Рабочая программа внеурочной деятельности "Разноцветье народной игрушки" для учащихся 1 класса
(33.2 Kb)
21.01.2013, 16:14
Гаврилова Ольга Леонидовна
учитель начальных классов, ГБОУ СОШ п. Масленниково Хворостянского района Самарской области
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) духовно-нравственного направления «РАЗНОЦВЕТЬЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ» для учащихся 1 класса
Автор: Гаврилова Ольга Леонидовна, учитель начальных классов
п. Масленниково Хворостянского района Самарской области 2011 г.
Пояснительная записка
В системе современного образования происходят перемены. В связи с
переходом на образовательные стандарты второго поколения меняются
требования к учебному процессу. Стандарт ориентирован на воспитание
личности, уважающей и принимающей культурные национальные ценности. Но
воспитание культурно развитой личности невозможно без эстетического
восприятия действительности.
Художественно-эстетическое развитие является одной из основных задач,
стоящих перед начальной школой, занятия искусством в младшем школьном
возрасте обеспечивают перспективы эффективной созидательной деятельности
во всех ее направлениях, в том числе духовно-нравственной. Освоение
младшими школьниками содержания изобразительного искусства, средств его
выразительности способствует развитию эмоционально-чувственной сферы,
предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации,
помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, ощутить духовный
комфорт. Развитие чувства
цвета - одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на
теоретическом, так и на практическом уровне. Поэтому актуальность
данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена
важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков
цветовосприятия, которые необходимы для успешного эстетического
развития ребенка. Насколько развито чувство цвета учащихся начальных
классов, настолько же вырастает творческий потенциал в изучении
изобразительного искусства. Программой «Изобразительное искусство» под
редакцией Б.М. Неменского предусмотрено определенное количество часов на
развитие цветовосприятия, поэтому работу по развитию умения работать с
цветом можно продолжить на внеурочных занятиях. Наглядным материалом,
способствующим раскрытию более полной картины применения цветовых
оттенков на практике, служат образцы мастеров народного промысла
(дымковская и каргопольская игрушки), их разнообразный яркий колорит.
Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений
позволит познакомить младших школьников с возможностями цвета, развивает
способность воспринимать цвет. Занятия, дидактические игры по росписи
изделий декоративно-прикладного искусства дают возможность младшим
школьникам узнать приемы рисования и учат составлять узоры на различных
формах, усваивая цвета данной росписи. Знакомство детей с произведениями
народного искусства, в частности с образцами дымковской и каргопольской
игрушек, обогащает впечатление; школьники видят, как многообразие
цветов и оттенков может быть использовано мастерами народного
творчества. Программа
составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов
второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего
школьника. Одна из основных
задач образования по стандартам второго поколения – развитие
способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий,
таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных
форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную
деятельность, на обеспечение понимания ими эстетического материала,
приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Занятия
художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями
декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи
художественного воспитания, но и более глобальные – развивают
интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Периодичность работы, наличие определенного количества времени создают условия для успешной реализации психолого-педагогических задач.
Продуманное сочетание обучения и отдыха на занятиях по изобразительному
искусству снимает жесткую регламентацию, характерную для учебного
процесса. Это влечет за собой изменение эмоционального состояния ребенка
в сторону снятия эмоционального напряжения и расширяет рамки
использования упражнений, тренингов, заданий для развития цветового
восприятия. Цель программы:
создание условий для развития чувства цвета младших школьников через
яркие образы изделий декоративно-прикладного искусства. Для достижения данной цели решаются следующие задачи: • ознакомление учащихся с образом дымковской и каргопольской игрушек, отличительной особенностью их росписи и палитры; • формирование навыков работы по образцу, по схеме и по собственному замыслу; • развитие мотивационной сферы учащихся, воображения, умения фантазировать; • вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью; • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Место проведения занятий: изостудия на базе структурного подразделения д/с «Солнышко», кабинет искусств на базе школы.
Режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие
состоит из двух частей – теоретической и практической. Формы проведения занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, занятие-праздник, экскурсия, выставка.
Методы проведения занятий: устное сочинение, выбор словесных аналогов,
работа «от пятна в живописи», анализ и интерпретация изделий мастеров,
составление цветовых комбинаций, «вживание в цвет», уподобление,
мысленное путешествие. Приемы: «вхождение в мир дымки», «оживление глиняной игрушки».
Средства: наглядные пособия по цветоведению, «цветовая угадай-ка»,
образцы мастеров «дымки» и образцы мастеров каргопольской игрушки. Методические пособия (переработанные и адаптированные): - Т.Носова Каргопольская игрушка. Художественный альбом серии "Искусство - детям".– М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Т. Я. Шпикалова, Г. А. Величкина. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь
по основам народного искусства серии «Искусство - детям». – М.:
Мозаика-Синтез, 2008. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности: По окончании курса дети должны знать и уметь: • иметь представление о цветовом разнообразии, насыщенности цвета и светлоте тона; • уметь различать цвета и цветовые оттенки; • иметь представление о составлении узоров и орнаментов.
Способами определения результативности программы являются: 1) Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения. 2) Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам
декоративно-прикладного творчества, новым способам исследования
технологий и материалов, новым способам самовыражения; - адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи; - высказываться в устной и письменной форме; - строить рассуждения об объекте дымковской игрушки: ее росписи; - устанавливать аналогии; - проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: - понимать возможность существования различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность: - развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, сформировать познавательные интересы; - расширить знания и представления о материалах для прикладного творчества; - познакомиться с историей происхождения дымковской игрушки; - использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; - создавать изделия, осуществляя роспись;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение
общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим,
принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою
собственную; - достичь оптимального для каждого уровня развития чувства цвета; - сформировать систему универсальных учебных действий; - сформировать навыки работы с информацией.
Отсутствие контроля деятельности в виде отметок позволяет перенести
акцент с результата на процесс, что значительно повышает его
качественную сторону. На первый план выступает самооценка, соотнесение
своего мнения с мнением коллектива. Свободная деятельность в группе обогащает личный опыт ребенка, тем самым ускоряя творческий процесс.
На протяжении всего времени обучения детей организовываются выставки
детских работ для родителей, с целью показать родителям успехи их детей в
освоении особенностей росписи каргопольской и дымковской игрушек.
Полностью ознакомиться с материалом можно, нажав на "кнопку" скачать
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.