Статья «ЧАСТИЧНО-БЕЗОТМЕТОЧНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ». Педагогические чтения Учитель высшей квалификационной категории СБОУ СОШ № 501 г. Санкт-Петербурга Учитель начальных классов Виноградова И.В.
- Садись, два - говорит чеканным голосом учитель. И понятно, в этот момент ученик испытывает целую гамму неприятных ощущений. Тут и стыд, и страх перед родителями, неловкость перед одноклассниками. Естественно, слабый ученик, достаточно часто попадает в такую ситуацию. Сначала, он чувствует себя унизительно, затем при повторении таких моментов, он теряет интерес к предметам, потом появляется равнодушие. Результат - нежелание учиться, отвращение ко всему, что связано со школой. Так, рождается закоренелый двоечник. Значит, в порождении отстающих учащихся принимают активное участие и учителя. Учитель - личность думающая. Такое положение дел, естественно заставило многих специалистов, связанных с проблемами школы, задуматься над этим вопросом. Таким образом, возник вопрос о гуманном подходе к обучению детей. Учителя, психологи, врачи предложили отменить отметку в начальной школе. Казалось бы, как здорово, малыши не боятся ходить в школу, не боятся учителя и родителей. Процесс получения знаний доставляет удовольствие. Нет двоечников, троечников, отличников. Школа - дом родной. Ну что ж, постановили, попробовали, внедрили. Но странное дело, по прошествии очень небольшого временного отрезка родители, а самое главное, дети стали просить вернуть отметку. Оказывается, даже малыши хотят получать её. Но почему? И снова специалисты ломают голову - как быть. Ведь кроме отметки существует оценка. Учитель устно оценивает ответы детей. Ученик имеет возможность узнать мнение педагога о своих достижениях или неудачах. Но ведь, как хвалил учитель, мама с папой не видят. А так хотелось бы. А если ругал, то и замечательно, об этом дома можно умолчать. Родители же находятся в полном неведении, как же их дитя учится. Ведь родительское собрание раз в четверть. В 1 классе мы работаем по безотметочному методу. Как же добиться того, чтобы ребенок понял, как он выполнил задание, как оценили его работу. С первых дней приучаем детей к понятию «качественная работа», предъявляем критерии качественной работы, показываем аккуратные и красивые работы, задаем вопрос «Почему у тебя так получилось?», При обучении написанию цифр, букв просим детей подчеркнуть самые красивые цифры, буквы, затем слова. Такие задания дают ребенку возможность порадоваться своим успехам. Кроме работ, выполняемых в тетрадях, с 1 класса дети приучаются работать на уроках устно, отвечать на вопросы учителя. Как же здесь разобраться в успехах! Каждый урок заканчиваем подведением итогов: - Чему учились на уроке? Кому было трудно? Почему? Кто доволен своей работой? Кто не совсем доволен своей работой? Почему? Учитель одобряет хорошую работу, подбадривает неуверенных. Таким образом, мы приучаем детей к самооценке, критическому отношению к себе и своей работе. Вместе с тем даем детям возможность порадоваться за свои успехи.
Существует ещё одна проблема, которую нельзя решить без отметки - это преемственность между начальной и средней школой. Если, в свете гуманизации отменить отметки в начальной школе, то насколько болезненным будет переход в среднее звено, где свои законы, где разные преподаватели со своими требованиями. Возникает вопрос: быть или не быть отметке? Видимо, есть золотая середина. Частично-безотметочный метод. Как же его применять и использовать? Во 2-4 классах мы отказались от отметок за устную работу на уроках. Каковы причины отказа? Поурочный балл носит формальный характер, так как служит только для «накопляемости отметок» в журнале. Поурочный балл носит необъективный характер. На каждом уроке наши дети выполняют задания различной степени сложности. Так как же можно оценить в баллах такую работу? Значит, поурочный балл не дает нам возможности судить о динамике усвоения учебного материала. Кроме того, такие отметки показывают детям путь к «легкой» отметке. Отсюда - погоня за легкими отметками, привычка получать хорошую отметку за малые усилия, а, следовательно, средство добывания домашних радостей (родители разрешают смотреть телевизор, играть на компьютере, дают деньги, покупают игрушки, сладости). Значит, мы взращиваем потребителей, а не личности. Все вышесказанное лишний раз убеждают нас работать по частично - безотметочному методу. Уже более десяти лет многие учителя Кировского района очень успешно используют его. И самое главное, он дает положительные результаты. Конечно, нет необходимости его использовать на устных предметах. Эти предметы способны подготовить и сильные, и слабые ученики. Естественно, учитель должен компромиссно подходить к оцениванию ответов учеников разного уровня. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, всегда можно положительно озвучить ответ ученика. Например, на уроке естествознания сильный ученик может дать полный развернутый ответ по теме, а вот слабенькому ученику можно задать вопросы, которые помогут ему в ответе. Получается, что необходимости в отмене отметок на таких предметах нет. Остается русский язык и математика. Здесь должен быть очень продуманный подход. Частично - безотметочный метод может принести решение тех проблем, о которых говорилось выше. Учитель должен приложить максимум усилий, для того чтобы те самые пресловутые двойки исчезли, чтобы любой ученик смог уважительно относится к себе. Решение этой проблемы есть. Возьмем для примера урок русского языка. Тема: «Сочетания жи, ши, ча. ща, чу, щу, чк, чн, щн». Известно, что изучение каждой темы заканчивается контрольной работой. Для того чтобы дети получили только положительные отметки, необходимо тщательно продумать самостоятельные работы, которые предшествуют контрольной работе: - записать под диктовку слова с сочетаниями жи, ши, - предложения со словами, содержащими сочетания ча, ща, - вставить необходимые буквы в сочетаниях, чу, щу, - найти слова с сочетаниями чк, щн, чн и подчеркнуть эти сочетания. Итак, проведена предварительная подготовка к написанию итоговой работы. Теперь главное. Как избежать двоек в контрольной работе? Ведь слабый ученик мог написать самостоятельные работы с отрицательным результатом. А значит, ему и учителю не приходится ждать в итоге хороших отметок. Вот здесь и кроется весь секрет данного метода. После написания самостоятельной работы учитель не выставляет двойку, сообщая ученику в деликатной форме, что он не справился с поставленной задачей, отрабатывая с ним этот материал дополнительно на уроке при помощи индивидуальных дидактических материалов, предлагает ему еще раз выполнить ту работу, с которой учащийся не справился. Если с каждой самостоятельной работой ученик справится, то итоговая работа будет выполнена без двоек. Понятно, что такая работа доставляет учителю лишние хлопоты, но один из важных элементов нашей работы - учет индивидуальных особенностей ребенка. Ведь одинаковых детей не бывает, а научить необходимо каждого, иначе не следует работать в школе. Что касается устных ответов на этих предметах, то в этом случае необходимость в выставлении отметки отпадает. Это объясняется тем, что ребенок, отвечающий на уроке, не боится дать неверный ответ. Особенно с этим знакомы учителя - занковцы. Именно в системе Занкова на уроках возможна полемика, и каждый ответ имеет право на свое существование. Путем коллективного обсуждения, методом проб и ошибок дети выходят на единственно правильное решение. Для занковцев это один из главных принципов ведения уроков. Что более всего радует сердце учителя на уроке? Конечно активность учащихся, количество поднятых рук. Практика показывает, что ученик, работающий без отметки на устных этапах урока, более активен. Он приучается работать не за отметку, а потому что учитель задал вопрос. Он раскрывается и с удовольствием предлагает версию своего ответа. В классе возникает дружеская рабочая обстановка, но только в том случае, если учитель правильно реагирует на ответы детей, даже если они неверны. В начале статьи мы говорили об отмене отметки, но ведь оценочное суждение преподавателя так, же может быть очень резким. Известно, что именно слово может поднять человека, вернуть его к жизни, оскорбить, а иногда и убить. В каждом ученике учитель всегда должен видеть Человека с его правом на ошибку.
|