Урок: русский язык УМК: система Л.В.Занкова Класс: 2-ой Учебник: «Русский язык», автор А.В.Полякова Тема: Корень слова. Однокоренные слова. Цели: 1) Дать учащимся представление о признаках однокоренных слов. 2) Обогатить словарный запас учащихся. 3) Развивать фонематический слух, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Ход урока I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания: На доске картинки (енот, сетка, ежиха, пенал)
Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах и может разделить их на 2 группы. Какая это буква? На какие две группы она может разделить данные слова? - Эта буква е. Она имеется во всех данных словах. В словах сетка, пенал она обозначает звук [э]-это 1-ая группа. В словах енот, ежиха она обозначает два звука [й’], [э]- это 2-ая группа. - Определи последовательность букв в этом ряду: ера ерб ерв ер… -Строчные е, р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита. - Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
III. Словарно-орфографическая работа. -Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?
-Это слово берёза. -Подберите родовое понятие к слову береза. -Это дерево лиственное. -Назовите его существенные признаки. -У берёзы белая кора и листья в виде сердечка. - Найдите слово берёза в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную. Запомните написание этого слова слова. Берёза растёт в России с незапамятных времен. От цвета коры она получила своё имя, которое обозначает «белый», «светлый». Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы. Берёзовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской берёзы.
IV. Изучение нового материала.
–Рассмотри рисунок и прочитай слова.
Перед вами «словесное» дерево. Его главным центром является корень, он хранит основной смысл слов. От корня «растут» родственные слова. Сколько выросло веток с однокоренными словами? -Напиши сначала слово рыба. Выпиши однокоренные слова. Выделите в них корень. - Докажите, что написаны однокоренные слова?
Сравнение идёт по двум признакам:
а) Сравните их и скажите, что в них общего? - В этих словах есть общая часть – рыб – (корень) б) Что можно сказать о значении данных слов? - Данные слова сходны по значению.
- Сделайте вывод о том, какие слова называют однокоренными. Слова, которые имеют общую часть (корень) и сходны по значению, называются однокоренными.
V. Работа в группах на выданных листочках. Задание: нарисуйте (каждая группа) своё дерево, главным смысловым центром которого будет корень данного слова: 1 группа – зима 2 группа – лес 3 группа - дом 4 группа - хлеб 5 группа - гриб (Проверка коллективная)
VI. Работа с учебником.
а) стр. 149, правило. -Прочитайте правило. Сравните его с выводом, который сделали вы сами. б) упр. 349
VII. Физкультминутка.
- Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, то вы садитесь, если услышите слово с корнем корнем сад, то вы встаёте.
Слова: сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.
VIII. Самостоятельная работа.
а) Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Корень выделите. 1) нос, носильщик, носик, носатый; 2) час, часок, часть, часовщик; 3) гусь, гусята, гусеница, гусыня; 4) циркуль, цирк, цирковой, циркач. Внимание! При обосновании используйте 2 признака однокоренных слов.
б) Прочитайте. Из двух цепок слов под каждой цифрой выпишите ту, которая составлена из родственных слов. Выделите в них общую часть. 1) вода, водичка, водяной; гора, горевать, гористый; 2) холод, морозный, холодный; свет, светлый, светить; 3) лес, лесной, лестница; соль, солонка, солить; -Почему слова в оставшихся цепочках нельзя считать однокоренными?
IХ. Слуховой диктант.
Садовник побелил стволы деревьев в белый цвет. С дерева прыгнула на белый снег белка. -Являются ли однокоренными выделенные слова каждого предложения? Докажите, что вы правы. (Однокоренные слова: побелил, белый. В слове белка корень -белк-)
Х. Итог урока.
Сделайте вывод по теме по плану: а) Какие слова называют однокоренными? б) Каким значком обозначается корень в слове? в) По каким признакам доказать, что слова однокоренные?
|