РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Седовой Оксаны Юрьевны
по технологии, 1 класс
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса
«Технология» составлена на основе авторской
программы Е.А.Лутцевой
«Технология» и в соответствии с ФГОС НОО. Данная авторская программа основывается на
концепции образовательной области «Технология», соответствует Базисному
учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством
образования РФ.
На изучение
технологии в 1 классе отводится
33 часа в
год (33 учебные недели по
1 часу в
неделю). Программа
обеспечена учебно-методическим комплектом УМК «Начальная школа ХХI века»: учебник Е.А.Лутцева «Технология», рабочая тетрадь
Е.А.Лутцева «Технология», Учебно-методический комплект
допущен Министерством образования
РФ и соответствует
федеральному компоненту государственных образовательных стандартов
начального общего образования. /Сборник программ
к комплекту учебников
«Начальная школа XXI
века» - М. : Вентана
- Граф, 2011./
В начальной школе
закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать
детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и
технико-технологической деятельности, основанной на образцах
духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники,
во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической
творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания
предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных
материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая
ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют
успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное,
эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося.
Главная цель курса — научить учащихся добывать
знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками
информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности,
умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через
осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему,
намечать пути ее решения, выбирать один их них, проверять его, оценивать
полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения
качественного результата.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть
интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира,
объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в
способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования
сырья, энергии, информации.
Практико-ориентированная направленность содержания
учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при
изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики,
окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет
реализовать ихв интеллектуально-практической
деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития
инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
«Изобразительное
искусство»дает возможность
использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм
и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил
декоративно-прикладного искусства и дизайна.
«Математика»
— моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели,
воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация
объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом
основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными
числами.
«Окружающий
мир» — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как
универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как
источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как
создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных
традиций.
«Родной
язык» — развитие устной речи на основе использования важнейших видов
речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа
заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание
конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе
действий и построении плана деятельности; построение логически связных
высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
«Литературное
чтение» — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках
технологии создает уникальную основу для самореализации
личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность
учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание
(например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели
или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный
продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению,
формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной
деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной
социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального
поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной
практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Изучение технологии в начальной
школе направлено на решение следующих задач:
●развитие личностных качеств
(активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта
(внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи)
и творческих способностей (основтворческой деятельности в целом и
элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
●формирование общих представлений о мире,
созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от
открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала
технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой
(как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для
реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
●формирование
первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических
знаний, овладение технологическими
приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного
труда; приобретение навыков самообслуживания;
●овладение первоначальными умениями передачи,
поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск
(проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
●использование
приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для
творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач;
●развитие
коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации
совместной продуктивной деятельности;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
●воспитание
экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть
положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям
труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих
поколений.
Личностными результатами изучения технологии является
воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств,
индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное
отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь,
заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность,
эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре
всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное
отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися
универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу
или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для
решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую
корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные
сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера,
художника, об основах культуры труда; элементарные умения
предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире
профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. Весь текст материала находится в приложенном файле
|