Урок: русский язык
УМК: система Л.В.Занкова
Класс: 2-ой
Учебник: «Русский язык», автор А.В.Полякова
Тема: Род имён существительных
Цели: 1) Дать учащимся представление о роде имён существительных. 2)Формировать умения распознавать род имён существительных. 3) Обогатить словарный запас учащихся. 4) Развивать фонематический слух, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Грамматическая сказка.
- Сейчас я вам прочту сказку. Как у слов – существительных род появился Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён». А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стол и стул, дом, мир и т.д.) Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и другие.) А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)
Вот так род существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала секрет различия рода существительных, а вам ещё предстоит открыть секрет узнавания рода имени существительного.
Женский род запомню я И скажу: «Она моя». И запомню род мужской, И опять скажу: «Он мой». Средний род – оно, моё! Это правило – твоё!
III. Работа с учебником. 1). Знакомство с правилом (С.109) 2).Самостоятельная работа – упр. 240
IV. Творческая работа. Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род. сосна - …(насос) кулак - …(кукла) каприз - …(приказ) камыш - …(мышка) коршун - …(шнурок) уклон - …(клоун)
V. Зрительный диктант. Запись на доске: Скворечник – это… для птиц. … - это дом для собаки. Солонка – это… для соли. … - это посуда для масла.
(Справка: дом, конура, посуда, маслёнка.)
- Подчеркните знакомые орфограммы. - Укажите род и число существительны.
VI. Самостоятельная работа. «Подбери пару». отец – дедушка – дядя – бык – брат – мальчик – баран - Что общего в этих словах? (1. Это существительные. 2. Они все мужского рода. 3. Все эти существительные имеют форму единственного числа. 4. Все эти существительные отвечают на вопрос кто? 5. Это одушевлённые существительные.)
Выполните задания: 1. Подберите к одному существительному мужского рода парное существительное женского рода и запишите его, например: ученик – ученица. 2. Подчеркните знакомые орфограммы. 3. Назовите слова, которые нельзя переносить. 4. Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.
VII. Подведение итогов. Как распознать род имён существительных?
VIII. Домашнее задание: упр. 241, правило с 109.
|