Введение в образовательный процесс современных образовательных технологий становится необходимым условием для реализации ФГОС нового поколения. Сформировать у учащихся основные УУД позволяет технология дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС.
Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Таким образом, технология дифференцированного обучения - это такое построение системы обучения, при котором учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в малые группы внутри класса - внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы - внешняя дифференциация. Этот подход гарантирует усвоение базовых знаний всеми учащимися и одновременно предоставление возможностей для каждого ученика реализовать свои склонности и способности.
Ценность применения дифференцированных заданий заключается в том, что:
- овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;
-учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно – ориентированного обучения;
-дифференцированные задания должны использоваться систематически, так как только в этом случае их внедрение будет давать хорошие результаты.
Благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Дифференцированное обучение способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает выстроить для каждого ученика класса индивидуальную траекторию учебного развития, поверить в свои силы.
Организация дифференцированной работы требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обученности.
1 уровень – в данную группу относят сильных учащиеся с высоким уровнем усвоения учебного материала, с высокими познавательными способностями, которые могут работать самостоятельно. Такие дети получают задания повышенной трудности.
2 уровень – в данную группу относят учащихся со средним уровнем способностей. Для таких ребят необходимо создавать условия в развитии и постепенном переходе в 1 группу
3 уровень – в данную группу относят учащихся с пониженной успеваемостью. Ребятам этой группы нужно уделять особое внимание, помогать, поддерживать.
С большим успехом можно применять на уроке русского языка разноуровневые карточки. Особенность данных карточек состоит в том, что задания в карточках построены по принципу «от простого к сложному». Работая по разноуровневым карточкам, ребята не только проверяют свои знания, но и могут оценить свой уровень выполнения заданий. Ребята ставят отметки на четырёх шкалах. Учитель, проверяя работы детей, анализирует степень сложности заданий для ребят, оценивает уровень развития самооценки.
Карточки разработаны к учебнику Л.Я.Желтовской, О.Б.Калининой «Русский язык» 3 класс. (УМК «Планета знаний»). Использование данных карточек возможно и при обучении по другим УМК.
Карточки разработаны к разделу «Слово. Предложение. Текст» по темам:
1. Слово и его значимые части.
2.Слово и словосочетание.
3.Части речи.
4. Предложение.
Примеры карточек:
Весь текст материала находится в приложенном файле
|