Сегодня: 16.07.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


«Домашнее чтение: развиваем интеллект и воображение у детей»

СКАЧАТЬ (18.9 Kb) 22.02.2020, 20:52
Степаненко Ирина Сергеевна
Учитель начальных классов, ГБОУ школа 2114 г Москва
«Домашнее чтение: развиваем интеллект и воображение у детей»

Каждый родитель озабочен интеллектуальным развитием своих детей. Важным шагом в этом направлении является домашнее чтение, которое также оказывает большое влияние не только на пополнение запаса знаний, но и на духовно-нравственное воспитание детей. В этой статье будут даны рекомендации родителям по организации домашнего чтения и выбору произведений для семейного досуга.
Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: «Школа – это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения».
Безусловно, в современном мире большую роль в образовании и воспитании играют информационные системы. Все чаще для обучения используются современные технические средства. Однако недооценивать чтение не стоит.
Именно чтение формирует качества развитого и социально ценного человека, который в состоянии адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение. Благодаря чтению увеличивается объем памяти, улучшается речь. Начитанный человек в состоянии точно формулировать свои мысли. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизическом развитии ребенка. Оно развивает сразу:
• фонематический слух;
• память;
• внимание;
• воображение.
Необходимо подчеркнуть, что домашнее чтение играет особую роль.
Во-первых, чтение в семье приносит младшим школьникам радость от общения с родителями и сохраняет эмоциональность восприятия лите¬ратуры;
Во-вторых, способствует накоплению разнообразных читательских пере¬живаний, а также приобретению читательского опыта, связанного с восприятием произве¬дений разных жанров, разной тематики, разных авторов;
В-третьих, чтение вслух укрепляет интеллектуальное развитие ребенка, расширяет словарный запас. Кстати, любящие читать дети, как правило, делают меньше ошибок при письме, так как происходит зрительное запоминание слов;
В-четвертых, домашнее чтение приучает к совместной деятельности со взрослым: родители с детьми могут обсудить персонажей и сюжет, взрослые объяснят незнакомые слова и выражения. Также во время обсуждения прочитанного фор¬мируется умение выслушать другого и обосновать свою точку зрения.
В-пятых, домашнее чтение способствует сплочению семьи, ребенок получает возможность найти во взрослом читателе единомышленника, разделяющего его чувства и мысли, способного понять и поддержать переживаемые чувства.
Также домашнее чтение дает толчок развитию воображения ребенка: в отличие от мультипликационных и художественных фильмов, книга не предлагает готовую картинку. Маленький читатель воображает персонажа по предложенному писателем описанию, додумывает какие-либо детали. Кроме того, ребенок, по предложению родителя, может придумать развитие сюжета, предположить, что произошло с героями дальше или как бы изменилась ситуация, если бы персонаж поступил иначе.
Без чтения качественной, соответствующей возрасту, художественной литературы невозможно и полноценное интеллектуальное и психологическое развитие подрастающего поколения. На примерах героев произведений маленькие читатели учатся отличать плохое от хорошего, понимать мотивы поступков других людей и видеть, к чему может привести то или иное действие. Это способствует успешной социализации, пониманию других людей, умению сопереживать и находить компромиссы в сложных ситуациях.
Памятка для родителей
• Воспитывайте подрастающего читателя личным примером. Если вы сами не читаете книги, то ребенок навряд ли увлечется чтением.
• Показывайте, что для вас значит чтение. Покупайте книги и дарите их сами. Не зря еще в Средневековье считалось, что книга – лучший подарок.
• Посещайте книжные магазины и библиотеки вместе с ребенком. Из этого совета сразу вытекает еще один.
• Будет замечательно, если вы предоставите маленькому читателю возможно выбрать себе книгу или журнал.
• Первые книги у ребенка должны быть с красочным оформлением, это привлечет внимание. В то же самое время для младшего школьника издания не должны состоять из одних только иллюстраций, в этом случае смысл будет понятен сразу, а желание читать пропадет.
• Не заставляйте ребенка читать насильно. Необходимо заинтересовать школьника, предлагая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
• Если по выбранной для прочтения книги снят фильм, то можно посмотреть его и предложить прочитать книгу, а затем обсудить различия авторской и режиссерской версий.
• Научите ребенка пользоваться словарем для поиска значений неизвестных слов.
• Совместное чтение и обсуждение книг – важный элемент общения в семье.
• Рассказывайте ребенку о книгах своего детства, если они сохранились, то предложите вместе прочитать.
• Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подберите нужную литературу.
• Устраивайте совместное чтение вслух вместо того, чтобы смотреть телевизор.
Все же важно помнить, что в век технического прогресса гаджеты плотно обосновались в нашей повседневной жизни и не стоит совсем запрещать читать с электронных носителей. Несомненно, восприятие бумажных книг важнее, но электронная книга или планшет лучше принимается современными подростками.


Категория: Русский язык и литература | Добавил: ИринаСтепаненко
Просмотров: 507 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
V Всероссийский творческий конкурс "Солнечное лето"
II Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
XI Всероссийский творческий конкурс "Такие разные бабочки"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VII Всероссийский творческий конкурс "Фруктово-ягодный букет"
V Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.07.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог