Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Лингвистика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность программы:
В современном мире востребованы люди способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Лингвистика ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения лингвистики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Лингвистике ” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Цель курса:
• Пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;
• воспитать любовь к русскому языку; научить бережно обращаться с ним;
• расширить представление о русском языке, его возможностях;
• обучить речевому этикету;
• помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;
• обогатить словарный запас;
• подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.
Задачи курса:
• Формировать эстетический вкус, уважение к труду.
• Расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.
• Совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства
языковых средств в различных ситуациях общения.
• воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
• развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
• воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке.
Описание места курса в учебном плане.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2 – 4-х классов. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
• занимательность;
• научность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• доступность;
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к учащимся.
Методы и формы работы:
- беседы;
- творческие задания;
- тесты;
- практические работы;
- игры;
Технологии:
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология.
С целью получения наиболее оптимального результата формирования основ лингвистической компетенции на учебных занятиях курса может быть использована в качестве ведущей деятельности - познавательная самостоятельность каждого школьника. Самостоятельная работа выполняется младшими школьниками не только по заданию, но и под контролем учителя. Разнообразие видов самостоятельной работы обусловлено многообразием задействованных источников информации и способов работы ученика с ним.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|