Рабочая программа по русскому языку 4 класс учитель: Лемтюгова Лилия Алексеевна. МБОУ «СОШ №2» г.Берёзовского, Кемеровской области.
Пояснительная
записка
Рабочая программа по русскому языку
для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего
образования, авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык»,
утверждённой МО РФ (Москва 2005г.) в соответствии с требованиями Федерального
компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая
программа рассчитана на 170 часов в год – 5 часов в неделю, в том числе на
проведение контрольных диктантов – 9 часов, изложений – 6 часов, контрольных
списываний – 2 часа, контрольных списываний -2 часа.
Для
реализации программного содержания используются:
·
Л.М.Зеленина,
Т.Е.Хохлова. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение,
2008.
·
Л.М.Зеленина,
Т.Е.Хохлова. Дидактический материал для
4 класса: М.: Просвещение, 2008.
·
Л.М.Зеленина,
Т.Е.Хохлова. Русский язык в начальной школе. 4 класс: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
Рабочая программа ориентирована на
усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок
в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к русскому языку.
Требованиями образовательной программы по русскому языку в 4 классе
предусмотрены обязательная лексическая и этимологическая работа со словом,
текстом, развитие орфографической зоркости, самостоятельное выполнение
дифференцированных заданий по опорным материалам, активное включение учащихся в
анализирование различных языковых явлений.
Ведущая идея курса русского языка –
изучение русского языка с позиций духовной и культурно-исторической ценности.
Данная программа направлена:
·
на
личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие
младшего школьника, формирование его индивидуальности;
·
на
становление всех форм общения–говорения, письма, слушания, чтения;
·
на
познание окружающего мира и самого себя.
Изучение русского языка в начальной школе с
русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• развитие речи,
мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в
соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
• освоение
первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение
элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
• овладение
умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания;
• воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою
речь.
Цель
курса–открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство
сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного
слова, пробудить интерес к его изучению.
Формирование
системы знаний в области лексико-грамматических разрядов слов,
словообразования, норм литературного произношения, орфографии и синтаксического
строя русского языка реализуется в единстве с формированием развёрнутой
структуры учебной деятельности и собственно лингвистическим развитием ребёнка.
Лингвистическое (речевое) развитие включает
в себя:
·
осознание
(понимание) ребёнком соотнесённости окружающего мира и слова, способного
рассказать об этом мире (его прошлом, настоящем и будущем); слово образуется
(рождается), изменяется, используется в речи по определённым правилам;
·
сохранение
и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации
знаний в области фонетики, лексики, морфемики и грамматики родного языка;
·
формирование
приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты
языка;
·
формирование
ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию,
приёмов лингвистического анализа, синтеза;
·
осознание
себя носителем русского языка;
·
развитие
мотивов и средств речевой деятельности.
Задача речевого развития в
курсе русского языка реализуется системой заданий, направленных на
формирование:
·
правильности
(произносительной, грамматической, лексической, словообразовательной,
орфографической) основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и
письма;
·
речевого
слуха, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и
синтаксического строя высказываний младших школьников;
·
диалогической
и монологической форм речи учащихся;
·
способности
и готовности самостоятельно строить небольшие по объёму сообщения (в устной и
письменной форме), близкие детям по тематике (описание, повествование,
рассуждение).
Курс
ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно
думать, анализировать и рассуждать. Методическая система учебников построена в
соответствии с психофизиологическими особенностями учащихся (это обеспечивается
определённой дозировкой материала, созданием на уроке атмосферы открытия и
удивления, выработкой навыков учебной самостоятельности разнообразием текстового
учебного материала, поэтапностью, диалектичностью организации обучения от 1 к 4
классу).
Формируемые
языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют
переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
Учебники
«Русский язык» построен в контексте авторской концепции развивающего обучения.
В
соответствии с программой каждого года обучения материал представлен тремя
основными разделами: Предложение, Слово
(Морфология и Морфемика), Звуки и буквы.
