельности и творческой активности, учащихся в учебном процессе влияет внеурочная работа, которую необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям в сфере религиозно-этического знания.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения выбранного модуля данного курса.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая). Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах). Самоконтроль. Фронтальный контроль. Тестирование, викторины, кроссворды и т.п. Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.

Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Планирование | Добавил: redaktor | Теги: начальные классы, планирование, рабочая программа, основы светской этики
Просмотров: 2106 | Загрузок: 197 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог