Работая в школе с малышами, я выбрала тему «Формирование читательской активности у детей младшего школьного возраста». Учитель и родители всегда «ломают голову» как привлечь ребенка к чтению. Если с детства не прививать любовь к чтению, то повзрослев, книгу в руки он сам не возьмет. Задача учителя «вложить книгу» в руки ребенка. Конечно, это право никто не отнимает у родителей, но зачастую эта роль перекладывается на школу и учителя. Как учитель начальных классов уверена, что образование начинается с обучения чтению и письму. И происходит это в семье. Дети должны получать удовольствие сначала от прослушивания чтения родителей, а позже и от самостоятельного чтения. Родители с чтением вкладывают основы человеческой морали, формируют особенности личности. «Передав ребенка в руки учителя», родители отдают нам и право влиять на формирование характера, мыслей и поступков своего ребенка. Психологи считают, что «приклеить» любовь к чтению можно лишь до 9 лет. Поэтому задача «влюбить» детей в чтение- это задача учителя начальных классов (разумеется, роль семьи по-прежнему никто не отменяет, ведь она доминирующая). Как же развить эту любовь к чтению? Прививать интерес нужно с самого раннего возраста, когда малыш и говорить толком ещё не умеет. Делать это надо, показывая картинки и сопровождать показ соей речью. Есть правило: раньше начинаю слышать - раньше начинаю говорить. Ребенок сначала «слышит книгу». Потом читает её сам. А позже, кто знает, может создаст литературный шедевр, который прославит и его самого и страну, которая выпустит его в жизнь. Читая детям, читая вместе с детьми, мы учим их думать, сопереживать, вместе смеёмся и вместе плачем. Это и объединяет нас, делаем наши отношения более крепкими и доверительными. Время для чтения нужно находить ежедневно, чтобы подпитывать интерес к нему. Счастливый тот ребёнок, который предпочтет общение с книгой общению с компьютером. Хотя это и звучит фантастически, но стремиться к этому надо. Просто необходимо находить время для чтения, ведь дети так любят быть вместе с родителями, которые в современном мире почти не имеют свободного времени. Чувство единения ребёнка и родителей во время совместного чтения ничем нельзя заменить. Итак, время для чтения выбрано, теперь надо выбрать книгу. Выбирать книгу надо вместе с ребёнком. Выбор книги зависит от его интересов. Зачастую домашний выбор невелик. Вот тут-то и приходит на помощь библиотека. Если ребёнок является учеником школы, то «проводником» в мир книг будет учитель. Для привлечения интереса к чтению учитель должен очень плотно сотрудничать с библиотекарем школы. В нашей школе библиотекарь проводит большую работу для этой цели. Проводятся тематические выставки книг, есть уголок «Читателя» и в библиотеке и в классе, проводятся классные часы, старшие школьники готовят выступления для учеников начальных классов, проводятся конкурсы на «Лучшую закладку», проводятся акции «Живи книга», старшеклассники (в качестве шефов) регулярно проверяют сохранность книг, В случае необходимости приводят в порядок книги и учебники вместе с малышами. Проводятся литературные КВНы, конкурсы «Лучший чтец» ( любопытно, что стихи дети выбирают сами). Как правило это довольно объёмные произведения. Дети их выбирают для того, чтобы показать свой интерес и желание вызывают у них подобные мероприятия. Очень важно показать детям как надо читать. Чтение учителя должно быть очень эмоциональным. Без эмоций самого учителя и у детей пропадает интерес. Надо быть немножко актером: менять голос, менять мимику, применять жесты, повышать и понижать голос. Детям при чтении надо показывать свою заинтересованность. Тогда они проявят желание делать то же что и вы. Своё свободное время они будут проводить с пользой для себя. И это, безусловно, станет гарантией их успеха.
|