Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Конспект урока русского языка +презентация для 4 класса УМК "Начальная школа 21 века" по теме:"Буквы О - Ё после шипяших и ц"

СКАЧАТЬ (736.5 Kb) 02.12.2018, 00:08
Зенгер Ирина Юрьевна
учитель начальных классов, МОУ СОШ с. Озерное Аткарского района Саратовской области

Урок русского языка на тему "Буквы О, Ё после шипящих и Ц".  4-й класс

Цель: Формировать умение правильного написания букв о–е после шипящих и ц в разных частях слова

Задачи:

  • Обучающие: повторить написание букв о-ё после шипящих и Ц в разных частях слова; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц
  • Развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
  • Воспитательные: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Мотивация на деятельность

Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Нам в конце услышать нужно:
«Молодцы! Хвалю весь класс!
И работа удалась!»

Ребята, сегодня наш урок я хотела бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
- А когда уроки проходят быстро, интересно?

Ответы детей по данному вопросу

Минутка чистописания

У учителя в руках большой конверт. 5 учеников по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами, достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.

- Итак, это буквы Ж, Ш, Ч, Щ, Ц
- Что объединяет эти буквы?
- Скажите, пожалуйста, какую букву можно исключить? Почему?
- Назовите мягкие согласные.
- Назовите твёрдые согласные.
- Пропишите эти буквы себе в тетрадь: заглавную и строчную, красивым каллиграфическим почерком.

Дети выходят по 1 человеку, берут из конверта букву и с закрытыми глазами пытаются угадать, какая это буква.

Все эти буквы согласные

Исключаем букву Ц, потому что он не является шипящей.
Ч, Щ
Ж, Ш

Сообщение темы, постановка цели урока

- Но сегодня на урок к нам пришли в гости ещё 3 буквы:   О, Е, Ё
- Могут ли эти буквы подсказать вам тему сегодняшнего урока?
- Какая тема нашего урока?
- Какие цели мы поставим перед собой, т. е. какую работу мы будем выполнять на уроке?

Да, мы будем учиться писать слова с буквами Е, Ё, О после шипящих и Ц.

Вспомним правила правописания букв О, Е, Ё после шипящих и Ц, применять эти знания на практике.

Повторение ранее изученного

1. свечой, лапшой, кашей, тучей, большой, чужой, рыжего

Прочитайте слова, какой частью речи они являются?
- Назовите шипящие и рядом стоящие буквы.
- В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласная, стоящая за шипящей?
- Поставьте ударение и сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Е в окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и  Ц

Слова являются именами существительными и именами прилагательными.

Ч-О, Ш-О, Ш-Е, Ч-Е, Ш-О, Ж-О, Ж-Е

Шипящие входят в корень, гласные – в окончание.

Под ударение пишется буква О, без ударения буква Е

2. медвежонок, бережок, зайчонок, реченька, ежовый, камышовый, грушевый

- Прочитайте слова, какой частью речи они являются?
- Назовите шипящие и рядом стоящие буквы.
- В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласная, стоящая за шипящей?
- Поставьте ударение и сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Е в суффиксах имён существительных и прилагательных после шипящих и  Ц

Слова являются именами существительными и именами прилагательными.
Ж-О, Ж-О, Ч-О, Ч-Е, Ж-О, Ш-О, Ш-Е

Шипящие входят в корень, гласные – в суффикс.

Под ударение пишется буква О, без ударения буква Е

3. чёрный - чернеть,  пчёлы - пчела,  щёки - щека,    шов-???, крыжовник-???

- Прочитайте слова. Назовите шипящие и рядом стоящие буквы.
- В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласная, стоящая за шипящей?
- Обратите внимание на пары слов, сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Ё в корнях после шипящих и  Ц

И шипящие, и гласные после них входят в корень.

Если можно подобрать однокоренное слово, в котором [о] не слышится, то пишется буква Ё, а если такого слова подобрать нельзя – то пишется буква О

Алгоритм нахождения орфограммы

Слайд , карточка

 

Закрепление знаний

Работа в парах

(по рядам)

Учебник С. 49 упр. 1 [2]

1 ряд – выписать слова с орфограммой в корне
2 ряд – слова с орфограммой в суффиксе
3 ряд – слова с орфограммой в окончании
Проверка ( слайд)

Ребята в парах выполняют задание

Физминутка

Если в слове пишется О – приседаете,
если Ё – поднимаете руки вверх,
если затрудняетесь ответить – руки в стороны.
Шёпот, зайчонок, шёлк, пчёлы, галчонок,
дружок, врачом, лицом,  шов,  шорты.

Ребята хлопают в ладоши, анализируя слова.

Работа по карточке (разно уровневые задания)

- У вас на столе лежат карточки разного цвета:

зелёный цвет – вам необходимо подчеркнуть шипящую с гласной, выделить часть слова, в которой находится орфограмма

синий цвет – поставить ударение, выделить часть слова, в которой находится орфограмма и только потом вставить пропущенную букву

красный цвет – Выбрать любые 5 слов, записать их, с одним – на выбор  составить   предложение  и записать в тетрадь.  Орфограмму выделить (поставить ударение, подчеркнуть орфограмму, выделить часть слова, в которую входит орфограмма).

 

Подумайте, оцените свои силы и выдерите карточку нужного вам цвета. Остальные карточки, не переворачивая, уберите на край стола.

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

3 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

Ребята выбирают задание по своим силам и выполняют его самостоятельно

Работа в группе

Коллективная работа (работа в группе)

ПРОВЕРКА

СЛАЙД

Работа с тестом.
(проверка по эталону. См. презентацию )

1. В каком слове все согласные звуки шипящие?

1) жучок
2) щипцы
3) чаща

2. Если в суффиксе имени существительного после шипящего гласный звук ударный, то пишется

1 ) е
2)  о
3)   ё

3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется

1)   е
2)   о
3)   ё

4. Укажите слово, в котором пропущена буква Ё:

  1.  ш…фёр
    2)   крыж...вник
    3)   ж...луди
    4)  ш...рох

5. Укажите слово, в котором пропущена буква О:

1)  лисиц…й
2)  улиц…й
3)  ш…л
4)  камыш…вый

 

11. Рефлексия

- Понравился ли вам урок?
- Чему научились?
- Какое у вас было настроение на протяжении урока?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Можете ли вы объяснить, почему?
- Если вспомнить ответы ваших одноклассников, кому бы вы поставили за урок “5”? “4”?
- Кому бы посоветовали выучить правило?

Ответы детей

12. Домашнее задание

По желанию:
1) Учебник с. 49,  упр. 2
2) Составить карточку с пропусками для одноклассников со словами, в которых есть орфограмма “Гласные О, Ё  после шипящих и Ц”

СЛАЙД 14

 

 

1 группа:

Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

3 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох



Категория: Русский язык и литература | Добавил: Elena
Просмотров: 4230 | Загрузок: 488 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог