Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Статья "Система развивающего обучения Л.В. Занкова в условиях перехода на ФГОС второго поколения"

СКАЧАТЬ (20.3 Kb) 15.04.2013, 16:38
Несветайло Ирина Владимировна
учитель начальных классов, МБОУ "БСОШ №1 им.А.М.Рудого"
СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА
НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
И.В.Несветайло
МБОУ «БСОШ №1им.А.М.Рудого»
Учитель начальных классов

На сегодня ценность не та, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а та, где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Необходимые для формирования нового человека изменения чётко определены в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования, в котором подчёркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Таким образом, общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как « достижение оптимального общего развития каждого ребёнка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского.
Как же нужно строить обучение, чтобы оно не просто «давало знания», но и развивало? На этот вопрос ответил учитель Л.В. Занкова Л.С. Выготский, который ввел в науку понятия «уровень актуального развития» и «зона ближайшего развития». Первый термин характеризует тот уровень развития, который имеется у ребенка на данный момент времени, второй – тот, который, может быть достигнут при наличии помощи взрослого или ровесников. Далее Л.С. Выготский сформулировал положение о том, что обучение ведет за собой развитие. А это, в свою очередь, позволило Л.В. Занкову более 50 лет назад выстроить систему развивающего обучения, целью которой является оптимальное общее развитие ребенка.
В «Планируемых результатах начального общего образования», читаем: «Структура планируемых результатов, построенных в соответствии с Концепцией на основе системно-деятельного подхода, должна отвечать основным положениям учения Л.С. Выготского о необходимости определения динамической картины развития на основе выделения уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития – зоны ближайшего развития». Как видим, в основе планируемых результатов лежат те же положения Л.С. Выготского о развитии ребенка, что и в системе Л.В. Занкова.
Многолетний опыт показал, что открытые Л.В. Занковым и его сотрудниками в ходе широкого эксперимента дидактические принципы и типические свойства методической системы, присущие всем учебным предметам, создают условия для целостного развития ребёнка.
Представленная целостная педагогическая система обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Следовательно, психолого-педагогическая система Л.В. Занкова может служить технологической составляющей образования, определяющей пути и способы достижения социально желаемого уровня развития обучающихся: духовно-нравственного, личностного роста, формирования метапредметных и предметных действий.
Одним из главных факторов, влияющих на развитие современного образования, философы называют процесс глобализации. Сегодняшняя реальность требует от человека умения целостно воспринимать мир, осмысливать себя и свою деятельность в контексте различных связей. Такое видение можно развить, опираясь, в частности, на интегрированные учебные курсы, в которых реализуются связи разного уровня: метапредметного, межпредметного и внутрипредметного.
Интеграция учебных курсов позволяет достичь основной задачи обучения в системе Л.В.Занкова – представить обучающимся целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Например, курс «Окружающий мир» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) построен таким образом, что перед школьниками постепенно раскрываются многочисленные связи между знаниями о Земле, её природе, общественно-культурной жизни человека в их историческом развитии. Рассмотрим на примере урока в 1 классе по теме «Традиции и обычаи разных стран».
Актуализация опорных знаний. Работа с экологическим панно (методика Базарного). Учитель задаёт детям вопросы:
 Какие изменения наблюдали в окружающем мире по дороге в школу?
 Обратите внимание на весеннюю природу на стенде. Что не так?
 Что напоминают вам льдинки? (Материки)
 Какие материки вы знаете?
 Какая самая большая? На какой материк похожа?
 Как вы думаете, почему именно эта льдинка появилась на реке?
 Что расположено на материках?
 Какие представления вы имеете о государствах?
Данный урок был спланирован с целью ознакомления учащихся с традициями, праздниками и обычаями некоторых стран. Тема урока была выведена самими учащимися после этапа актуализации знаний. Урок тесно связан с предыдущими темами, при изучении которых учащиеся получили знания о том, на какие группы разделены люди по внешнему виду, чем они занимаются, сколько государств на нашей планете, и каковы их особенности. Впервые учащиеся работали с контурной картой мира. Полученные знания будут необходимы им на последующих уроках. Этот урок способствует расширению кругозора учащихся, пробуждает интерес, воспитывает толерантность. В ходе урока использовалась фронтальная форма работы, словесный, поисковый и практический методы. Ребята учились рассуждать, обобщать и делать выводы, узнали много нового и интересного.
Предмет «Литературное чтение» органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства.
Рассмотрим урок в 3классе по теме «Сравнительный анализ сказок разных народов («Сивка-бурка» и «Аладдин и волшебная лампа»)». На этом уроке ставилась цель: выявить общие закономерности жанра волшебной сказки в разных национальных традициях. Зная особенности волшебных сказок, учащиеся анализировали и сравнивали, делали обобщения и выводы, строили умозаключения в соответствии с вопросом, намечали план работы в группе. В ходе урока использовались активные методы обучения, тест, игра. Звучала восточная музыка, песни о сказках – всё это поддерживало дружескую атмосферу урока. В качестве рефлексии учащимся было предложено написать мини- сочинение «Если бы у меня была волшебная лампа…»
Курс русского языка разработан на коммуникативно-когнитивной основе, что позволяет осваивать в единстве логическую систему языка, речь, а также знакомиться с историей языка при сравнении образов, созданных словесными и изобразительными средствами.
При проведении в 4 классе деловой игры «Вёрстка газеты» перед учащимися была поставлена проблема: нужны ли газеты в современном информационном мире? Ребята были в роли сотрудников редакции. Работая в отделах, они общались друг с другом без вмешательства учителя, испытывали интерес к выполняемым поручениям, учились слушать друг друга, поддерживать чужие идеи и развивать их. В ходе игры применялись активные методы «Ожидания и опасения», «Комплименты». Дома учащиеся самостоятельно искали информацию об истории газеты, во время урока из прочитанного текста узнавали новое о работе «газетчиков». В завершении игры учащиеся пришли к выводу о значимости газет в современном мире и был создан макет газеты «Весточка», над созданием которого трудились и отдел писем, и отдел информации, и креативный отдел и отдел информации.
На уроке русского языка во 2 классе по теме «Создание текста-описания в жанре правила «Если хочешь быть здоров»» учащиеся работали над созданием буклета. При этом, в ходе урока, вспомнили правила ЗОЖ, узнали что такое буклет, осваивали и активно использовали речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Урок способствовал внимательному и заботливому отношению к своему здоровью с детства. Интересным и разнообразным урок стал благодаря применению средств ИКТ, творческой и игровой деятельности.
В курсе математики сочетаются содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории и математики. Учитель не даёт ученикам новые знания в готовом виде, не демонстрирует новые способы деятельности – ученики сами осваивают их. Неизбежные при этом ошибки преодолеваются в ходе коллективного поиска, диалога и обсуждения полученных результатов.
Рассмотрим на примере урока в 4 классе по теме «Деление на двузначное число». Учащимся не даётся в готовом виде алгоритм деления, а вначале учитель просит найти значение нескольких частных. Ребята живо включаются в работу, и вдруг кто-то из учеников говорит, что дальше не знает как решать, ведь делить на двузначное число мы не умеем. Высказываются мнения почему, и как быть в этой ситуации. Каждый имеет право озвучить своё мнение и предложить способ решения. Самый внимательный ученик вспоминает связь деления с умножением и предлагает решение этой проблемы. Практически каждый учитель старается способствовать развитию интеллектуальных способностей своих учащихся, используя на уроках и задания олимпиадного характера.
При правильной организации учебной деятельности уже в самом начале школьной жизни учащиеся учатся работать самостоятельно, участвуя в обсуждении, делают открытия, решают проблемы. В ходе коллективного познания даже у детей с низким уровнем развития возникает потребность говорить, рассуждать, слушать других.
На занковских уроках царит атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения, о чём постоянно говорил великий педагог, психолог Л.В.Занков. Он не уставал повторять, что главное в методике – состояние души на уроке учителя и ученика. В ходе общения с учениками, выслушиваются их вопросы, ответы. Ребят побуждают к доказательности высказываемых суждений, поддерживают словом и взглядом.
Занковские учащиеся проводят исследования, эксперименты. Учатся делать выводы и обобщать полученную информацию. Как настоящие исследователи, пользуются разными источниками информации, самостоятельно намечают план исследования, подводят итоги.
Рассмотрим на примере урока окружающего мира в 4 классе «Кожа. Особенности кожного покрова». Одна из задач урока: развитие интеллектуальных и практических умений и навыков детей; умение проводить исследования, наблюдения; умение делать выводы.
Этап урока.
Работа в группах
1 группа(задания)
1. Возьмите лупу и рассмотрите кожу на ладони, на кончиках пальцев.
2. Приложите палец к стеклу. Расскажите о своих наблюдениях.
3. Сделайте отпечаток пальца на бумаге.
4. Рассмотрите и сравните его с отпечатком своих товарищей.
6. Сделайте вывод: рисунок на кончиках пальцев...
Доверяясь силам и опыту детей, учитель каждый раз подводит их к самостоятельному открытию нового материала, к решению проблемных ситуаций, к лучшему осознанию изучаемой темы. Главное, чтобы дети были активными субъектами познания на уроке. Создание на уроке ситуации, стимулирующей учащихся к открытию новых знаний, и ситуации успеха способствует самореализации учащихся, обеспечивает педагогическую поддержку каждому ученику, и, конечно, помогает учащимся в освоении предметных знаний и формировании метапредметных навыков.
В условиях реализации требований ФГОС НОО всё большее значение приобретает тесная взаимосвязь предметов, поскольку именно такой подход к организации содержания образования позволяет решать метапредметные задачи.
Исходя из того, что материальной основой общего развития является содержание, представляющее факты и явления в их существенных связях, Л.В. Занков определил основную задачу обучения: представить ребенку широкую целостную картину мира средствами науки, искусства и непосредственного познания. Об этом же, по существу, говорится в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» в разделе «Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Окончание материала читайте в архиве


Категория: Разное | Добавил: delfinia
Просмотров: 1608 | Загрузок: 190 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Ирина (delfinia)   (06.10.2013 16:07) [Материал]
СПАСИБО. biggrin

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог