Цель: Воспитание у учащихся культуры чтения, умения видеть красоту родной природы, слушая и читая стихи А.С.Пушкина.
Задачи:
- Формировать у учащихся знания о средствах языка, умение анализировать стихотворение
- Развивать творческие способности, воображение, память
- Воспитывать любовь к природе
Ход урока:
- Приветствие
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Всем доброе утро!
- Какая сегодня погода? Какое утро?
- Кто из поэтов как художник слова рассказал о красоте осенней природы?
Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»
2.Сообщение темы урока
Поэзия – словесное художественное творчество.
– Как вы думаете, А.С.Пушкин любил осень? Почему?
Осень – любимое время года поэта. Обычно осень в поэзии связана с грустным настроением, но А.С.Пушкин увядание природы изображает как могучее проявление жизни.
Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора! очей очарованье!»
-Какое слово подтверждает любовь поэта к осени? (Приятна)
3.Актуализация знаний
Давайте попробуем совершить путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С.Пушкин.
Дети рассказывают:
- Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма.
- Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса.
- Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья.
- У речных берегов – багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил.
Учитель:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Может быть, тогда и родились у поэта такие строчки.
Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Октябрь уж наступил, уж роща отряхает»
- Работа с текстами стихотворений
- Первый ряд: «Унылая пора! очей очарованье!» Задание – подчеркните радостные слова.
- Второй ряд:«Октябрь уж наступил, уж роща отряхает» - подчеркните грустные слова.
- Третий ряд: «Уж небо осенью дышало» - найдите олицетворение.
Учитель:
-Какое настроение было у поэта? И радостное и грустное. Природа оживает в строчках А.С.Пушкина. Всё красиво и гармонично.А.С.Пушкин – художник слова.
5. Физкультпауза Звучит флейта. Дети исполняют песню «Осень - невидимка»
День прохладный голубой,
Лес овеян лёгкой дымкой,
Ходит осень невидимкой
И шуршит листвой.
В тихий лес она пришла
Из волшебной светлой сказки,
И деревьям дарит краски
Полные тепла.
Дали чисты и ясны,
На полях покой глубокий.
Улетают в край далёкий
Птицы до весны.
6.Чтение стихотворенияА.С.Пушкина «Птичка Божия не знает..»А.С.Пушкин с волнением смотрит на красоту природы. И эти чувства вдохновляют его на новые строчки.
Птичка Божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда;
В долгу ночь на ветке дремлет;
Солнце красное взойдёт:
Птичка гласу Бога внемлет,
Встрепенётся и поёт.
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдёт –
И туман, и непогоды
Осень поздняя несёт;
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальние страны,
В тёплый край, за сине море
Улетает до весны.
7. Анализ стихотворения
- Какое было настроение у автора, когда он писал стихотворение?
- Что могло послужить поводом для создания произведения?
- Чтение вполголоса.
- Чтение с учителем.
- Работа с толковым словарём С.И.Ожегова. Найти значение слов: «внемлет, долговечный, дремлет, глас, непогода»
- Вторичное чтение. – Можно ли по тексту определить времена года? Подчеркните эти слова («Весна – краса, лето знойное, осень поздняя») Найдите в тексте олицетворение («Солнце взойдёт, лето пройдёт, осень несёт»)
- Любит ли поэт птицу? Как он называет её? (Птичка) Какая она? Почему птичка Божия? («Бог – творец.Он сотворил птицу»)
- Как живёт птичка? Найдите в тексте. («Птичка …не знает, …не свивает,,,..дремлет,…внемлет. Встрепенётся и поёт. Улетает») Как ярко, динамично в крошечном по объёму стихотворении рассказано о жизни певчей птички. –Почему автор использует глаголы? (Они ярче помогают представить жизнь птички)
- Поэт дважды повторяет «Птичка Божия», «Гласу Бога внемлет» Почему? (Бог любит птичку, он её творец. Птичка беззаботная. Проснувшись по утру, свой день послушно начинает по воле Божьей)
- Чтение строчек из Библии:
«Взгляните на птиц небесных.
Они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы.
Отец ваш небесный питает их.»
- Выразительное чтение стихотворения
8.Подведение итогов урока
- Чтение стихотворения «Птичка Божия не знает..» и показ иллюстраций.
- А.С.Пушкин - «жемчужина» русской поэзии. Поэт пишет о том, что ему нравится, что он по- настоящему любит.
- «Он приходит к нам с детства, а мы приходим к нему только с годами»
Литература
- Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. - М.: ТИД «Русское слово-РС», 2001. – 88 с.
- Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. В 3 т./ред., вступ.статья и комментарии: В. Брюсов. – М.: Государственное изд – во, 1919. – Т.1. – 428с.
- Пушкин А.С. Стихи и сказки. - М.: Дет.лит., 1978. – 159 с.
|