СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ И.В.Несветайло МБОУ «БСОШ №1им.А.М.Рудого» Учитель начальных классов
На сегодня ценность не та, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а та, где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Необходимые для формирования нового человека изменения чётко определены в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования, в котором подчёркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Таким образом, общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как « достижение оптимального общего развития каждого ребёнка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского. Как же нужно строить обучение, чтобы оно не просто «давало знания», но и развивало? На этот вопрос ответил учитель Л.В. Занкова Л.С. Выготский, который ввел в науку понятия «уровень актуального развития» и «зона ближайшего развития». Первый термин характеризует тот уровень развития, который имеется у ребенка на данный момент времени, второй – тот, который, может быть достигнут при наличии помощи взрослого или ровесников. Далее Л.С. Выготский сформулировал положение о том, что обучение ведет за собой развитие. А это, в свою очередь, позволило Л.В. Занкову более 50 лет назад выстроить систему развивающего обучения, целью которой является оптимальное общее развитие ребенка. В «Планируемых результатах начального общего образования», читаем: «Структура планируемых результатов, построенных в соответствии с Концепцией на основе системно-деятельного подхода, должна отвечать основным положениям учения Л.С. Выготского о необходимости определения динамической картины развития на основе выделения уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития – зоны ближайшего развития». Как видим, в основе планируемых результатов лежат те же положения Л.С. Выготского о развитии ребенка, что и в системе Л.В. Занкова. Многолетний опыт показал, что открытые Л.В. Занковым и его сотрудниками в ходе широкого эксперимента дидактические принципы и типические свойства методической системы, присущие всем учебным предметам, создают условия для целостного развития ребёнка. Представленная целостная педагогическая система обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Следовательно, психолого-педагогическая система Л.В. Занкова может служить технологической составляющей образования, определяющей пути и способы достижения социально желаемого уровня развития обучающихся: духовно-нравственного, личностного роста, формирования метапредметных и предметных действий. Одним из главных факторов, влияющих на развитие современного образования, философы называют процесс глобализации. Сегодняшняя реальность требует от человека умения целостно воспринимать мир, осмысливать себя и свою деятельность в контексте различных связей. Такое видение можно развить, опираясь, в частности, на интегрированные учебные курсы, в которых реализуются связи разного уровня: метапредметного, межпредметного и внутрипредметного. Интеграция учебных курсов позволяет достичь основной задачи обучения в системе Л.В.Занкова – представить обучающимся целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Например, курс «Окружающий мир» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) построен таким образом, что перед школьниками постепенно раскрываются многочисленные связи между знаниями о Земле, её природе, общественно-культурной жизни человека в их историческом развитии. Рассмотрим на примере урока в 1 классе по теме «Традиции и обычаи разных стран». Актуализация опорных знаний. Работа с экологическим панно (методика Базарного). Учитель задаёт детям вопросы: Какие изменения наблюдали в окружающем мире по дороге в школу? Обратите внимание на весеннюю природу на стенде. Что не так? Что напоминают вам льдинки? (Материки) Какие материки вы знаете? Какая самая большая? На какой материк похожа? Как вы думаете, почему именно эта льдинка появилась на реке? Что расположено на материках? Какие представления вы имеете о государствах? Данный урок был спланирован с целью ознакомления учащихся с традициями, праздниками и обычаями некоторых стран. Тема урока была выведена самими учащимися после этапа актуализации знаний. Урок тесно связан с предыдущими темами, при изучении которых учащиеся получили знания о том, на какие группы разделены люди по внешнему виду, чем они занимаются, сколько государств на нашей планете, и каковы их особенности. Впервые учащиеся работали с контурной картой мира. Полученные знания будут необходимы им на последующих уроках. Этот урок способствует расширению кругозора учащихся, пробуждает интерес, воспитывает толерантность. В ходе урока использовалась фронтальная форма работы, словесный, поисковый и практический методы. Ребята учились рассуждать, обобщать и делать выводы, узнали много нового и интересного. Предмет «Литературное чтение» органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства. Рассмотрим урок в 3классе по теме «Сравнительный анализ сказок разных народов («Сивка-бурка» и «Аладдин и волшебная лампа»)». На этом уроке ставилась цель: выявить общие закономерности жанра волшебной сказки в разных национальных традициях. Зная особенности волшебных сказок, учащиеся анализировали и сравнивали, делали обобщения и выводы, строили умозаключения в соответствии с вопросом, намечали план работы в группе. В ходе урока использовались активные методы обучения, тест, игра. Звучала восточная музыка, песни о сказках – всё это поддерживало дружескую атмосферу урока. В качестве рефлексии учащимся было предложено написать мини- сочинение «Если бы у меня была волшебная лампа…» Курс русского языка разработан на коммуникативно-когнитивной основе, что позволяет осваивать в единстве логическую систему языка, речь, а также знакомиться с историей языка при сравнении образов, созданных словесными и изобразительными средствами. При проведении в 4 классе деловой игры «Вёрстка газеты» перед учащимися была поставлена проблема: нужны ли газеты в современном информационном мире? Ребята были в роли сотрудников редакции. Работая в отделах, они общались друг с другом без вмешательства учителя, испытывали интерес к выполняемым поручениям, учились слушать друг друга, поддерживать чужие идеи и развивать их. В ходе игры применялись активные методы «Ожидания и опасения», «Комплименты». Дома учащиеся самостоятельно искали информацию об истории газеты, во время урока из прочитанного текста узнавали новое о работе «газетчиков». В завершении игры учащиеся пришли к выводу о значимости газет в современном мире и был создан макет газеты «Весточка», над созданием которого трудились и отдел писем, и отдел информации, и креативный отдел и отдел информации. На уроке русского языка во 2 классе по теме «Создание текста-описания в жанре правила «Если хочешь быть здоров»» учащиеся работали над созданием буклета. При этом, в ходе урока, вспомнили правила ЗОЖ, узнали что такое буклет, осваивали и активно использовали речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Урок способствовал внимательному и заботливому отношению к своему здоровью с детства. Интересным и разнообразным урок стал благодаря применению средств ИКТ, творческой и игровой деятельности. В курсе математики сочетаются содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории и математики. Учитель не даёт ученикам новые знания в готовом виде, не демонстрирует новые способы деятельности – ученики сами осваивают их. Неизбежные при этом ошибки преодолеваются в ходе коллективного поиска, диалога и обсуждения полученных результатов. Рассмотрим на примере урока в 4 классе по теме «Деление на двузначное число». Учащимся не даётся в готовом виде алгоритм деления, а вначале учитель просит найти значение нескольких частных. Ребята живо включаются в работу, и вдруг кто-то из учеников говорит, что дальше не знает как решать, ведь делить на двузначное число мы не умеем. Высказываются мнения почему, и как быть в этой ситуации. Каждый имеет право озвучить своё мнение и предложить способ решения. Самый внимательный ученик вспоминает связь деления с умножением и предлагает решение этой проблемы. Практически каждый учитель старается способствовать развитию интеллектуальных способностей своих учащихся, используя на уроках и задания олимпиадного характера. При правильной организации учебной деятельности уже в самом начале школьной жизни учащиеся учатся работать самостоятельно, участвуя в обсуждении, делают открытия, решают проблемы. В ходе коллективного познания даже у детей с низким уровнем развития возникает потребность говорить, рассуждать, слушать других. На занковских уроках царит атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения, о чём постоянно говорил великий педагог, психолог Л.В.Занков. Он не уставал повторять, что главное в методике – состояние души на уроке учителя и ученика. В ходе общения с учениками, выслушиваются их вопросы, ответы. Ребят побуждают к доказательности высказываемых суждений, поддерживают словом и взглядом. Занковские учащиеся проводят исследования, эксперименты. Учатся делать выводы и обобщать полученную информацию. Как настоящие исследователи, пользуются разными источниками информации, самостоятельно намечают план исследования, подводят итоги. Рассмотрим на примере урока окружающего мира в 4 классе «Кожа. Особенности кожного покрова». Одна из задач урока: развитие интеллектуальных и практических умений и навыков детей; умение проводить исследования, наблюдения; умение делать выводы. Этап урока. Работа в группах 1 группа(задания) 1. Возьмите лупу и рассмотрите кожу на ладони, на кончиках пальцев. 2. Приложите палец к стеклу. Расскажите о своих наблюдениях. 3. Сделайте отпечаток пальца на бумаге. 4. Рассмотрите и сравните его с отпечатком своих товарищей. 6. Сделайте вывод: рисунок на кончиках пальцев... Доверяясь силам и опыту детей, учитель каждый раз подводит их к самостоятельному открытию нового материала, к решению проблемных ситуаций, к лучшему осознанию изучаемой темы. Главное, чтобы дети были активными субъектами познания на уроке. Создание на уроке ситуации, стимулирующей учащихся к открытию новых знаний, и ситуации успеха способствует самореализации учащихся, обеспечивает педагогическую поддержку каждому ученику, и, конечно, помогает учащимся в освоении предметных знаний и формировании метапредметных навыков. В условиях реализации требований ФГОС НОО всё большее значение приобретает тесная взаимосвязь предметов, поскольку именно такой подход к организации содержания образования позволяет решать метапредметные задачи. Исходя из того, что материальной основой общего развития является содержание, представляющее факты и явления в их существенных связях, Л.В. Занков определил основную задачу обучения: представить ребенку широкую целостную картину мира средствами науки, искусства и непосредственного познания. Об этом же, по существу, говорится в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» в разделе «Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования».
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.