Тема: Знакомство с буквой «А, а»
Цели: Познакомить учащихся с гласной буквой «А, а». формировать умения обозначать звук «а» буквами «А, а», находить звук «а» в слове. Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные). Развивать фонематический слух, речь учащихся.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Актуализация прежних знаний.
Учитель загадывает загадки. Учащиеся определяют начальный звук и показывают фишку соответствующего цвета:
красная фишка – гласный звук;
синяя фишка – твердый согласный звук;
зеленая фишка – мягкий согласный звук.
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? (лиса)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает! (воробей)
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (осы)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой (утка)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет (улитка)
- Что объединяет отгадки?
Дети: Отгадки – названия животных.
3. Сообщение темы урока.
- Послушайте еще одну загадку:
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками на болото.
- Кто это?
Дети: Аист.
- Изображение этой птицы вы видите на доске.
- Какая буква написана рядом с аистом?
- Как вы думаете, почему указали именно букву «А»?
- Какова же тема нашего урока?
Дети: Знакомство с буквой «А, а»
4. Новый материал.
А) Звуковой анализ слова «аист», выделение звука «а».
- Гласный звук «а» обозначают буквами «А, а». Чтобы назвать букву «а» надо назвать звук «а».
Б) Работа по учебнику «Букварь» с. 30-31.
1) Выделение звука «а» в словах «Анюта», «луна», обозначение его гласными буквами «А, а»; составление схем к данным словам.
2) Игра «Где спрятался звук «а»?»
Физкультминутка.
3) Разгадываем кроссворд.
В) Упражнение в слышании звука «а».
Если в слове есть звук «а» - хлопок в ладоши.
Тюльпан, василек, фикус, роза, мак, флоксы, ландыш.
5. Закрепление нового материала.
1) Работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 19.
Задание 1: раскрасить рисунок.
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
- Какой звук она обозначает?
-Как вы думаете, что будет изображено на рисунке?
- Подсказка:
Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином!
- Что же это?
Дети: автобус.
Дети раскрашивают рисунок.
Физкультминутка.
Задание 2: работа с моделями слов «шар», «бант», «ваза».
Дети раскрашивают схемы и обозначают звук «а» буквой «А».
2) Игра «Любопытный»
- На любой вопрос называйте только те слова, которые начинаются со звука «а».
Например:
- Как тебя зовут? (Анна)
- А фамилия? (Азбукина)
- Откуда ты приехала? (Из Астрахани)
- А что там растет? (Арбузы)
- А еще что? (Абрикосы)
- Какие птицы там водятся? (Аисты)
- А на чем ты поедешь обратно? (На автобусе)
- Какой подарок привезешь маме и папе? (Астры и альбом)
3) Игра «Доскажи словечко»
Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури … альбатрос.
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Что за месяц к нам пришел? (апрель)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его …(арбуз)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Это доктор …(Айболит)
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит …(автомобиль)
Буквы – значки, как бойцы на параде,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит,
И называются все …(алфавит)
- Что есть общее у данных отгадок?
6. Итог урока.
- О каком звуке мы сегодня говорили на уроке?
- Какой буквой обозначают данный звук на письме?
- Почему для обозначения звука «а» используют заглавную и строчную буквы «А, а»?
7. Рефлексия.
- Что особенно понравилось и запомнилось?
- С каким настроением вы уходите с урока?
Список литературы
1. Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Букварь. Москва: Вентана – Граф, 2012 г.
2. Волина В. В. «Праздник Букваря». Москва: АСТпресс, 1997 г.
2. Елкина Н, В., Мариничева О, В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
|