Сегодня: 04.04.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


«Домашнее чтение: развиваем интеллект и воображение у детей»

СКАЧАТЬ (18.9 Kb) 22.02.2020, 20:52
Степаненко Ирина Сергеевна
Учитель начальных классов, ГБОУ школа 2114 г Москва
«Домашнее чтение: развиваем интеллект и воображение у детей»

Каждый родитель озабочен интеллектуальным развитием своих детей. Важным шагом в этом направлении является домашнее чтение, которое также оказывает большое влияние не только на пополнение запаса знаний, но и на духовно-нравственное воспитание детей. В этой статье будут даны рекомендации родителям по организации домашнего чтения и выбору произведений для семейного досуга.
Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: «Школа – это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения».
Безусловно, в современном мире большую роль в образовании и воспитании играют информационные системы. Все чаще для обучения используются современные технические средства. Однако недооценивать чтение не стоит.
Именно чтение формирует качества развитого и социально ценного человека, который в состоянии адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение. Благодаря чтению увеличивается объем памяти, улучшается речь. Начитанный человек в состоянии точно формулировать свои мысли. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизическом развитии ребенка. Оно развивает сразу:
• фонематический слух;
• память;
• внимание;
• воображение.
Необходимо подчеркнуть, что домашнее чтение играет особую роль.
Во-первых, чтение в семье приносит младшим школьникам радость от общения с родителями и сохраняет эмоциональность восприятия лите¬ратуры;
Во-вторых, способствует накоплению разнообразных читательских пере¬живаний, а также приобретению читательского опыта, связанного с восприятием произве¬дений разных жанров, разной тематики, разных авторов;
В-третьих, чтение вслух укрепляет интеллектуальное развитие ребенка, расширяет словарный запас. Кстати, любящие читать дети, как правило, делают меньше ошибок при письме, так как происходит зрительное запоминание слов;
В-четвертых, домашнее чтение приучает к совместной деятельности со взрослым: родители с детьми могут обсудить персонажей и сюжет, взрослые объяснят незнакомые слова и выражения. Также во время обсуждения прочитанного фор¬мируется умение выслушать другого и обосновать свою точку зрения.
В-пятых, домашнее чтение способствует сплочению семьи, ребенок получает возможность найти во взрослом читателе единомышленника, разделяющего его чувства и мысли, способного понять и поддержать переживаемые чувства.
Также домашнее чтение дает толчок развитию воображения ребенка: в отличие от мультипликационных и художественных фильмов, книга не предлагает готовую картинку. Маленький читатель воображает персонажа по предложенному писателем описанию, додумывает какие-либо детали. Кроме того, ребенок, по предложению родителя, может придумать развитие сюжета, предположить, что произошло с героями дальше или как бы изменилась ситуация, если бы персонаж поступил иначе.
Без чтения качественной, соответствующей возрасту, художественной литературы невозможно и полноценное интеллектуальное и психологическое развитие подрастающего поколения. На примерах героев произведений маленькие читатели учатся отличать плохое от хорошего, понимать мотивы поступков других людей и видеть, к чему может привести то или иное действие. Это способствует успешной социализации, пониманию других людей, умению сопереживать и находить компромиссы в сложных ситуациях.
Памятка для родителей
• Воспитывайте подрастающего читателя личным примером. Если вы сами не читаете книги, то ребенок навряд ли увлечется чтением.
• Показывайте, что для вас значит чтение. Покупайте книги и дарите их сами. Не зря еще в Средневековье считалось, что книга – лучший подарок.
• Посещайте книжные магазины и библиотеки вместе с ребенком. Из этого совета сразу вытекает еще один.
• Будет замечательно, если вы предоставите маленькому читателю возможно выбрать себе книгу или журнал.
• Первые книги у ребенка должны быть с красочным оформлением, это привлечет внимание. В то же самое время для младшего школьника издания не должны состоять из одних только иллюстраций, в этом случае смысл будет понятен сразу, а желание читать пропадет.
• Не заставляйте ребенка читать насильно. Необходимо заинтересовать школьника, предлагая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
• Если по выбранной для прочтения книги снят фильм, то можно посмотреть его и предложить прочитать книгу, а затем обсудить различия авторской и режиссерской версий.
• Научите ребенка пользоваться словарем для поиска значений неизвестных слов.
• Совместное чтение и обсуждение книг – важный элемент общения в семье.
• Рассказывайте ребенку о книгах своего детства, если они сохранились, то предложите вместе прочитать.
• Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подберите нужную литературу.
• Устраивайте совместное чтение вслух вместо того, чтобы смотреть телевизор.
Все же важно помнить, что в век технического прогресса гаджеты плотно обосновались в нашей повседневной жизни и не стоит совсем запрещать читать с электронных носителей. Несомненно, восприятие бумажных книг важнее, но электронная книга или планшет лучше принимается современными подростками.


Категория: Русский язык и литература | Добавил: ИринаСтепаненко
Просмотров: 77 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 04.04.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог