Сегодня: 09.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Конспект урока по русскому языку "Корень слова.Однокоренные слова" во 2 классе

СКАЧАТЬ (435.3 Kb) 07.11.2012, 23:39
Косюк Ирина Владиславовна
учитель начальных классов, МБОУ "СОШ № 114"
Урок: русский язык
УМК: система Л.В.Занкова
Класс: 2-ой
Учебник: «Русский язык», автор А.В.Полякова
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели: 1) Дать учащимся представление о признаках однокоренных слов.
2) Обогатить словарный запас учащихся.
3) Развивать фонематический слух, умение сравнивать, анализировать, делать
выводы.

Ход урока
I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания:
На доске картинки (енот, сетка, ежиха, пенал)

Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах и может разделить их на 2 группы. Какая это буква? На какие две группы она может разделить данные слова?
- Эта буква е. Она имеется во всех данных словах.
В словах сетка, пенал она обозначает звук [э]-это 1-ая группа.
В словах енот, ежиха она обозначает два звука [й’], [э]- это 2-ая
группа.
- Определи последовательность букв в этом ряду:
ера ерб ерв ер…
-Строчные е, р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита.
- Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до
конца строки.

III. Словарно-орфографическая работа.
-Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?


-Это слово берёза.
-Подберите родовое понятие к слову береза.
-Это дерево лиственное.
-Назовите его существенные признаки.
-У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.
- Найдите слово берёза в орфографическом словаре. Напишите его.
Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную. Запомните
написание этого слова слова.
Берёза растёт в России с незапамятных времен. От цвета
коры она получила своё имя, которое обозначает
«белый», «светлый». Берёза на Руси – самое любимое
дерево. В древние времена Новый год начинался
праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы. Берёзовый
Новый год существовал до 1343 года. Наши предки
верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной
богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение
не сохранилось. Однако некоторые историки считают,
что оно имело вид священного белого дерева – русской
берёзы.

IV. Изучение нового материала.

–Рассмотри рисунок и прочитай слова.




Перед вами «словесное» дерево. Его главным центром является
корень, он хранит основной смысл слов. От корня «растут»
родственные слова.
Сколько выросло веток с однокоренными словами?
-Напиши сначала слово рыба. Выпиши однокоренные слова. Выделите в
них корень.
- Докажите, что написаны однокоренные слова?

Сравнение идёт по двум признакам:

а) Сравните их и скажите, что в них общего?
- В этих словах есть общая часть – рыб – (корень)
б) Что можно сказать о значении данных слов?
- Данные слова сходны по значению.

- Сделайте вывод о том, какие слова называют однокоренными.
Слова, которые имеют общую часть (корень) и сходны по значению,
называются однокоренными.

V. Работа в группах на выданных листочках.
Задание: нарисуйте (каждая группа) своё дерево, главным смысловым
центром которого будет корень данного слова:
1 группа – зима
2 группа – лес
3 группа - дом
4 группа - хлеб
5 группа - гриб
(Проверка коллективная)

VI. Работа с учебником.

а) стр. 149, правило.
-Прочитайте правило. Сравните его с выводом, который сделали вы
сами.
б) упр. 349

VII. Физкультминутка.

- Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад.
Если прозвучит слово с корнем лес, то вы садитесь, если услышите
слово с корнем корнем сад, то вы встаёте.

Слова: сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик,
залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

VIII. Самостоятельная работа.

а) Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Корень выделите.
1) нос, носильщик, носик, носатый;
2) час, часок, часть, часовщик;
3) гусь, гусята, гусеница, гусыня;
4) циркуль, цирк, цирковой, циркач.
Внимание! При обосновании используйте 2 признака однокоренных слов.

б) Прочитайте. Из двух цепок слов под каждой цифрой выпишите ту,
которая составлена из родственных слов. Выделите в них общую часть.
1) вода, водичка, водяной; гора, горевать, гористый;
2) холод, морозный, холодный; свет, светлый, светить;
3) лес, лесной, лестница; соль, солонка, солить;
-Почему слова в оставшихся цепочках нельзя считать однокоренными?

IХ. Слуховой диктант.

Садовник побелил стволы деревьев в белый цвет. С дерева прыгнула на белый снег белка.
-Являются ли однокоренными выделенные слова каждого предложения?
Докажите, что вы правы.
(Однокоренные слова: побелил, белый. В слове белка корень -белк-)

Х. Итог урока.

Сделайте вывод по теме по плану:
а) Какие слова называют однокоренными?
б) Каким значком обозначается корень в слове?
в) По каким признакам доказать, что слова однокоренные?


Категория: Русский язык и литература | Добавил: irina66
Просмотров: 15865 | Загрузок: 776 | Рейтинг: 2.5/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 09.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог