Эффективные способы формирования грамотного письма
(135.7 Kb)
11.01.2013, 22:57
Лановая Ольга Николаевна
учитель начальных классов, МОБУ СОШ №2
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 Г. Кореновска Краснодарского края
Эффективные способы формирования навыка грамотного письма
Работу выполнил учитель начальных классов МОБУ СОШ № 2 города Кореновска Лановая Ольга Николаевна
Кореновск 2012
Аннотация
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Для того, чтобы научить ребёнка правильно писать, нужно научить его видеть орфограммы. В своей работе я опираюсь на фонематический принцип. Из фонематического принципа вытекают три обобщённых правила, на которые опирается русская орфография. Суть всех правил одна: они учат проверять вариант фонемы и её основной реализации, той, которая дана в сильной позиции. Ученикам надо раскрыть природу основных правил орфографии. Это позволит отработать орфографический навык на основе единого алгоритма орфографического действия. При таком подходе учащиеся сначала учатся выделять орфограммы, а потом – выбирать нужное правило и писать уже в соответствии с ним. В первом и во втором классах я формирую обобщённое представление о постановке и решении орфографической задачи. Важно научить детей определять позиционную характеристику звуков. Чтобы дети могли определять в произнесённых словах слабые позиции, я предлагаю таблицу «Какие буквы нельзя писать на слух». Таким образом, опираясь на позиционную характеристику звуков и таблицу, будет заложен фундамент обобщённых умений постановки орфографических задач, т. е. нахождения орфограмм в тексте. В третьем классе идёт конкретизация обобщённого навыка выделения орфограмм путём отнесения каждой к определённой морфеме. В четвёртом классе происходит распространение всеобщего способа решения орфографических задач на окончания важнейших частей речи. На каждом этапе урока я осуществляю целенаправленную работу по формированию орфографического навыка письма. Отдельным важным моментом является работа над орфографическим правилом. Эту работу я веду поэтапно: раскрытие сущности, овладение формулировкой, применение в практике письма. Как бы правило ни было усвоено, орфографический навык формируется в процессе орфографических упражнений. Текстуальное списывание мною проводится поэтапно с использованием алгоритма, предложенного П. С. Жедек. Письмо под диктовку организовала в систему, только при таком подходе оно даёт положительный эффект. Предупреждение ошибок – одно из главных условий успешного обучения грамотному письму. Я стараюсь проводить предупреждение ошибок на всех этапах урока, используя разнообразные методы и приёмы работы.
План
1. Обоснование темы. 2. Фонематический принцип русской орфографии. 1) Три обобщённых правила русской орфографии. 2) Единый алгоритм орфографических действий. 3) Решение орфографических задач: - обобщённое представление о постановке и решении орфографических задач; - конкретизация обобщённого навыка выделения орфограмм; - распространение всеобщего способа решения орфографических задач на окончания важнейших частей речи. 3. Методы и приёмы работы по формированию орфографического навыка письма. 1) Взаимосвязь каллиграфии с грамотностью письма. 2) Словарная работа: - этимологический анализ, - упражнения по формированию навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами. 3) Работа над орфографическим правилом. 4) Орфографические упражнения: - списывания, - диктанты. 4. Предупреждение орфографических ошибок. 5. Внеклассная работа по предмету. 6. Работа с родителями. 7. Приложения (разработки фрагментов уроков). 8. Литература.
1 Обоснование выбранной темы
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Из практики работы в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чём свидетельствуют результаты контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3-4 классах. Ошибки на написание безударных гласных в корне и других частях слова остаются типичными для учащихся на протяжении многих лет. Конечно, безударные гласные – наиболее частотная орфограмма любого текста, поэтому она и даёт наибольший процент ошибок. Но именно этой орфограмме при обучении правописания уделяется самое пристальное внимание. Почему же данная работа не даёт ожидаемого результата? Долгое время существовал традиционный подход при обучении правописанию, который опирался на морфологический принцип русской орфографии. Его сущность в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют на письме единое начертание, несмотря на различие в произношении. Данный принцип имел некоторые недостатки: 1. В начальной школе он не может быть осознан до того, как ученики научатся членить слово по составу и накопят значительный запас сведений по грамматике и лексике. И в итоге, получается, что морфологический принцип осознаётся в процессе изучения правописания, а не выступает как отправная точка. 2. Морфологический принцип устанавливает факт совпадения или несовпадения буквенного и звукового состава слова. Для этого есть один путь: сравнить уже известное написание с его звучанием, то есть идём от буквы к звуку. В этом случае у ребёнка не возникает потребности решать орфографическую задачу, учитель и так её решил. У него нет потребности обращаться и к правилам правописания. И остаётся только подгонять решение задачи под её ответ. 3. Если анализ ведётся от буквы к звуку, фонетический разбор утрачивает связь с обучением правописанию, и в этом случае нет опоры в обучении орфографии на фонетику. Таким образом, использование морфологического принципа орфографии при обучении правописанию не является достаточно эффективным.
Весь текст материала находится в приложенном файле
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.