Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Планирование


Рабочая программа внеурочной деятельности "Разноцветье народной игрушки" для учащихся 1 класса

СКАЧАТЬ (33.2 Kb) 21.01.2013, 16:14
Гаврилова Ольга Леонидовна
учитель начальных классов, ГБОУ СОШ п. Масленниково Хворостянского района Самарской области
Рабочая
образовательная программа
внеурочной деятельности (ФГОС)
духовно-нравственного направления
«РАЗНОЦВЕТЬЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ»
для учащихся 1 класса

Автор: Гаврилова Ольга Леонидовна,
учитель начальных классов

п. Масленниково
Хворостянского района
Самарской области
2011 г.

Пояснительная записка

В системе современного образования происходят перемены. В связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения меняются требования к учебному процессу. Стандарт ориентирован на воспитание личности, уважающей и принимающей культурные национальные ценности. Но воспитание культурно развитой личности невозможно без эстетического восприятия действительности.
Художественно-эстетическое развитие является одной из основных задач, стоящих перед начальной школой, занятия искусством в младшем школьном возрасте обеспечивают перспективы эффективной созидательной деятельности во всех ее направлениях, в том числе духовно-нравственной. Освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства, средств его выразительности способствует развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, ощутить духовный комфорт.
Развитие чувства цвета - одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Поэтому актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков цветовосприятия, которые необходимы для успешного эстетического развития ребенка. Насколько развито чувство цвета учащихся начальных классов, настолько же вырастает творческий потенциал в изучении изобразительного искусства. Программой «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского предусмотрено определенное количество часов на развитие цветовосприятия, поэтому работу по развитию умения работать с цветом можно продолжить на внеурочных занятиях. Наглядным материалом, способствующим раскрытию более полной картины применения цветовых оттенков на практике, служат образцы мастеров народного промысла (дымковская и каргопольская игрушки), их разнообразный яркий колорит.
Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит познакомить младших школьников с возможностями цвета, развивает способность воспринимать цвет. Занятия, дидактические игры по росписи изделий декоративно-прикладного искусства дают возможность младшим школьникам узнать приемы рисования и учат составлять узоры на различных формах, усваивая цвета данной росписи. Знакомство детей с произведениями народного искусства, в частности с образцами дымковской и каргопольской игрушек, обогащает впечатление; школьники видят, как многообразие цветов и оттенков может быть использовано мастерами народного творчества.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими эстетического материала, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка.
Периодичность работы, наличие определенного количества времени
создают условия для успешной реализации психолого-педагогических задач.
Продуманное сочетание обучения и отдыха на занятиях по изобразительному искусству снимает жесткую регламентацию, характерную для учебного процесса. Это влечет за собой изменение эмоционального состояния ребенка в сторону снятия эмоционального напряжения и расширяет рамки использования упражнений, тренингов, заданий для развития цветового восприятия.
Цель программы: создание условий для развития чувства цвета младших школьников через яркие образы изделий декоративно-прикладного искусства.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
• ознакомление учащихся с образом дымковской и каргопольской игрушек, отличительной особенностью их росписи и палитры;
• формирование навыков работы по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
• развитие мотивационной сферы учащихся, воображения, умения фантазировать;
• вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;
• воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Место проведения занятий: изостудия на базе структурного подразделения д/с «Солнышко», кабинет искусств на базе школы.
Режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
Формы проведения занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, занятие-праздник, экскурсия, выставка.
Методы проведения занятий: устное сочинение, выбор словесных аналогов, работа «от пятна в живописи», анализ и интерпретация изделий мастеров, составление цветовых комбинаций, «вживание в цвет», уподобление, мысленное путешествие.
Приемы: «вхождение в мир дымки», «оживление глиняной игрушки».
Средства: наглядные пособия по цветоведению, «цветовая угадай-ка», образцы мастеров «дымки» и образцы мастеров каргопольской игрушки.
Методические пособия (переработанные и адаптированные):
- Т.Носова Каргопольская игрушка. Художественный альбом серии "Искусство - детям".– М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Т. Я. Шпикалова, Г. А. Величкина. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства серии «Искусство - детям». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

Планируемые результаты
освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности:
По окончании курса дети должны знать и уметь:
• иметь представление о цветовом разнообразии, насыщенности цвета и светлоте тона;
• уметь различать цвета и цветовые оттенки;
• иметь представление о составлении узоров и орнаментов.

Способами определения результативности программы являются:
1) Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
2) Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам декоративно-прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи;
- высказываться в устной и письменной форме;
- строить рассуждения об объекте дымковской игрушки: ее росписи;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения дымковской игрушки;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- создавать изделия, осуществляя роспись;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- достичь оптимального для каждого уровня развития чувства цвета;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.

Отсутствие контроля деятельности в виде отметок позволяет перенести акцент с результата на процесс, что значительно повышает его качественную сторону. На первый план выступает самооценка, соотнесение своего мнения с мнением коллектива. Свободная деятельность в группе обогащает личный опыт ребенка, тем самым ускоряя творческий процесс.
На протяжении всего времени обучения детей организовываются выставки детских работ для родителей, с целью показать родителям успехи их детей в освоении особенностей росписи каргопольской и дымковской игрушек.

Полностью ознакомиться с материалом можно, нажав на "кнопку" скачать



Категория: Планирование | Добавил: Olga163
Просмотров: 2478 | Загрузок: 304 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог