РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Седовой Оксаны Юрьевны
по окружающему миру, 1 класс
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная
записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир»
составлена на основе авторской программы
Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» и в соответствии с ФГОС НОО. Данная авторская
программа основывается на концепции образовательных областей «Естествознание.
Обществознание. (Окружающий мир)», соответствует
Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена
Министерством образования РФ.
На изучение
окружающего мира в 1
классе отводится 66
часов в год (33 учебные недели по
2 часа в
неделю). Программа
обеспечена учебно-методическим комплектом УМК «Начальная школа ХХI века»:
Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2
ч. / Н.Ф.Виноградова. – М.:
Вентана-Граф, 2011.
Окружающий
мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /
Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Учебно-методический комплект
допущен Министерством образования
РФ и соответствует
федеральному компоненту государственных образовательных стандартов
начального общего образования. /Сборник программ
к комплекту учебников
«Начальная школа XXI
века» - М. : Вентана
- Граф, 2011./
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир»
в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества,
систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у
младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный
опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные
правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное
богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания»
общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и
взаимодействие культур народов России. Особое значение этой предметной области
состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную
среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я». Таким
образом, изучение «Окружающего мира» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения,
т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого
образования младших школьников. Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится
к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются
новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
·готовность и способность к саморазвитию и
самообучению,
·достаточно высокий уровень учебной мотивации,
самоконтроля и самооценки;
·личностные качества, позволяющие успешно
осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа
целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного
взгляда на окружающий мир. Это:
· формирование основ российской гражданской идентичности,
понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в
современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России
в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
·воспитание уважительного отношения к своей
стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения,
толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
·понимание роли человека в обществе, принятие
норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками;
·формирование основ экологической культуры,
понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни
с учетом изменений среды обитания. Предметные результаты обучения нацелены
на решение, прежде всего, образовательных задач:
·
осознание целостности окружающего мира,
расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
·
обнаружение и установление элементарных связей и
зависимостей в природе и обществе;
·
овладение наиболее существенными методами
изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
·
использование полученных знаний в продуктивной и
преобразующей деятельности;
·
расширение кругозора и культурного опыта
школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и
образно. В соответствии со стандартом
второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики
особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов
естественно-научного и обществоведческого образования. Среди метапредметных результатов особое место
занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
·
познавательные как способность применять для
решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение,
обобщение, анализ, доказательства и др.);
·
регулятивные как владение способами организации,
планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,
исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
·
коммуникативные как способности в связной
логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов
окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки
информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной
информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На
основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая.
Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у
школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития
способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для
понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция
обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир,
психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры
и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач
социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и
социальной среде.
В
основе построения курса лежат следующие принципы:
1.
Принцип интеграции — соотношение
между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды
человеческой деятельности и систему общественных отношений. Интеграция затрагивает не только общий подход
к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные
составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди»,
«человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это
обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей —
природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические
и др.
2.
Педоцентрический принцип определяет
отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для
его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего
успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить
свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3.
Культурологический принцип
понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает
возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно
поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям —
творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития
техники, искусства, литературы и др.
4.
Необходимость принципа экологизации
содержания обучения «Окружающему миру» определяется социальной значимостью
решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип
реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии
человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и
животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в
природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа
распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к
другим людям (элементы социальной экологии).
5.
Принцип поступательности
обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения,
возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и
гуманитарных предметов в основной школе.
6.
Краеведческий принцип обязывает
учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное
окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей,
в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это
обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает
усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий. В
программе представлены следующие ведущие содержательные
линии:
Человек
как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ,
индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое
условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы:
«Мы — школьники», «Твое здоровье» (1 класс);
Человек и другие люди: может ли человек
жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и
почему их нужно выполнять.
Темы:
«Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс);
Человек и мир природы: что такое
природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Темы:
«Родная природа» (1 класс),
Человек и общество: чем богата и
знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит
«любить Родину», семья как ячейка общества. Темы: «Родная страна» (1 класс);
Исходя из
этого, обучение требует от учителя использования различных организационных
форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в
парке, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения «Окружающего
мира» на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих
тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления,
вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у
обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|