Каждая
тема раскрывается в определённой последовательности:
·
постановка
проблемы и её анализ учащимися и учителем;
·
самостоятельная
формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого
материала правил, способов действий, признаков понятий;
·
уточнение
сформулированных учащимися обобщений по учебнику;
·
введение
соответствующей терминологии;
·
выполнение
упражнений, различных по уровню сложности.
Особое
место в учебнике занимают сведения о языке. Приводимые сведения из истории
языка ставят своей целью приобщение детей к постановке вопроса и поиску ответа
относительно того, что и почему изменяется в языке.
Среди
средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся, представленных
в учебниках, основное место занимают так называемые аналитические планы.
Аналитические планы – это
система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их
назначение:
·
способствовать
осознанию учащимися смысла выполняемой работы;
·
помочь
детям сосредоточиться на главном, вспомнить, воспроизвести знания, необходимые
для выполнения задания, выбрать способы деятельности;
·
раскрыть
связь между целью работы и теми знаниями и способами деятельности;
·
поставить
учащихся в ситуацию выбора возможных вариантов рассуждения, объяснения, поиска
относительно выполняемого задания;
·
формировать
мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
В
методический аппарат учебника включены специальные ориентиры, которые выделяют
тот или иной учебный материал или задание. Специальными значками-символами
обозначены правила, сведения о языке, слова для справок, задания для
самостоятельной работы, письмо по памяти, работа с таблицами, ориентировочные
границы урока и т.д.
Текстовой
учебный материал в своей основе – прозаические и стихотворные произведения
русской классической и современной литературы, различные формы народного
творчества (загадки, пословицы, поговорки и т.д.)
Данный
учебник «Русский язык» завершает курс русского языка в начальной школе и
строится как обобщение, конкретизация уже известного детям из 1 – 3 классов. На
основе полученных детьми знаний происходит постепенное
и мотивированное введение новых
сведений. Большое значение приобретает работа с таблицами, в результате которой
учащиеся выявляют, анализируют закономерности склонения и правописания частей
речи. В структуру заданий входят аналитические планы, назначение которых –
уточнение смысла задания, с которым предстоит работать, актуализация
(воспроизведение) знаний, необходимых для его выполнения, определение
последовательности и возможных вариантов выполнения задания.
Основные
разделы курса – Предложение и Части речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол, местоимение, наречие).
В
разделе Предложение обобщаются
знания детей о простом предложении, раскрывается понятие главных, второстепенных
и однородных членов простого предложения. Уточняя характеристику простого
предложения, подчёркивается, что оно представляет собой смысловое и
интонационное единство, грамматическое целое и служит для выражения суждения.
Система заданий по сложному предложению
обеспечивает понимание детьми того, что сложное предложение – это не
механическое соединение нескольких простых предложений. Главное то, что оно
тоже составляет смысловое и
интонационное единство.В связи с тем, что дети постоянно обращаются в своих
высказываниях, изложениях, общении к прямой речи, в данном курсе представлен
материал о значении употребления, об оформлении на письме прямой речи.
В
разделе Части речи имя
существительное, имя прилагательное, глагол, наречие раскрываются как сочетание
лексического значения и грамматических признаков (категорий).
Система
заданий в каждой теме организована так,
что последовательно осуществляется связь грамматики, орфографии и речевого
опыта младших школьников.
Особое
место в структуре курса занимает завершающий раздел Контрольные задания. Он представляет собой критериально – оценочную
основу, которая даёт возможность установить (оценить) уровень овладения
школьниками знаниями, умениями и навыками в области родного языка за все годы
обучения в начальных классах. Более того, содержание знание этого раздела даёт
возможность судить и об уровне сформированности учебной деятельности учащихся,
и прежде всего таких её сторон, как умение самостоятельно планировать учебную
работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами,
алгоритмическими предписаниями); способность к самоконтролю.
Таким
образом, основная функция программы русского языка с учётом всех перечисленных
задач, - пробудить у учащихся интерес к узнаванию родного языка.
|