Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Открытый урок «Поэзия А.С.Пушкина «Птичка Божия не знает...»

СКАЧАТЬ (20.0 Kb) 09.11.2017, 08:02
Шафигуллина Сания Салимовна
учитель начальных классов, МОУ "СШ №4" г.Волжска Республики Марий Эл
Цель: Воспитание у  учащихся культуры чтения, умения видеть красоту родной природы, слушая и читая стихи А.С.Пушкина.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся знания о средствах языка, умение анализировать стихотворение
  2. Развивать творческие способности, воображение, память
  3. Воспитывать любовь к природе

Ход урока:

  1. Приветствие

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться:

    - Всем доброе утро! 

- Какая сегодня погода? Какое утро?

- Кто из поэтов как художник слова рассказал о красоте осенней природы?

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

 2.Сообщение темы урока

 Поэзия – словесное художественное творчество.

– Как вы думаете,  А.С.Пушкин любил осень? Почему?

Осень – любимое время года поэта. Обычно осень в поэзии связана  с грустным настроением, но А.С.Пушкин увядание природы изображает как могучее проявление жизни.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора! очей очарованье!»

-Какое слово подтверждает любовь поэта к осени? (Приятна)

3.Актуализация знаний

 Давайте попробуем совершить путешествие в далёкое прошлое,  в то время, когда жил А.С.Пушкин.

Дети рассказывают:

  1. Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма.
  2. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса.
  3. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья.
  4. У речных берегов – багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил.

Учитель:

 И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Может быть, тогда и родились у поэта такие строчки.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Октябрь уж наступил, уж роща отряхает»

  1. Работа с текстами стихотворений
  1. Первый ряд: «Унылая пора! очей очарованье!» Задание – подчеркните радостные слова.
  2. Второй ряд:«Октябрь уж наступил, уж роща отряхает» - подчеркните грустные  слова.
  3. Третий ряд: «Уж небо осенью дышало» - найдите олицетворение.

Учитель:

-Какое настроение было у поэта? И радостное и грустное. Природа оживает в строчках А.С.Пушкина. Всё красиво и гармонично.А.С.Пушкин  – художник слова.

5. Физкультпауза Звучит флейта. Дети исполняют песню «Осень - невидимка»

День прохладный голубой,

Лес овеян лёгкой дымкой,

Ходит осень невидимкой

И шуршит листвой.

В тихий лес она пришла

Из волшебной светлой сказки,

И деревьям дарит краски

Полные тепла.

Дали чисты и ясны,

На полях покой глубокий.

Улетают в край далёкий

Птицы до весны.

6.Чтение стихотворенияА.С.Пушкина «Птичка Божия не знает..»А.С.Пушкин с волнением смотрит на красоту природы. И эти чувства вдохновляют его на новые строчки. 

Птичка Божия не знает

Ни заботы, ни труда;

Хлопотливо не свивает 

Долговечного гнезда;

В долгу ночь на ветке дремлет;

Солнце красное взойдёт:

 Птичка гласу Бога внемлет,

 Встрепенётся и поёт.

За весной, красой природы,

Лето знойное пройдёт –

И туман, и непогоды

Осень поздняя несёт;

Людям скучно, людям горе;

Птичка в дальние страны,

В тёплый край, за сине море

 Улетает до весны.

7. Анализ стихотворения

  • Какое было настроение у автора, когда он писал стихотворение?
  • Что могло послужить поводом для создания произведения?
  • Чтение вполголоса.
  • Чтение с учителем.
  • Работа с толковым словарём  С.И.Ожегова. Найти значение слов: «внемлет, долговечный, дремлет, глас, непогода»
  • Вторичное чтение. – Можно ли по тексту определить времена года? Подчеркните эти слова («Весна – краса, лето знойное, осень поздняя») Найдите в тексте олицетворение («Солнце взойдёт, лето пройдёт, осень несёт»)
  • Любит ли поэт птицу? Как он называет её? (Птичка) Какая она? Почему птичка Божия? («Бог – творец.Он сотворил птицу»)
  • Как живёт птичка? Найдите в тексте. («Птичка …не знает, …не свивает,,,..дремлет,…внемлет. Встрепенётся и поёт. Улетает») Как ярко, динамично в крошечном по объёму стихотворении рассказано о жизни  певчей птички. –Почему автор использует глаголы? (Они ярче помогают представить жизнь птички)
  • Поэт дважды повторяет «Птичка Божия», «Гласу Бога внемлет» Почему? (Бог любит птичку, он её творец. Птичка беззаботная. Проснувшись по утру, свой день послушно начинает по воле Божьей)
  • Чтение строчек из Библии:

«Взгляните на птиц небесных.

 Они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы.

Отец ваш небесный питает их.»

  • Выразительное чтение стихотворения

8.Подведение итогов урока

  1. Чтение стихотворения «Птичка Божия не знает..» и показ иллюстраций.
  2. А.С.Пушкин  - «жемчужина» русской поэзии. Поэт пишет о том, что ему нравится, что он по- настоящему любит.
  3. «Он приходит к нам с детства, а мы приходим к нему только с годами»

Литература

  1. Коровин В.И.  А.С.Пушкин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. - М.: ТИД «Русское слово-РС», 2001. – 88 с.
  2. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. В 3 т./ред., вступ.статья и комментарии: В. Брюсов. – М.: Государственное изд – во, 1919. – Т.1. – 428с.
  3. Пушкин А.С. Стихи и сказки. - М.: Дет.лит., 1978. – 159 с.


Категория: Русский язык и литература | Добавил: liaisian | Теги: открытый урок, конспект урока, начальные классы, Внеклассное чтение
Просмотров: 2724 | Загрузок: 42 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог