| 
				
			 Тема: Знакомство с буквой «А, а»
 Цели: Познакомить учащихся с гласной буквой «А, а». формировать умения обозначать звук «а» буквами «А, а», находить звук «а» в слове. Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные). Развивать фонематический слух, речь учащихся.
 
 Ход урока.
 
 1. Орг. момент.
 
 2. Актуализация прежних знаний.
 
 Учитель загадывает загадки. Учащиеся определяют начальный звук и показывают фишку соответствующего цвета:
 красная фишка – гласный звук;
 синяя фишка – твердый согласный звук;
 зеленая фишка – мягкий согласный звук.
 
 Кто зимой холодной
 Бродит злой, голодный? (волк)
 
 Что за зверь лесной
 Встал, как столбик, под сосной
 И стоит среди травы –
 Уши больше головы? (заяц)
 
 Хитрая плутовка,
 Рыжая головка,
 Пушистый хвост – краса.
 Кто же это? (лиса)
 
 Маленький мальчишка
 В сером армячишке
 По двору шныряет,
 Крохи собирает! (воробей)
 
 Не моторы, а шумят,
 Не пилоты, а летят,
 Не змеи, а жалят (осы)
 
 Пестрая крякушка
 Ловит лягушек,
 Ходит вразвалочку,
 Спотыкалочкой (утка)
 
 Две антенны на макушке,
 А сама сидит в избушке,
 На себе ее везет,
 Очень медленно ползет (улитка)
 
 - Что объединяет отгадки?
 Дети: Отгадки – названия животных.
 
 3. Сообщение темы урока.
 
 - Послушайте еще одну загадку:
 Это старый наш знакомый:
 Он живет на крыше дома –
 Длинноногий, длинноносый,
 Длинношеий, безголосый,
 Он летает на охоту
 За лягушками на болото.
 
 - Кто это?
 Дети: Аист.
 - Изображение этой птицы вы видите на доске.
 - Какая буква написана рядом с аистом?
 - Как вы думаете, почему указали именно букву «А»?
 - Какова же тема нашего урока?
 Дети: Знакомство с буквой «А, а»
 
 4. Новый материал.
 А) Звуковой анализ слова «аист», выделение звука «а».
 - Гласный звук «а» обозначают буквами «А, а». Чтобы назвать букву «а» надо назвать звук «а».
 Б) Работа по учебнику «Букварь» с. 30-31.
 
 1) Выделение звука «а» в словах «Анюта», «луна», обозначение его гласными буквами «А, а»; составление схем к данным словам.
 
 2) Игра «Где спрятался звук «а»?»
 
 Физкультминутка.
 
 3) Разгадываем кроссворд.
 
 В) Упражнение в слышании звука «а».
 Если в слове есть звук «а» - хлопок в ладоши.
 
 Тюльпан, василек, фикус, роза, мак, флоксы, ландыш.
 
 5. Закрепление нового материала.
 
 1) Работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 19.
 Задание 1: раскрасить рисунок.
 - С какой буквой мы сегодня познакомились?
 - Какой звук она обозначает?
 -Как вы думаете, что будет изображено на рисунке?
 - Подсказка:
 Что за чудо - синий дом!
 Ребятишек много в нем.
 Носит обувь из резины
 И питается бензином!
 - Что же это?
 Дети: автобус.
 Дети раскрашивают рисунок.
 
 Физкультминутка.
 
 Задание 2: работа с моделями слов «шар», «бант», «ваза».
 Дети раскрашивают схемы и обозначают звук «а» буквой «А».
 
 2) Игра «Любопытный»
 - На любой вопрос называйте только те слова, которые начинаются со звука «а».
 Например:
 - Как тебя зовут? (Анна)
 - А фамилия? (Азбукина)
 - Откуда ты приехала? (Из Астрахани)
 - А что там растет? (Арбузы)
 - А еще что? (Абрикосы)
 - Какие птицы там водятся? (Аисты)
 - А на чем ты поедешь обратно? (На автобусе)
 - Какой подарок привезешь маме и папе? (Астры и альбом)
 
 3) Игра «Доскажи словечко»
 
 Он верен морю, как матрос.
 Предвестник бури … альбатрос.
 
 Яростно река ревет
 И разламывает лед.
 В домик свой скворец вернулся,
 И в лесу медведь проснулся,
 В небе жаворонка трель.
 Что за месяц к нам пришел? (апрель)
 
 Он большой, как мяч футбольный,
 Если спелый – все довольны,
 Так приятен он на вкус,
 И зовут его …(арбуз)
 
 Всех на свете он добрей,
 Лечит он больных зверей,
 И однажды бегемота
 Вытащил он из болота.
 Он известен, знаменит
 Это доктор …(Айболит)
 
 Чтоб тебя я повез,
 Мне не нужен овес.
 Накорми меня бензином,
 На копытца дай резины,
 И тогда, поднявши пыль,
 Побежит …(автомобиль)
 
 Буквы – значки, как бойцы на параде,
 В строгом порядке построены в ряд.
 Каждый в условном месте стоит,
 И называются все …(алфавит)
 
 - Что есть общее у данных отгадок?
 
 6. Итог урока.
 - О каком звуке мы сегодня говорили на уроке?
 - Какой буквой обозначают данный звук на письме?
 - Почему для обозначения звука «а» используют заглавную и строчную буквы «А, а»?
 
 7. Рефлексия.
 
 - Что особенно понравилось и запомнилось?
 - С каким настроением вы уходите с урока?
 
 Список литературы
 
 1. Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Букварь. Москва: Вентана – Граф, 2012 г.
 2. Волина В. В. «Праздник Букваря». Москва: АСТпресс, 1997 г.
 2. Елкина Н, В., Мариничева О, В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
 
 
 |