Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Педагогический проект комплексной программы детского оздоровительного лагеря «Город ремёсел» 1 - 4 классы

СКАЧАТЬ (130.3 Kb) 11.11.2013, 11:43
Сабанова Елена Владимировна
Начальная школа. Иное: Внеклассная работа, МБОУ СОШ №2 г. Лысково
                                        Пояснительная записка.

Введение.

Но слово есть одно, одно святое слово,
То слово - труд. Оно горит огнём,
Оно звучит чеканно и сурово.
Вся наша мощь, всё упованье в нём!
Д. Бедный

     У каждого человека есть врожденная потребность в действии, активности. Но чтобы эта потребность приобрела характер трудовой активности, требуются не-малые воспитательные усилия. Еще К. Д. Ушинский писал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
        Дело в том, что очень важно уже в младшем школьном возрасте воспитывать трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень. Все это — залог психологической готовности ребенка к обучению в школе, где с первых шагов ему предстоит не только познавать новое и интересное, но и выполнять массу многократно повторяющихся упражнений для закрепления навыков чтения, счета, письма. Ребенок, не подготовленный к труду, неизбежно встретится с трудностями в школе не по причине слабых умственных способностей, а из-за недостатка волевых качеств.
        Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием. Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые дети начинают лениться. Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность малыша (он далеко не все может делать сам обстоятельно) как бы задерживается в сознании взрослых людей. В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм, лень. Основная задача семьи в воспитании малыша — так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное   воздействие. Мы считаем, что залогом успеха будет выработка у ребенка привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные дела, важные для всей семьи, никто, кроме него, не сделает, вооружает ребёнка осознанием собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей помогать, обучать ребёнка труду, учитывая его склонности.
         Но как же претворить в жизнь эту нелегкую задачу? Выбрать дело по душе, определиться в жизни такова главная мысль нашей программы. Мы выявляем  пути, средства и возможности профориентации в начальной школе.
        Действительно, в чем же секрет нахождения своего призвания? Как может учитель помочь своим ученикам сделать труд любимым? Однозначных ответов тут нет и быть не может. Тем более что размытость нравственных идеалов, агрессивное наступление худших образцов западной культуры, превратное понимание свободы и демократии болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения и являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников.
       Причем проблемы эти касаются не только подростков, но также и младших школьников. Поэтому в жизни нашего общества все более возрастает роль гражданско-патриотического воспитания, знание истории страны, связь поколений, обучение детей уважительному и толерантному общению друг с другом. А это постепенно перерастает в любовь к Родине, уважение к людям труда, понимание личной ответственности за будущее страны. Сложность решения этой проблемы состоит в том, что основные понятия необходимо адаптировать для младшего школьного возраста.
       Бесспорно одно: молодому человеку, ищущему свое место в мире профессий, необходимо овладеть знаниями и навыками по самопознанию, самовоспитанию и саморазвитию. Это обязательный этап выбора профессионального будущего. В процессе выявления профессиональных склонностей и интересов начальные классы играют существенную роль. Именно в эти годы, как считают психологи, закладываются основы характера. Отсюда вытекает, что необходимо уделять больше внимания тому влиянию, которое оказывает профориентационное воспитание на формирование характера 6-9-летнего ребенка.
     Действительно, в школе, а особенно в младшем ее звене, явно недооцениваются показы образцов труда, встречи ребят с мастерами своего дела, посильное участие детей в настоящем деле или, как говорят психологи, трудовые пробы. Особенно это полезно тем детям, у которых отсутствуют или не сформированы интересы, детям, способности которых разнонаправлены. С ними труднее проводить профконсультацию, сложнее формировать у них профессиональные интересы.  Индивидуальные особенности шести - семилетних детей (темперамент, способности) развиты настолько, что диктуют полноценное и полновесное проведение работы по выявлению ранних профориентационных склонностей детей.
Учителя и родители могут (и должны!) расширять возможности ребенка, чтобы он смог попробовать себя в различных видах деятельности.
  Профориентационное воспитание в школе осуществляется в трёх направлениях:
1.    Нравственная подготовка к труду (формирование социально значимых мотивов труда, потребность в труде на пользу общества);
2.    Психологическая подготовка к труду (интерес к различным видам труда, профессиям);
3.    Практическая подготовка к труду (вооружение учащихся профориентационными знаниями, общими умениями и навыками).   
Педагогический коллектив школы работает над развитием такой системы трудового воспитания, в которой труд формирует нравственный и интеллектуальный облик личности через игру, экскурсии, классные часы. Учителя начальных классов, проводя раннюю профориентацию, убедились на собственном опыте, что такой разносторонний подход  дает очень многое для правильного выбора профессии.

