Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уолбутская средняя общеобразовательная школа
им. С.Ф. Маркова»
Поурочный план урока
по русскому языку
во 2 классе
Тема: Речевой этикет.
Слова благодарности.
Учитель начальных классов
Борисова Александра
Гаврильевна
С. Кенг Кёль
Тема: Речевой этикет. Слова вежливости.
Тип урока: конкретизация понятий
Цель: уточнение знаний об употреблении в речи вежливых слов, формирования умения употреблять вежливые слова в разных жизненных ситуациях, этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
– формировать у учащихся представления о нормах этического поведения;
– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
– формировать умение совместно работать в группе;
– способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Регулятивные: высказывают свое предположение на основе работы с иллюстрациями, дополняют задание и сопоставляют с образцом учителя.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного, добывают новые знания используя игровые ситуации, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи, слушают и понимают речь других, обдумывают , обмениваются мнениями, формулируют ответы на вопросы заданные учителем в ходе выполнения задания, речевая деятельность, работа в группе.
Личностные: проявляют интерес к новым знаниям, испытывают желание оказании помощи в обучении товарищам, персонажам урока.
Ресурсы: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями для учащихся), на ватмане «Словарь вежливых слов».
Ход урока:
I. Мотивация ( ситуация успеха)
- Сегодня у нас урок развитие речи. А начнем мы его с такого вопроса:
(На экране): Что такое этикет? (ответы детей)
(На экране ответ на вопрос): Это свод правил поведения в обществе; порядок поведения воспитанного человека, вежливые слова.
- Этикет бывает разный. (Слайды)
- Этикет в одежде, в поведении и в речи. Вот сегодня мы и поговорим о речевом этикете. (на доске тема: Речевой этикет. Слова вежливости.)
- Сегодня у нас в гостях незнакомец с далекой планеты Н. (слайд)
- А пришел он к нам , чтобы научиться вести себя в разных ситуациях и узнать побольше о речевом этикете.
- Готовы помочь?
II. Актуализация знаний
- Тогда сейчас я предлагаю вам выполнить такое задание: вы должны записать вежливые слова, которые употребляют люди в таких ситуациях.
Ситуации написаны у вас на листе. (показ)
Встреча, обращение, прощание, извинения, просьбы, благодарность
(дети пишут по группам слова вежливости)
- Справились с задачей?
- Давайте нашему незнакомцу расскажем, в каких ситуациях, какие вежливые слова нужно употреблять.
(представитель группы выходит и читает)
- Молодцы!
III. Решение частных задач
- А как вы думаете, все ли слова вежливости мы с вами вспомнили? Слов вежливости много. Сейчас я предлагаю заглянуть в волшебную книгу вежливых слов, чтобы дополнить свои знания. (слайд - книга)
- Ребята, смотрите в волшебную книгу и найдите те слова, которые вы не записали. Запишите их.
(встреча: здравствуйте, привет, добрый день, доброе утро, добрый вечер, доброго здоровья, приветствую тебя
Обращение: уважаемая, дорогая, любимая, ..
Прощание: До свидания, до новых встреч, пока, до встречи, до завтра
Извинения: извини, простите, простите пожалуйста, извините пожалуйста прошу прощения
Просьбы: прошу Вас, будьте добры, будьте так любезны, пожалуйста
Благодарность: Благодарю спасибо, большое спасибо, чрезвычайно признателен.)
- Давайте объединим наши работы и создадим единый словарь вежливых слов. (повесили листочки и создали словарь волшебных слов)
- Теперь мы знаем много волшебных слов.
IV. Выполнение предложенного задания
- Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение про очень вежливого мальчика по имени Петрусь. (читает ученик)
Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить (слайд мальчика)
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке: (слайд – сторожа)
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! –
Дед ругнул его спросонок: (слайд – испуганного деда)
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку: (слайд – мальчик дергает девочку)
- Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку – (слайд – обиженной девочки)
Как невежлива девчонка!
Нес знакомый стопку книг, (слайд – человек несет книги)
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи! (слайд – упали)
- Извините, добрый вечер!
- Ты, – знакомый закричал, –
- И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он? (слайд – Петрусь и большой знак вопроса)
- Как вы думаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Ведь он говорил вежливые волшебные слова. (ответы детей)
- Так можно поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?
- Так отчего же зависит сила волшебных слов?
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть вежливыми.
- Не даром в народе говорят: Первый шаг к доброте – это доброе слово. (Слайд)
Игра «Озвучь картинку». Посмотрите на картинку и дополните слова данной ситуации. (Слайды - Картинки )
(1. здоровающиеся люди
(2. Прощающиеся люди
(3. Дарят подарок
– Если вы затрудняетесь, можете воспользоваться нашим словарем.
V. Итог урока
- Вежливые слова вы знаете, запомнили их. Попробуйте вместе со мной дополнить веселое стихотворение.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
- Ребята, пора нашему незнакомцу отправиться на свою планету Н. Посмотрите он уже готов к полету и произносит нам волшебные слова. (Слайд – до свидания! Благодарю за помощь!)
(слайд – ракета и улетает)
|