Фор¬мы для этой работы в младших классах самые   разнообразные:   экскурсии, моделирование, встречи с работниками различных специальностей, конкурсы на лучшее сочинение и лучший рисунок по профориентационной тематике и много других нужных и полезных дел.
        Наши учителя ведут картотеку профориентационной работы. В нее включены: тесты, опросники, книги о людях различных профессий, упражнения с профориентационной направленностью, тематика бесед с учащимися I—IV классов по воспитанию трудолюбия и интереса к профессии, подборки стихов о различных специальностях, пословицы и поговорки о труде (пригодятся к утреннику, диспуту), вопросники для проведения экскурсий на предприятия, где работают родители детей, альбомы на темы «Труд вокруг нас», «Кем быть?», «Где работают наши папы и мамы?» «Пусть меня научат», «Чей это инструмент?», «Какие профессии живут в нашем доме?», поделки ребят, сочинения, рисунки (пользуются большим успехом на родительских собраниях), описания профориентационных ролевых игр.
      Для проведения экскурсий на различные предприятия и многих других видов профориентационной работы  привлекаем    родителей. По результатам экскурсий мы устраиваем праздники труда с чаепитиями, выставками детских и семейных поделок, конкурсами рисунков. Неизменным успехом пользуются костюмированные карнавалы профессий, конкурсы- защиты тех или иных профессий. Такая профориентация интересна и полезна детям, будит и активизирует их мысль.
      Творчески работающие педагоги абсолют¬но правы в том, что урок, в разумных пределах, может нести профориентационную направленность: связь изучаемого материала с профессией, обращение к личному трудовому опыту детей, формирование понятий, игровые моменты, связанные с вы¬бором профессии, ролевые игры и ситуации и т. д. Отбирая те или иные формы профориентационной работы, соответствующие психологическим особенностям младших школьников, учителя вносят в них элементы игры и творчества: ведь ученика начальной школы всегда отличает повышенная любознательность, эмоциональность. Однако наибольшей воспитательной эффективностью обладает совместная трудовая деятельность. В коллективном труде детям приходится вступать в непосредственные контакты, помогать друг другу, через игру воспитывается привычка работать вместе. Соответственно, данный проект является продолжением работы, проводимой в учебном году. Реализуя работу над данной проблемой, было решено выбрать форму работы - сюжетно-ролевая игра, т.к. игра - естественный спутник ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих воспитательной силой. Игра является неотъемлемой частью духовного, художественного и физического воспитания.
    В задачи профориентационного воспитания входит привитие любви и уважения к людям труда, ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений, побуждение к сознательному выбору профессий и получение профессиональной подготовки. Младшие школьники обладают неиссякаемым желанием трудиться, но со временем это желание может угаснуть, если труд, становясь знакомым и обычным, теряет для ребенка свою новизну. Также дети в силу своего возраста не могут качественно выполнять конкретную работу, не знают, как можно принести пользу обществу. Поэтому мы применяем в своей практике разнообразные формы: коллективные (массовые)- субботники, праздники труда; групповые - уроки технологии, кружки, экскурсии, игры; индивидуальные - общественные поручения. Значительное место в профориентационном воспитании занимает соревнование. Оно стимулирует активность детей, вызывает чувство подъёма, энтузиазма и радости.
          Любая профессия и специальность предъявляет определенные требования к человеку. Профессиональная пригодность формируется, она не дана человеку как некое врожденное качество. Уровень развития способностей зависит и от врожденных задатков и, в большей степени, от условий обучения и воспитания. Способности  существуют только в движении и развитии. Они обладают высокой пластичностью, существуют даже компенсаторные механизмы замены одних способностей другими в случае необходимости.

Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Разное | Добавил: Sabanova
Просмотров: 1537 | Загрузок: 108 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
хорошая работа!

Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог